В.П. Внуков. Артиллерия.

Затормозить откат

      Наводка закончена. Остается только произвести заряжание и выстрелить. Это сделать уже совсем просто.
      Заряжающий с подготовленным патроном стоит около пушки слева, позади наводчика и ждет соответствующей команды. Вот слышится команда «Огонь!» – и заряжающий быстрым движением правой руки вталкивает патрон в ствол.
      Замковый тотчас закрывает затвор.
      Наводчик еще раз быстро проверяет наводку, которая могла несколько сбиться от толчков при заряжании. Затем, отняв глаз от окулярной трубки, наводчик берется за рукоять спускового механизма и докладывает – «Готово».
      Команда «Орудие!» – и сразу же раздается выстрел.
      В момент выстрела пушка вздрагивает, и ствол ее быстрым движением устремляется назад, как будто хочет сорваться с лафета (рис. 231); однако его что-то удерживает, и он плавно и без всякого шума возвращается на свое место.
 
       Рис. 231. В момент выстрела ствол откатывается назад
 
      Затем слышится звук открывающегося затвора: замковый успевает схватить ручку рукоятки затвора в тот момент, когда ствол еще движется, накатываясь вперед.
      На землю со звоном вылетает стреляная гильза.
      В это время наводчик уже восстанавливает сбившуюся слегка наводку, он смотрит в панораму, проверяет уровень прицела, работает одновременно обоими механизмами наводки. Не проходит и трех секунд после выстрела, как орудие вновь готово к стрельбе.
      Во всей этой картине имеется только одна не совсем понятная вам деталь – движение ствола. Почему ствол «отъехал» при выстреле назад и затем снова вернулся в свое прежнее положение?
      Откат ствола назад вызван был напором пороховых газов – отдачей. Сила толчка была так велика, что если бы ствол не был закреплен на лафете и ничто не мешало бы его движению, то он отлетел бы назад на десяток метров. А если бы ствол был жестко связан с лафетом, то все орудие покатилось бы назад на несколько метров. Все механизмы орудия получили бы при этом сильное сотрясение, а наводка орудия была бы совершенно сбита, пришлось бы его наводить заново.
      Так и было в старинных орудиях.
      Взять к примеру хотя бы пушки времен Севастопольской обороны (рис. 42). Стволы этих пушек своими цапфами лежали прямо на лафете – были жестко с ним связаны. Мы уже знаем, что при выстрелах эти пушки подпрыгивали и далеко откатывались.
      с такой силой, что стоять вблизи них было опасно. Орудийный расчет каждый раз перед выстрелом должен был отходить в сторону. Стреляли тогда еще дымным порохом. Дыму было так много, что после выстрела ничего не было видно. И после каждого выстрела пушка оказывалась на новом месте и смотрела совсем не туда, куда нужно. Приходилось тратить несколько минут и много сил, чтобы опять вернуть пушку на место и восстановить наводку. Из этих пушек, конечно, нельзя было быстро стрелять.
      Особенно трудно было накатывать тяжелые орудия. Это требовало очень больших усилий. Поэтому естественно было стремление всячески затормозить откат орудия и помочь людям накатывать его на прежнее место. На рисунке 232 показаны «предки» современных противооткатных приспособлений, назначение и действие которых не требуют особых пояснений.
 
противооткатные приспособления
       Рис 232. Так развивались противооткатные приспособления: сначала за колесами пушки ставили клинья (пушка образца 1877 года); затем присоединим еще к лафету тормоз (пушка образца 1904 года.)
 
      Понятно, что и клинья, и тормоз отката всего орудия значительно сокращали время подготовки орудия к каждому выстрелу.
      Но все же время это оставалось значительным, так как наводка орудия неизбежно сильно сбивалась при откате и накате жесткого лафета орудия. Понятно и то, что тормоз отката всего орудия требовал устройства для него прочной платформы. Это можно было сделать в крепости или для тяжелых осадных орудий, но это лишило бы необходимой подвижности полевую артиллерию.
      Все эти причины и привели к введению в нашем веке гораздо более совершенных орудий «с откатом по оси ствола».
      Вместо отката всего орудия теперь откатывается лишь один ствол, лафет же упирают в землю с помощью особой лопаты – сошника (рис. 231). Откат ствола современного орудия тормозится с помощью гидравлического тормоза, а накат его на свое место выполняется пружинным или воздушным накатником.
      Вместо резкого и сильного толчка всего жесткого лафета назад, теперь станок лафета испытывает мягкое, более слабое и продолжительное давление, которому уже не под силу столкнуть лафет, упершийся сошником в землю.
      Лафет только вздрагивает при выстреле, но удерживается на месте: отката всего орудия не происходит.
      Большая часть энергии отдачи уходит теперь на откат ствола: этой энергии было бы вполне достаточно, чтобы далеко отбросить ствол, если бы мы не приняли никаких мер. Но эти меры приняты. Механизм, который противодействует откату ствола, ограничивает этот откат, скрыт в «салазках».
      Вместе с этими «салазками» и скользит ствол орудия при откате и накате по той части орудия, которую называют «люлькой».
      Принцип устройства современного гидравлического тормоза можно понять, если взглянуть на рисунки 233 и 234.
 
