Оглавление и сокращения. | |||
ВА = воздушная армия КБФ = балтийский флот СФ = северный флот ЧФ = черноморский флот ПВО = противовоздушная оборона |
ИАК = истребительный авиакорпус ШАК = штурмовой авиакорпус БАК = бомбардировочный авиакорпус САК = смешанный авиакорпус |
ИАД = истребительная авиадивизия ШАД = штурмовая авиадивизия БАД = бомбардировочная авиадивизия САД = смешанная авиадивизия КАЭ = корректировочная авиаэскадрилья |
ИАП = истребительный авиаполк ШАП = штурмовой авиаполк БАП = бомбардировочный авиаполк САП = смешанный авиаполк РАП = разведовательный авиаполк |
Буква "Г" в начале аббревиатуры = Гвардия C = скоростной , Н = ночной , Л = легкий , Т = тяжелый , Б = ближний , Д = дальний , П = пикировочный , О = отдельный |
| ||||||||||
|
| |||||||||
|
|
2 ИАК диагональные белые полосы на вертикальном оперении самолетов, одинарная/двойная/тройная для трёх полков обеих дивизий | |||||||||||||||||||
322 ИАД (322-я истребительная Минская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - истребители Ла-7, 1945 | 7 ГИАД (7-я гвардейская истребительная Ржевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия), бывшая 209 ИАД, истребители Як, 1942-1945 | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Символика 3 ИАК ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Эмблемы (наклонная звезда с крылом; крылатый меч, разрубающий свастику) могли наноситься внизу капота в разных вариантах белой или красной краской, либо просто контуром по камуфляжу. | |||||||
265 ИАД (265-я истребительная Мелитопольская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - белые коки. | 278 ИАД (278-я истребительная Сибирско-Сталинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - темные (черные или красные) коки. | ||||||
291 ИАП | 402 ИАП | 812 ИАП | 15 ИАП | 43 ИАП | 274 ИАП |
4 ИАК -> 3 ГИАК (3-й гвардейский истребительный Ясский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус) | ||||||||||||||
13 ГИАД (13-я гвардейская истребительная Полтавско-Александрийская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 294 ИАД, истребители Як | 14 ГИАД (14-я гвардейская истребительная Кировоградско-Будапештская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 302 ИАД | |||||||||||||
|
193 иап -> 177 гиап , 240 иап -> 178 гиап , 297 иап -> 179 гиап. У 178 ГИАП - уголки на Ла-5Ф. | Управление корпуса (У-2) две белых горизонтальных полосы на руле поворота | ||||||||||||
3 ГИАК (в конце 1945) | ||||||||||||||
13 ГИАД | 14 ГИАД | 288 ИАД | ||||||||||||
![]() ![]() | Ла-7 ![]() | ![]() | ![]() | Управление корпуса |
6 ГИАК | |||||||||
|
| ||||||||
![]() красный нос либо только кок + номер на закрашенном участке капота характерной формы |
| ![]() белый кок (с 1945 - нос) + с 1945 гвардейский знак на правой дверце, орден Невского на левой дверце | ![]() красно-белый нос | ![]() |
Красные носы фюзеляжа - отличительный признак самолетов 8 ИАК
| ||||||||||
|
| |||||||||
| 263 ИАП - белое вертикальное оперение |
| 149 ИАП (Як-9) - белый руль направления | 269 ИАП - белое вертикальное кольцо вокруг фюзеляжа перед бортовой звездой. | 484 ИАП - белый руль направления (либо всё вертикальное оперение) с красными горизонтальными полосами | 412 оаэс (По-2) ![]() |
11 ИАК (11-й истребительный Кенигсбергский авиационный корпус) | |||||||
| | ||||||
![]() ![]() 153 иап -> 28 ГИАП - белый кок и широкая вертикальная белая полоса на вертикальном оперении, либо опоясывающая хвост | ![]() ![]() 46 ИАП -> 68 ГИАП - голубой кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа | ![]() ![]() 485 ИАП -> 72 ГИАП - красный кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа | ![]() ![]() 17 ИАП - полковой цвет белый |
