Click for ENGLISH language

Авиация второй мировой войны

По мере того, как шла война на востоке, русские пилоты набирались все больше опыта и самолеты у них стали первоклассными. Наши самолеты становились все тяжелее и тяжелее, а русские пошли по иному пути, строя самолеты со все лучшей скороподъемностью и маневренностью. Русские действительно создавали самолеты с отличной аэродинамикой.
Friedrich Obleser, люфтваффе, JG52


Состав советских воздушных сил

назв.ВВСПВОАДД (ДБА)Флотские силы
Применение (задачи) прикрытие войск, эскорт, патрулирование, штурмовка, ближняя разведка и бомбардировка... защита определенных зон (перехват бомберов и разведчиков) дальняя разведка и бомбардировка морские задачи для БФ (Балтика), ЧФ (Черное море), СФ (север), ТФ (Тихий океан)

Разность задач для типов истребителей. Лавками обычно вооружали полки, ориентированные больше на наступательные задачи: завоевание господства в воздухе, прикрытие наземных войск с перехватом; а Яками - на оборонительные: сопровождение БА, РА и ША.
истребитель советский Лавочкин
вечный огонь РЕЗУЛЬТАТИВНЕЙШИЙ БОЙ ВСЕХ ВРЕМЕН

     6 июня 1943г. Александр Константинович Горовец (ст.лейт. 88ИАП) атаковал большую группу немецких пикировщиков. Одинокий Ла-5 сбил 9 (девять!) Ju87 и заставил остальных отступить, сбросив бомбы мимо цели. Когда его атаковали четыре немецких истребителя, у него уже закончились боеприпасы, и герой погиб. Данные подтверждены наземными войсками, наблюдавшими жестокую схватку.


Советские асы истребители бомбардировщики Асы-иностранцы в СССР

Миг-3 Клятва
Клятва: истребительный полк получает статус гвардейского.
Галереи асов-истребителей фото фото фото фото фото фото фото фото фото фото фото фото фото фото
Фото и список побед Кожедуб Фото и список побед Речкалов Фотогалерея Покрышкин Фотогалерея Сафонов
Фото Женщин асов-истребителей Фото Женщин асов-ночников Фото Женщин асов-бомбардировщиков
Галереи асов-бомбардировщиков фото фото фото фото
Галереи асов-штурмовиков фото фото фото фото



Подсчет воздушных побед во 2МВ
Разные страны использовали различные системы подсчета и критерии воздушных побед. Так что прямое сравнение цифр не дает полной картины результатов.

  • СССР и Италия использовали "коллективисткий" способ, особенно в Испанской Гражданской Войне и в начале 2й Мировой. Если группа самолетов сбивала самолет противника, каждый пилот получал на свой счет групповую победу. Конечно, личную победу пилот получал если сбивал врага индивидуально. Общий счет большинства истребителей выглядит как сумма личные+групповые
    Для советских пилотов было достаточно трудно подтвердить свою победу. Кроме того, до 1943г не засчитывались самолеты, упавшие на вражескую территорию.
    Победы наших истребителей иногда оспаривают, аргументируя меньшими данными соответствующих потерь в архивах противника. Но эти данные ненадежны сами по себе, т.к. немцы стремились приуменьшить свои потери.
    Например: Bf109G, принужденный к посадке советскими пилотами на Кубани в апреле 1943 (имеются кино- и фотодокументы), по немецким документам числится уничтоженным самими немцами еще в феврале 1943 во время отступления от Сталинграда.

  • США и ВеликоБритания - математический способ. Победа, одержанная в группе, делилась на количество пилотов, и каждый пилот получал ее часть (0.25 , 0.33 , 0.5 и т.п.). Разумеется, за личные сбитые самолеты пилоты получали целые числа побед.

  • Франция. Личные, групповые и даже возможные победы засчитывались пилоту как личные. Система подтверждения была очень либеральна, в отличие от французской жесткой системы времен 1й мировой.

  • Румыния. Начиная с 1944, истребители получали 3 победы за сбитие 4-6 моторного самолета , 2 победы за 2-3 моторный самолет, и 1 победу за 1 моторный самолет.
    Например: Кантакузино имел 56 подтвержденных побед, но действительно сбил лишь 43 самолета.

  • Япония - не велось личных счетов пилотов. Вся известная информация взята из личных записей пилотов, т.е. ненадежна и сильно преувеличена.

  • Финляндия. Некоторые асы имеют странные заявки.
    Например: Ютилайнен имеет победы над P51 Mustang и P38 Lightning. Но таких самолетов просто не было на том ТВД...

