Click for ENGLISH language

Русская авиация в 1-й Мировой и Гражданской войнах

РИА в 1-й мировой войне        Перед первой мировой войной русская военная авиация состояла из 39 авиаотрядов (1 полевой, 30 корпусных и 8 крепостных), насчитывавшими в своём составе 263 аэроплана.
       Осенью 1917 года воздушный флот России состоял из 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряда (армейские, корпусные и истребительные), Эскадры воздушных кораблей (4 боевых отряда), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотрядов, 1 дивизиона корабельной авиации; также были школы, авиапарки, поезда-мастерские, авиацонные и воздухоплавательные базы и т.д.
       В течении первой мировой войны авиационные отряды Императорского военно-воздушного флота частично были сведены в 'боевые авиагруппы' (БАГ):
            1БАГ (2КАО, 4КАО, 19КАО) командир А.А.Казаков
            2БАГ (3КАО, 7КАО, 8КАО) командир Е.Н.Крутень
            3БАГ (1КАО, 11КАО, 22КАО) командир П.В.Аргеев
            4БАГ (5АОИ, 13АОИ, 15АОИ)



четырехмоторный. Императорский военно-воздушный флот и РККВФ
Илья Муромец - "имперский бомбовоз"
Илья Муромец (1й полет - 1913 !) это 4-моторный биплан гигантского размера с тянущими винтами. Конструктор - Сикорский. Был отличным инструментом для дальней разведки (включая съемку аэрофотоаппаратами) и бомбардировки (бомбоприцел - начиная с серии В). Продолжительность полета 4..5 часов c бомбами и до 10 без бомб. Бомбовая нагрузка набиралась из множества мелких бомб (9, 11, 16 кг) или нескольких крупных (82, 160, 245 кг). Бомбоприцел был очень точный: 60..90% бомб попадало в цели. Другие приборы тоже были весьма хорошими, с их помощью Муромцы совершали ночные полеты с начала войны.

В 1914 создана Эскадра воздушных кораблей, 1я в мире группа стратегической бомбардировки. Она состояла из нескольких отрядов. Другие отряды тоже имели Муромцы, например 14КАО.
За время войны Муромцы совершили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку вражеских позиций, ж.д. узлов и штабов.

Подробнее (ТТХ и фотографии)
Первая боевая потеря И.М. - 5 ноября 1915 : при бомбардировке ж.д. станции Барановичи был сбит зенитками корабль штабс-капитана Озерецкого. Больше потерь от зенитного огня не было. Отмечены случаи подавления зенитных батарей огнем пулеметов с Муромцев.
Большинство вылетов были одиночными, но совершались и групповые. Например, 4 сентября 1916 года 4 И.М. уничтожили немецкую станцию гидропланов на озере Ангерн.
В течении войны количество пулеметов и автоматических ружей возросло с 3 до 8, И.М. начиная с серии Г имел сферический обстрел. Этого было вполне достаточно для охлаждения пыла вражеских истребителей: только один И.М. (лейтенанта Макшеева) был сбит ими, и немцы потеряли 3 самолета из 4 в этом бою (12 сент. 1916).
19 июля 1915 года произошел 1й воздушный бой - И.М. лейтенанта Башко отбился от 3 Брандербургов, сбив 1 из них. Корабль получил повреждения, но благополучно приземлился на двух двигателях. Всего Муромцами было сбито не менее 12 самолетов противника.
Другие схватки: 6 июля 1915 года 3 Хейнкеля напали на одинокий Муромец,2 из них были сбиты.
1 апреля 1916 года немцы потеряли один Брандербург из двух, пытавшихся атаковать И.М., бомбивший ж.д. станцию Бугач.
В июне 1916 года 4 Фоккера атаковали И.М. капитана Лаврова, три из них были сбиты, 4й поврежден. Корабль был поврежден, вышел из строя один из двигателей, но это не помешало ему вернуться на аэродром.
8 мая 1917 г. капитан Клембовский на И.М. вступил в бой с тремя Фоккерами и сбил 2 из них. На Муромце вышел из строя один из двигателей.
Корабль под командой капитана Нижевовского после бомбежки станции Троян был атакован двумя вражескими истребителями. Экипаж отбил атаку, сбив один из них.
Современная реплика Муромца Сикорского в Центральном музее ВВС РФ. РИА 1мв
кликни для увеличения


Всего было построено примерно 80 И.М.

11 мая 1917 у города Микулиста вместе со всем экипажем разбился корабль лейтенанта Лаврова. Инцидент был результатом преднамеренного "революционного" саботажа - была подпилена одна из стоек. В конце 1917 года боевая деятельность ЭВК была парализована бандами солдат, попавшими под влияние либеральных, а затем красных агитаторов и украинских националистов.