![]() 494 ИАП - полковой цвет голубой? |
![]() 821 ИАП - полковой цвет красный? |
14 ИАК (14-й истребительный авиационный Рижский корпус) | |||||||||||||||
Red spinner - 185 ИАД (185-я истребительная авиационная дивизия) |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
| 431 ИАП, Як - ? |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
1 ШАК -> 1 ГШАК (1-й гвардейский штурмовой Кировоградско-Берлинский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус)
ТОЗ - белое вертикальное кольцо вокруг хвоста | |||||||||
| 266 ШАД -> 8 ГШАД (8-я гвардейская штурмовая Полтавская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) Ил-2 | 292 ШАД -> 9 ГШАД (9-я гвардейская штурмовая Красноградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) Ил-2 | |||||||
270 иап -> | 516 иап -> | 247 иап -> | ![]() белая "полупилотка" на руле направления в 1945 | 673 ШАП -> ![]() | 735 ШАП -> | 667 ШАП -> | 800 ШАП -> ![]() молния с изломом на фюзеляже | 820 ШАП -> - белый кок? |
2 ШАК -> 3 ГШАК (3-й гвардейский штурмовой Смоленско-Будапештский Краснознаменный авиационный корпус) , Ил-2 | ||||||||||||||
204 САД -> 232 ШАД -> 7 ГШАД (7-я гвардейская штурмовая Дебреценская Краснознаменная авиационная дивизия)
| 203 САД -> 231 ШАД -> 12 ГШАД (12-я гвардейская штурмовая Рославльская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиадивизия)
| |||||||||||||
230 ШАП -> - светлый кант вертикального оперения |
|
|
|
|
|
3 САК -> 1 ГСАК -> 2 ГШАК (2-й гвардейский штурмовой Владимир-Волынский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус)
| ||||||||||
| 267 ШАД -> 5 ГШАД (5-я гвардейская штурмовая Запорожская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) | 290 ШАД -> 6 ГШАД (6-я гвардейская штурмовая Запорожская дважды Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) Ил-2 | ||||||||
| 814 иап -> | 867 иап -> | 808 ШАП -> ![]() | 843 ШАП -> | 950 ШАП -> ![]() | 299 ШАП -> ![]() | 625 ШАП -> ![]() | 775 ШАП -> |
6 ШАК (6-й штурмовой Люблинский Краснознаменный авиационный корпус) 16 ВА
Белый треугольник на киле Ил-2 | |||||||
197 ШАД (197-я штурмовая Демблинская Краснознаменная авиационная дивизия): 1/2/3 поперечные белые полосы снизу плоскостей у трех полков | 198 ШАД (198-я штурмовая Варшавская Краснознаменная авиационная дивизия): 1/2/3 поперечные черные полосы снизу плоскостей у трех полков | ||||||
618 ШАП | 765 ШАП | 805 ШАП | 41 ШАП |
| 945 ШАП |
| |||||||||||||||||
236 ИАД (236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия)
Яки - наклонная узкая белая полоса с красной окантовкой | 206 ШАД (206-я штурмовая авиационная Мелитопольская Краснознаменная дивизия) - | 289 ШАД (289-я штурмовая Никопольская Краснознаменная авиационная дивизия) - ? | |||||||||||||||
|
| 611 ИАП, замененный на 168 ГИАП (бывший 737 ИАП) - ? | 503 ШАП | 686 ШАП (1944-45) | 806 ШАП | 807 ШАП |
| 686 ШАП (1943-44) |
|
| |||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
| 210 ШАП ![]() | 715 ШАП ![]() | 989 ШАП ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
ВВС ВМФ КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) | |||||||||||
|
|
ВВС ВМФ СФ (Северный флот) | ||||||||||||||||
|
| 95 ИАП (бывший 95 БАП), Пе-3 - белые коки винтов |
|
ВВС ВМФ ЧФ (Черноморский флот) | ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
1 ГИАД (1-я гвардейская истребительная Сталинградско-Берлинская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 220 ИАД
- горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении Аэрокобр | ||||||||
|
|
|
| ||||||
|
| 2 иап -> 85 гиап |
9 ГИАД (9-я гвардейская истребительная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия,
бывшая 216 ИАД и 216 САД) 4 ВА, P39 Airacobra, 1944-1945.
