У-2, надежный и легкий в производстве, стал основной машиной Осоавиахима (Общества содействия обороне, авиационному
и химическому строительству) и дал путевку в небо тысячам и тысячам советских юношей и девушек. Помимо этого, он часто
выполнял роль легкого транспортного биплана, перевозя грузы и пассажиров в самые отдаленные точки СССР.
С начала Великой Отечественной войны У-2 был призван в ряды ВВС РККА в роли связного, санитарного, транспортного
и боевого самолета. В роли легкого бомбардировщика У-2 оказывал весомую поддержку советским войскам.
Работая, как правило, в ночное время, имея бомбовую нагрузку до 400 кг, этот самолет держал в напряжении передний
край немецких войск. Немецкие летчики получали за сбитый биплан У-2 полторы тысячи рейхсмарок, что было существенно
больше, чем за сбитый истребитель. Наиболее известным полком ночных бомбардировщиков, вооруженных У-2,
был 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, которым командовала Е. Бершанская.
"Ночные ведьмы" стали символом легкой бомбардировочной авиации, несмотря на то, что мужских полков, выполняющих те же самые функции,
было значительно больше (десятки).
У-2 (По-2) многие годы оставался единственным самолетом первоначального летного обучения в школах и аэроклубах Осоавиахима, а затем ДОСААФа.
Только лишь за годы войны этот самолёт позволил подготовить около ста тысяч летчиков для ВВС РККА.
Тренировочный самолет P-5 "С.С.С.Р-Ф.59"
самолет-разведчик P-5 с бомбами.
самолет-разведчик P-5 с опознавательным знаком погранвойск НКВД.
Источник: Шавров "История конструкций самолетов в СССР"
Советские авиационные пулеметы
Марка
ПВ-1
ДА
ШКАС
Калибр, мм
7,62
7,62
7.62
Нач.скор., м/с
860
840
825
Темп, выст./мин
780
780
1800
Вес пули (снаряда), г
9.6
9.6
9.6
Хорошая работа,
Хорошая молва.
Три друга - три пилота
Летали на "У-2"
Фанерный хвост и крылья
И очень тихий ход
Но больше всех любили
Друзья свой самолёт.
Почти пешком по небу
Летят едва-едва
И раз - "У-2", и два - "У-2",
И три "У-2".
Служили три пилота
И первый молвил так:
"Быстрей нет самолёта,
Чем истребитель "Як".
Но пусть он шибче ветра,
Как сядет - погляжу.
А мне - четыре метра
И я уже сижу."
Служили три пилота,
Второй заговорил:
"Грозней всех самолётов
Бронированный "Ил".
Но для ремонта тащат
Сырья ему вагон.
А мне - фанерный ящик -
И весь готов ремонт."
И третий из пилотов
добавил пару слов:
"Грозней всех самолётов
в бомбёжке - "Петляков".
Но дело непростое -
Бомбёжка на ходу.
А я, на месте стоя,
Как хочешь, попаду".
Приказ: "По самолётам!"
И кончен разговор.
И каждый из пилотов
Готовит свой мотор.
И каждый из пилотов
Готовит свой "У-2".
Хорошая работа -
Хорошая молва.
Почти пешком по небу
Летят едва-едва
И раз - "У-2", и два - "У-2",
И три "У-2".