  • Германия - простейший случай. Декларирован принцип "Один пилот - одна победа", т.е. никаких дробных счетов и групповых побед. Однако, известны случаи, когда немцы заявляли в несколько раз больше побед, чем было сбито на самом деле.
    Например: 4 июля 1943 г. 2 Хемпдена, 3 ДБ-3Ф (9ГМТАП) и 2 штурмовика Ил-2 северного флота атаковали в Варангер-фьорде немецкие корабли. Истребительное прикрытие (7 Аэрокобр) потеряли ударную группу из-за плохих погодных условий. 6 Bf109, которых вел командир 7/JG5 Теодор Вайсенбергер, атаковали выходившие из атаки бомбардировщики. 1 Ил-2 был сбит сразу, еще 1 Ил-2, 2 Хемпдена и 1 ДБ-3Ф сели на воду при возвращении на базу, и лишь двум оставшимся торпедоносцам удалось, дотянуть до своих. Спасение большей части сбитых экипажей торпедными катерами несколько смягчило горечь поражения. По результатам этого боя немецкие пилоты сделали донесение о 16 сбитых самолетах противника, в том числе 7 побед записал на свой счет Вайсенбергер. Hад целью немецкие летчики могли видеть падение только одного самолета (и получить на него подтверждение от своих моряков). Еще четыре самолета сели на вынужденную уже при отходе домой и маловероятно, что немцы это видели. Итого, из заявленных 16 немцы реально сбили 5.



    Касательно несовпадения цифр побед в советских отчетах и потерь в немецких, то они объясняются следующими причинами:
    1) Широко применяшийся немцами метод "размазывания" потерь: потери, понесенные в одном месте, распределялись в журналах на несколько мест. А потери одного дня - на несколько дней.
    2) Фиксирование немецкими командирами боевых потерь как небоевые (болезни, поломки).
    3) Безвозвратно утерянные в ходе военных действий архивы.
    4) Часть германских архивов даже не обработанна до сих пор.




    ЛТХ советских самолетов
    Истребители И-15 и И-16
    Истребители МиГ
    Истребители Як
    Истребители ЛаГГ и Ла
    Двуместные бипланы
    Тяжелые и средние бомберы
    Штурмовики и пикировщики
    Морские разведчики
    Звено СПБ

    боевая авиация советского союза победный маневр
    Советские авиаторы у бомбардировщика после боя (поздравление с успешным боевым вылетом) Ленинград, 1942

    Фото самолетов Петлякова Пе-2 , Пе-3 , Пе-8 (ч/б)
    Фото штурмовиков Ил-2 , Ил-2 , Ил-2 , Ил-2 , Ил-10
    Фото истребителей Яковлева , Як-9 (ч/б)
    Фото истребителей И-152 , И-153 , И-16 (цвет)
    Фото бомбардировщиков , Ил-4 (ч/б)
    Фото легких бипланов У-2 (цвет)
    Фотографии британских самолетов (ч/б)
    Фото американских самолетов Б-25 А-20 П-40 П-39
    Фотографии сбитых истребителей ФВ-190 (ч/б)
    Фотографии сбитых бомбардировщиков Ю-88 (ч/б)
    Фотографии сбитых разведчиков (ч/б)
    Фотографии трофейных самолетов (ч/б)
    Фотографии трофейных истребителей (ч/б)
    Фотографии трофейных реактивных самолетов (ч/б)
    Рисунки Як-1
    Рисунки Як-3 и Як-1Б
    Рисунки Як-9Т и Як-9К
    Рисунки Ла-5
    Рисунки И-15 и И-15бис
    Рисунки И-16
    Рисунки Аэрокобр


    Як-3. Инструкция летчику по эксплуатации и технике пилотирования самолета :

    Подготовка к полету * Взлёт и набор высоты * Пилотаж * Окончание полета * Кабина

    Як-7Б. Памятка летчику самолета . Оборудование кабины

    Ил-2. Инструкция летчику по эксплоатации (по принятым тогда правилам орфографии) : Кабина и приборы * Проверка * Полёт * Воздушный бой

    РЛЭ (Руководство по лётной эксплуатации) самолётов ЛаГГ-3 и Ла-5ФН

    Временное техническое описание истребителя Як-9
    Техническое описание истребителя Як-9У

    Поршневой истребитель Миг-9 Информация и факты про боевые самолеты СССР и других стран второй мировой войны
    260-я САД. советские летчики обсуждают воздушный бой.

    Чертежи тактических приемов из блокнота А.И.Покрышкина

    Тактика истребительной авиации в 1943 : Часть 1 Часть 2 Часть 3 Характеристики истребителей

    Инструкция по воздушному бою истребительной авиации, 1945 : Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

    Ленд-Лиз

    Приказы наркома обороны СССР :
    Порядок награждения летного состава за боевую работу (1941)

    Действия истребителей по уничтожению бомбардировщиков (1942)

    Установление понятия боевого вылета для истребителей (1942)

    О наградах и премиях для личного состава ВВС (1943)


    Выпуск самолетов во второй мировой войне

    Цвета трассеров авиапушек по мемуарам летчиков

    Фронтовые прозвища самолетов ВОВ


    209-й бомбардировочный авиаполк:
    Боевая работа Личный состав 209 БАП 209 БАП

    Установление понятия боевого вылета для истребителей
    Предполетный инструктаж


    Российские и советские опознавательные знаки

    Символика авичастей СССР

    Личные эмблемы асов



    Польская авиация . Румынская авиация .

    Информация и факты про боевые самолеты СССР и других стран второй мировой войны. Авиация Советского Союза. Герои ВВС.

    Корабли, уничтоженные советскими самолетами на Балтике
    , в Арктике


    Авиасалон МАКС-2015 фото и видео

    Война окончена 1я страница Почта

    История Авиации: ||| 1я мировая ||| Испания ||| Китай ||| Корея ||| Вьетнам ||| Афганистан |||

    старт