белые номера в задней части фюзеляжа | |||||
|
|
10 ГИАД (10-я гвардейская истребительная Сталинградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия, бывшая 201 ИАД) 10 ИАК, Ла-7. | ||||||||
|
|
|
| |||||||||
145 ИАП -> | 147 ИАП -> |
27 ИАД (27-я истребительная авиационная дивизия), трехзначные белые номера на фюзеляжах в 1941 | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
130 ИАД (130-я истребительная Инстербургская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела истребители Як-9 различных модификаций. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 15.03.1945. Дивизионный признак – круговая полоса белого цвета шириной 1 метр в хвостовой части фюзеляжа. | |||||||
|
| 909 ИАП, Як-9Т и 9Л - так же, полковой цвет - голубой |
181 ИАД (181-я истребительная Ченстоховская ордена Кутузова авиационная дивизия) 3 ШАК | |||||||
| 306 ИАП - ? |
|
194 ИАД (194-я истребительная авиационная дивизия) 13 ИАК![]() белый руль направления | ||||
| 530 ИАП - красный кок | 848 ИАП - голубой кок |
229 ИАД (229-я истребительная Таманская Краснознаменная авиационная дивизия) 4 ВА | |||||||
|
| (?) разные полки |
234 ИАД (234-я истребительная Мозырская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела самолеты Як различных версий. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 1.09.1943. | |||||||||
|
|
| 157 ИАП (с 24.06.1944) - ? |
| ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| 519 ИАП - белая передняя часть кока |
| ||||
659 ИАП | 866 ИАП |
| |||||||
|
| 18 ГИАП (Як, бывший 6 ИАП) | 139 ГИАП (Як, бывший 20 ИАП) |
329 ИАД (329-я истребительная Керченская Краснознаменная авиационная дивизия) | ||||||||
|
|
|
336 ИАД (336-я истребительная Ковельская Краснознаменная авиационная дивизия) | ||||||
|
|
|
![]() ![]() | 19 ИАП -> 176 ГИАП с 1944 входил в состав воздушных армий как отдельный полк свободных охотников. Лавки имели выкрашенную носовую часть фюзеляжа в красный цвет углом, а верхнюю часть хвоста - в белый наискосок (косынка) |
![]() | 124 ИАП - летом 1941 красная "пилотка" на вертикальном оперении МиГ-3 |
![]() | 46 ИАП, И-16, голубая "пилотка" |
![]() | 26 ИАП, И-16, вертикальное оперение светлого цвета |
![]() | Красная "пилотка", И-16 разных полков, в т.ч. Западного фронта и Балтфлота |
![]() | 29 ИАП - в 1941 цветная полоса с белой окантовкой на руле направления И-16 |
![]() | 89 ИАП, лето 1941: молния с двумя изломами на вертикальном оперении И-16 |
![]() | 15 ИАП, 1939-40: красная "пилотка" на вертикальном оперении И-153 |
![]() | 38 ИАП, 1941: молния на вертикальном оперении И-153, рядом с 2-значным номером |
![]() | Маленькая звездочка на вертикальных стабилизаторах И-15бис неизвестной части МВО, весна 1941 |
![]() | Неизвестная часть, звездочка с крылом на вертикальных стабилизаторах И-15бис, лето 1941 |
![]() | Неизвестная часть, Ла-5ФН |
![]() | 960 ИАП ПВО (с сентября 1942 до декабря 1943 входил в состав 125 иад ПВО; потом - в 328 иад ПВО), Ла-5 - молния под звездой |