       Рис. 233. Схема действия гидравлического тормоза и воздушного накатника полковой пушки
 
      Самое название тормоза отката «гидравлический» указывает, что здесь для торможения используется сопротивление жидкости.
      На рисунке 233 вы видите цилиндр тормоза, наполненный жидкостью; внутри цилиндра помещен поршень со штоком. В поршне имеются узкие отверстия.
 
       Рис. 234. Расположение цилиндров, резервуаров и канала гидравлического тормоза и воздушного накатника полковой пушки, как оно выглядело бы на разрезе орудия непременно, притом как можно скорее, вернуть ствол на его прежнее место.
 
      Цилиндр этот является одним из каналов салазок и при откате ствола движется с ним вместе назад. А поршень остается неподвижным: его шток прикреплен к люльке.
      Когда цилиндр вместе с наполняющей его жидкостью двинется назад, жидкость упрется в поршень и тем самым начнет тормозить ствол; правда, она при этом будет переливаться, – вернее, с трудом пробрызгиваться, через каналы в поршне из передней части цилиндра в заднюю. Но каналы эти такие узкие, что при быстром движении цилиндра пробрызгивание жидкости будет происходить с большим трением. На преодоление этого трения и уйдет большая часть энергии отдачи – ствол быстро остановится.
      Благодаря действию гидравлического тормоза ствол уходит назад недалеко, всего примерно на 1 метр. Но само собой разумеется, что в таком положении оставить ствол нельзя: нужно
      В полковой пушке эту работу выполняет воздушный накатник, помещенный в тех же салазках, что и тормоз отката. Он, точно пружина, посылает ствол вперед на свое место. Пружиной тут является воздух: при откате ствола он сжимается, а затем вновь расширяется и толкает ствол вперед.
      Принцип устройства воздушного накатника можно понять, если взглянуть на рисунок 233.
      Накатник состоит из трех цилиндров: одного длинного и двух коротких. В длинном цилиндре, так же как и в цилиндре тормоза, имеется поршень со штоком и жидкость. Только поршень здесь не имеет отверстий. Короткие цилиндры содержат воздух, сжатый давлением в 25 атмосфер; поэтому их и называют «воздушными резервуарами». Они каналами сообщаются с длинным цилиндром. На рисунке 233 для упрощения показан только один воздушный резервуар, а на рисунке 234 видны все цилиндры и резервуары.
      При откате ствола с ним вместе отходит и цилиндр накатника, поршень же остается на месте: его шток прикреплен к люльке. Так как пространство, отведенное для жидкости, при движении цилиндра накатника уменьшается, то жидкость тем самым загоняется в воздушные резервуары; в результате давление воздуха в них возрастает больше чем в два раза (до 68 атмосфер).
      Но вот наступает момент, когда откат прекращается. Сжатый воздух стремится расшириться: он выгоняет жидкость снова в цилиндр накатника и тем самым толкает обратно этот цилиндр, а также и скрепленный с ним ствол. Ствол движется вперед и становится на свое прежнее место.
      Существует, наконец, еще одно средство, противодействующее откату, – это применяемый для некоторых орудий дульный тормоз. О нем вы уже знаете: он описан в главе третьей.
      Теперь вам понятно, чем достигается устойчивость современного орудия при выстреле и почему наводка при откате сбивается очень мало. А если наводка орудия сбивается мало, то и восстановить ее нетрудно. Опытному наводчику требуется на это всего 2-3 секунды.
      Итак, наводка восстановлена, орудие снова готово к выстрелу.
      Теперь вы знаете все, что необходимо знать наводчику орудия, чтобы произвести выстрел. Выстрелить вы умеете.
      Но сумеете ли вы поразить цель?
      Ведь задача артиллерии-поражать своим огнем те цели, с которыми не всегда справляются другие войска.
      Давайте попробуем теперь пострелять. Посмотрим, как стреляет артиллерия в различных случаях по различным целям.
Читать далее


Содержание

Война окончена 1-я страница


адрес сайта

Случайная статья:

Rail-road armor - Civilian War, the armored trains of the Reds

Бинокль, перископ, стереотруба

Why these Russians do it. Chechnya 1999 - 2000

WW1 Russian Garford heavy armored cars in world war I and civil war

ВООРУЖЕНИЕ ТАНКА Т-34