В.П. Внуков. Артиллерия.

«Прожзвук Сперри»

      В ту же ночь неприятельские самолеты повторили свой налет. Казалось, теперь самолеты противника могут безнаказанно летать, пользуясь своей невидимостью.
 
Звукоулавливатель «Сперри»
       Рис. 302. Звукоулавливатель «Сперри»
 
      Но это только казалось. В действительности техника противовоздушной обороны предусмотрела и эту возможность, снабдив зенитные батареи специальным комплектом приборов.
      Вот где-то вдали послышался характерный звук мотора и пропеллера самолета. Этот звук тотчас схватывают большие, широко расставленные «уши» звукоулавливателя (рис. 302).
      Но почему у него не одно, а четыре «уха»?
      Понять это нетрудно, если вспомнить, что направление на звучащий предмет мы определяем благодаря неодновременности прихода звука к правому и левому уху. Человек, глухой на одно ухо, не может даже приблизительно верно сказать, с какой стороны слышит он звук.
      Но пара ушей позволяет определять только азимут источника звука, а для самолета этого мало: надо знать еще его угол места. Вот для этого-то и нужна вторая вертикальная пара «ушей»-рупоров звукоулавливателя.
      «Слухачи» звукоулавливателя поворачивают каждый свою пару рупоров до тех пор, пока им не покажется, что самолет находится прямо перед ними. Тогда звукоулавливатель будет направлен в самолет. Повороты его учтет сложный прибор-автомат, так называемый «корректор». Он исправляет показания звукоулавливателя, учитывая все его неизбежные ошибки, вызываемые сравнительно незначительной скоростью распространения звука, влиянием ветра на звуковые волны и тому подобное.
      Из корректора выработанные им данные о положении самолета передаются по проводам на пост управления (рис. 303 и 304).
 
       Рис. 303. Пост управления системы «Прожзвук Сперри»
 
       Рис. 304. Как выглядит сверху пост управления
 
      Имеется две большие шкалы и два маховика. По показаниям на шкалах, полученным от корректора, командир в любой момент узнает, куда надо направить прожектор, чтобы его осветил самолет.
      Вот как это достигается. С постом управления соединен проводами не только звукоулавливатель, но и прожектор-искатель (рис. 306). Взглянув на шкалы, командир узнает, куда направлен в этот момент прожектор, насколько его направление отличается от направления звукоулавливателя. Вращая маховики, командир заставляет электромоторы повернуть прожектор в ту же сторону куда направлен звукоулавливатель, то-есть на самолет.
      Вот на обеих шкалах стрелки прожектора совпали точно стрелками звукоулавливателя. Это значит: прожектор-искатель повернулся как раз так, как нужно, он смотрит теперь на самолет. Командир подает команду.
      Внезапно вспыхивает яркий луч. На конце его ясно виден сверкающий силуэт самолета. Его тотчас же подхватывают еще два луча прожекторов-сопроводителей (рис. 305).
 
       Рис. 305. Прожекторы «поймали» самолет
 
      Враг пойман. Теперь ему не вырваться из цепких световых клещей. Прожектор-искатель, связанный со звукоулавливателем, тухнет; он сделал свое дело и готов снова к поимке другого самолета.
 
Прожзвук Сперри
       Рис. 306. «Прожзвук Сперри» дает согласованную работу звукоулавливателя и прожектора
 
      Ярко освещенный самолет – это уже обычная цель для зенитных батарей: они быстро осыпают его снарядами.
      Не удается прорваться врагу и на этот раз.
      Звукоулавливатели помогают бороться с самолетами не только ночью: в туман, в облачную погоду они разыскивают невидимого воздушного врага и непрерывно направляют на него ПУАЗО. Дальше уже все идет, как обычно. ПУАЗО направляет пушки, а пушки своим огнем уничтожают или прогоняют самолеты противника.
      Современная техника обеспечивает возможность успешной борьбы артиллерии с воздушным врагом почти при любой обстановке.
      Но не одна лишь артиллерия ведет эту борьбу. На пример для отражения налета фашистских бомбардировщиков республиканцами героической Испании вы уже видели, что вместе с зенитной батареей действовали и самолеты-истребители. Так оно и должно быть. Зенитная артиллерия встречает врага своим огнем с земли, а истребители добивают его в воздухе. Иной раз бывает и наоборот: первыми вступают в бой истребители, стараясь при этом загнать противника в зону обстрела зенитных батарей. Когда враг войдет в эту зону, тогда истребители, конечно, уходят вверх или в сторону, чтобы самим не попасть под огонь своих батарей. А как только противник выйдет из-под зенитного огня, истребители вновь атакуют его.
Читать далее


Содержание

Война окончена 1-я страница


адрес сайта

Случайная статья:

Rail-road armor - Civilian War, the armored trains of the Reds

WoWS - Как работают ББ и ОФ снаряды. Система повреждений кораблей.

Совместная эксплуатация мужчины работодателем и женщиной.

Ships sunk by Soviet aircrafts in Baltic

Торпедные катера ВМФ СССР - ТТХ и фото