![]() | 88 ГИАП (ранее 166 ИАП) из 8 ГИАД (ранее 217 ИАД), Ла-5 - белая диагональная зигзагообразная молния поверх звезды |
![]() | Изначальное происхождение эмблемы ВВС "крылышки" в сочетании с белой "пилоткой" на хвостах Яков неизвестно. Встречается на отдельных машинах 434 иап , 66 иап , 122 иап , 42 иап. В некоторых случаях самолеты передавались из полка в полк. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | ![]() | на капоте двигателя (Ла-7) широкий уголок-шеврон белого цвета и изображение ордена |
![]() | 41 ГИАП (истребители Ла) : сердце на капоте, обечайка и кок - красные. |
![]() | Ла-5 неизвестной части - белое кольцо между звездой и номером. |
![]() | P-39 неизвестной части. |
![]() | 347 ИАП (Як-9У) |
![]() | 728 ИАП, осень 1943 (Як-7) |
![]() | 151 ГИАП, Як-9У, лето 1945 - почётное наименование «Венский» и изображение знака Гвардии. |
![]() | 513 ИАП, Як-9М, лето 1945 - почётное наименование «Каменец-Подольский» и изображение ордена Суворова. |
![]() | 368 ИАП, Як-9Ю, лето 1945 - почётное наименование «Берлинский» и изображение ордена Александра Невского. |
![]() | Надпись "Эскадрилья Валерий Чкалов" встречалась на самолетах нескольких авиачастей ( 11 ИАП, 21 ИАП, 159 ИАП, 193 ИАП, 3 ИАК, 4 ГИАП КБФ, 5 ГИАП, 41 ГИАП, 111 ГИАП, 180 ГИАП ). |
226 ШАД -> 1 ГШАД (1-я гвардейская штурмовая Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия)
широкие белые полосы поперек крыла (с 1944) | |||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| ||||||
| 288 ШАП -> ? | 784 ШАП -> ? |
| ||||||
671 ШАП -> | 685 ШАП -> | 687 ШАП -> |
| |||||||
218 СБАП -> 218 ШАП -> 173 ГШАП. одно белое кольцо |
|
| 658 НЛБАП -> 658 ШАП без колец |
196 ШАД - левая консоль крыла снизу белая. Кроме того, полки дивизии различались цветом кромки и "пилотки" вертикального оперения. | |||||
136 ШАП | 569 ШАП | 783 ШАП |
199 ШАД - правая консоль крыла снизу белая | |||||
289 ШАП | 657 ШАП | 946 ШАП -> 189 ГШАП : кант на вертикальном оперении + "пилотка" |
214 ШАД (214-я штурмовая Керченская авиационная дивизия) - диагональная полоса на вертикальном оперении (ширина и расположение под звездой могли различаться) | ||||||||
237 ШАП (1942) | 299 ШАП (1942) | 593 ШАП (1942) | 594 ШАП (1942) | ![]() 190 ШАП (1943-45)
| ![]() 618 ШАП (1943)
| ![]() |
| |||||
| |||||
565 ШАП | 566 ШАП | 996 ШАП | |||
| |||||
565 ШАП | ![]() | 996 ШАП | ![]() | ||
| |||||
565 ШАП | 571 ШАП | 996 ШАП |
| |||||||||||
|
|
|
|
230 ШАД (230-я штурмовая Кубанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 4 ВА
1943-44: дублирование номера (двузначный белый) сверху правой консоли крыла; 1945: вся нижняя часть фюзеляжа - белая. | ||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
| 312 ШАП - желтые носик кока и "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа |
| |||||||
214 ШАП | 828 ШАП | 839 ШАП |
| |||||||
![]() | ![]() | 694 ШАП - Ил-2, ? | 108 ОРАЭ - ?, A20 Бостон |
| |||||||
235 ШАП | 451 ШАП | ![]() 809 ШАП - Ил-2, молнии разных цветов на фюзеляже (с 1944) |