Летающие лодки Григоровича        Летающие лодки FBA        Другие гидросамолеты

Самолеты С-16       Самолеты МБ       Самолеты Анатра        Самолеты Лебедь

Авиаживопись

Совjетски борбени авион в строю

Другие самолеты

Хотя было еще несколько отечественных конструкций, но большую часть русских воздушных сил составляли иностранные самолеты. Они строились на наших заводах (напр. Дукс, РБВЗ (Руссо-Балт), Щетининский ПРТВ (Гамаюн), Лебедевский, Анатра), покупались в Франции, Англии, Италии.

Самолеты Ньюпор

Самолеты Ньюпорт Императорский военно-воздушный флот России
Более половины российских истребителей составляли Ньюпоры (закупались во Франции и строились в России)

Ч/Б фотогалереи: Ньюпор Ньюпор 10 Ньюпор 11 Ньюпор 21

Ч/Б фотогалереи: Ньюпор 17 1МВ Ньюпор 17 ГВ Ньюпор 23 Ньюпор 24бис Ньюпор 24 / 25

Схемы окраски: российских Ньюпоров российских Ньюпоров советских Ньюпоров

Ньюпоры в живописи

Aerei da combattimento sovietico
Ньюпор 17 и Сопвичи 1,5-стоечные красных (25РАО)

Бомбардировщики Сопвич Истребители Сопвич

Истребители СПАД Разведчики СПАД

Истребители Виккерс Истребители Ансальдо

Моран-Солнье Истребители Разведчики тип L тип G

Самолеты Вуазен Самолеты Фарман Самолеты Кодрон

Схемы окраски Вуазенов

Двухместные самолеты: Ньюпор IX, X, XII; Моран Парасоль L, P; Сопвич 1 1/5;
Вуазен L, LA, LAS, LBS, "Вуазен Иванова";
Фарман F.15, F.16, F.20, F.22, F.27, F.30, F.30бис, F.40, F.42;
Кодрон G.3, G.4; SPAD A.2, A.4; B.E.2; F.E.2.

Также использовались трофейные немецкие Альбатрос B, C; Румплер; Роланд; ЭльФауГе; Брандербург C; Авиатик;
австрийские Берг; Бристоль; Шнейдер
поплавковые Фридрихсгафен-49c, Брандербург-Ханза, GW, W-12, W-25, W-32, Саблатниг-5;
английские и французcкие S.E.5a; R.E.8; Avro 504; D.H.4, D.H.9; Фэйри; Бреге 14; Сальмсон 2a; LWF V Вильсон-Стуртеван; и т.д.
Было даже несколько авиаотрядов, полностью укомплектованных "пленными аппаратами".
Построено более 200 улучшенных копий Альбатрос C ("Лебедь XII" и, единично, другие) на заводе Лебедева.

Трофейные самолеты (1) самолеты (2) Ганза-Брандербург Альбатрос Эльфауге и Румплер Фоккер

Одноместные самолеты (Императорский военно-воздушный флот): Ньюпор Xbis, XI, XVI, XVII, XVIII, XXI, XXIII, XXIV, XXIVbis, XXV, XXVII;
СПАД VII, XXIII; Моран Ж, N, I; Виккерс FB; Сопвич Триплан.

Фото ГВ
Вуазены, Ньюпоры и Сопвичи на белых Кубани

Во время Гражданской войны и Интервенции были захвачены типы английских истребителей Сопвич Pup, Camel, Snipe;
Также применялись немецкие аэропланы Хальберштадт С, D; Альбатрос D; Фоккер D.VII , D.VIII (E.V);
австрийские аппараты Oefagg D.III; итальянские Балилла ...

Также использовались немецкие австрийские итальянские самолеты
Ньюпор и Фарман-30 белой армии на Дону




Красная армия. Снимки с двух ракурсов эскадрильи Западного фронта, участвовавшей в ликвидации Кроштадтского мятежа, на Комендантском аэродроме в районе Новой деревни. Ближний аппарат - Фарман, далее три Ньюпора, СПАД, Виккерс, опять Ньюпоры, Сопвичи и Вуазен.




Информация и факты про боевые самолеты России, исторические фотогалереи и цветные рисунки. Русская авиация в 1-й Мировой и Гражданской войнах. Императорский военно-воздушный флот и РККВФ.

Зенитные средства Аэростаты и дирижабли

Российские и советские опознавательные знаки

Асы Российской Империи и ее осколков

Война окончена - 1я страница

Главный URL