277 ШАД (277-я штурмовая Красносельская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия) | ||||
узкие белые "пояски" вокруг хвостовой части фюзеляжа (штурмовики Ил-2, 1944) | ||||
![]() 15 ГШАП (бывший 174 ШАП) - одно кольцо | ![]() 566 ШАП - два кольца | ![]() 943 ШАП - три кольца | ![]() 999 ШАП - четыре кольца | |
узкая цветная диагональная полоса на вертикальном оперении (штурмовики Ил-2, 1945) | ||||
15 ГШАП | ![]() 566 ШАП | ![]() 943 ШАП | 999 ШАП |
305 ШАД (305-я штурмовая Павлоградская Краснознаменная авиационная дивизия), штурмовики Ил-2 | |||||
175 ШАП ? |
| 955 ШАП ? |
307 ШАД (307-я штурмовая авиационная Лидская Краснознаменная ордена Суворова дивизия), 3 ШАК, штурмовики Ил-2 | ||||||
|
| 893 ШАП ? |
| |||||||
| 594 ШАП - ? | 811 ШАП |
| |||||||||
6 ГШАП |
|
|
|
![]() | 71 ОКРАЭ (Ил-2КР) - красная звездочка с белым крылом |
![]() | 958 ШАП - атакующий орел на Ил-2 |
![]() | 949 ШАП входил в 211 ШАД - маленькая красная звездочка на белом фоне |
![]() | 182 ШАД (64 ШАП, 397 ШАП, 539 ШАП) - стрелка с крыльями, белые кок и "пилотка" |
![]() | 90 ГШАП (бывший 671 БАП, 671 ШАП) в составе 212 ШАД -> 4 ГШАД (5 ШАК): два белых кольца вокруг хвостовой части фюзеляжа и белая пилотка на вертикальном оперении. |
![]() | 448 ШАП (бывший 37-А СБАП) в составе 281 ШАД - белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа. |
![]() | Неизвестная часть, Ил-10. |
![]() | Неизвестная часть 8 ВА, Ил-2 - белая горизонтальная полоса под звездой на фюзеляже (1944).
Неверно причисляется к 75 ГШАП. |
![]() | 6 ГШАП (215 ШАП), Ил-2, однозначный или двухзначный номер на руле направления (1941-1945). |
![]() | 25 ГШАП (бывший 25 ГНБАП), Ил-2КР (лето 1945) - белые кок и полоса на вертикальном оперении. |
![]() | 617 ШАП (сначала 617 ЛНБАП , позднее - 167 ГШАП) в составе 291 ШАД -> 10 ГШАД. |
![]() | Неизвестная часть, Ил-2 |
![]() | 10 ОРАП 1 ВА - диагональная светлая (на ч/б снимке, вероятно - голубая или желтая) полоса на вертикальном оперении Ил-2. |
36 БАД (36-я бомбардировочная Смоленская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 36 АД ДД и 133 АД. | |||||||
| 21 ДБАП -> 21 АП ДД -> 24 ГАП ДД -> 240 ГБАП : Белая "пилотка", Ил-4 |
|
|
218 БАД (241 бомбардировочная Ясская Краснознаменная авиационная дивизия) 5 ВА - A20 Boston | |||||
|
| 453 БАП - синие пилотки с белым кантом |
241 БАД (241 бомбардировочная Речицкая ордена Кутузова авиационная дивизия) | |||||
|
| 779 БАП - три полосы |
301 БАД (301-я бомбардировочная Гомельская ордена Кутузова авиационная дивизия), 3 БАК, Пе-2, лето 1943 | |||||
|
| 96 ГБАП - хвост голубой верх 1 полоса |
1 АК ДД -> 1 ГБАК (1-й гвардейский бомбардировочный Смоленско-Будапештский авиационный корпус)
номера на руле направления Ил-4 | ||||||||
1 ГАД ДД -> 11 ГБАД | 6 ГАД ДД -> 16 ГБАД | |||||||
|
|
|
|
3 АК ДД -> 3 ГБАК (3-й гвардейский бомбардировочный Сталинградский авиационный корпус)
белые (часто - подчеркнутые) номера на руле направления Ил-4 | ||||||||||
52 ДБАД -> 24 АД ДД -> 3 ГАД ДД -> 13 ГБАД | 7 ГАД ДД -> 7 ГБАД | |||||||||
|
|
| 21 ГБАП |
| |||||||||||||||||||||||||
263 БАД -> 1 ГБАД (1-я гвардейская бомбардировочная Кировоградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) | 293 БАД -> 8 ГБАД (8-я гвардейская бомбардировочная Черкасская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) | ||||||||||||||||||||||||
46 БАП -> 80 ГБАП | 202 БАП -> 81 ГБАП | 321 БАП -> 82 ГБАП | 780 БАП -> | 804 БАП -> | 854 БАП -> |
4 ГАКДД (4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия)
стал 4 ГБАК (4-й гвардейский бомбардировочный Гомельский авиационный корпус) :
В 1944-45 Гвардейские Краснознаменные полки имели на носах бомбардировщиков композиции из гвардейского знака, ордена Красного знамени и почетного наименования. Эмблемой других полков была молния. | ||||||||||
14 ГБАД (14-я гвардейская бомбардировочная Брянско-Берлинская Краснознаменная авиадивизия, бывшая 4-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия - 4 ГАДДД, бывшая 222 АДДД и 222 БАД) |
|
|
| 335 АПДД -> 34 ГАПДД -> 250 ГБАП : В25 - ? | ||||||
15 ГБАД (15-я гвардейская бомбардировочная Гомельская авиадивизия) бывшая 5-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия - 5 ГАДДД |
|
|
| |||||||
|
5 БАК (5-й бомбардировочный Люблинский Краснознаменный авиационный корпус)
| ||||||||||||||||
132 БАД (132-я бомбардировочная Севастопольская авиационная дивизия) А-20 | 327 БАД (327-я бомбардировочная Гданьская авиационная дивизия) A-20 | 221 БАД (221-я бомбардировочная Бахмачская ордена Суворова авиационная дивизия) A-20 | 282 ИАД (282-я истребительная Гомельская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) Як | |||||||||||||
|
|
![]() | 12 ГБАП (ранее 103 ап дд), Ли-2 - почётное наименование «Гатчинский» и изображение знака Гвардии. |
![]() | 25 ГБАП (ранее 432 ДБАП -> 746 АПДД), В24 (1946) - гвардейский знак и почетное наименование "Орловский". |
![]() | 26 ГБАП (ранее 112 АПНОБДД -> 26 ГАПНОБДД), В25 (1945) - гвардейский знак и почетное наименование "Брестский". |
![]() | 161 ГБАП (ранее 804 БАП) и/или 162 ГБАП (ранее 854 БАП) из 8 ГБАД, Пе-2 - почетное наименование "Висленский" и знак гвардии. |
![]() | 449 БАП (ранее 55-А СБАП) из 244 БАД, A20 - почетное наименование "Нижнеднестровский". |
![]() | 23 ОАП ГВФ, По-2 - ордена Александра Невского и Богдана Хмельницкого и почетное наименование "Берлинский"; Ли-2 - надпись диагональная и без наград. |
|
| ||||||
![]() 35 СБАП (1939-1941) | ![]() 50 СБАП | ![]() 46 сбап ? (СБ, 1941) | ![]() 9 СБАП: знак ВВС "крылышки" на руле направления СБ | ![]() 10 ИАП, 1941: красная "пилотка", цвет номера на руле направления И-16 обозначал эскадрилью | ![]() 238 ИАП, лето 1941: красные "пилотка" и двузначный номер очень большого размера на вертикальном оперении И-153 |
![]() | ![]() | ![]() |
Цветные стрелы с обводкой на фюзеляже - | 6 САК -> 5 БАК (6-й Краснознаменный смешанный авиационный Люблинский корпус) А-20. Орден Красного знамени, почетное наименование корпуса и знак ВВС на щите в 1944. | Гвардейский знак на фюзеляже и белые коки винтов Пе-2 - 99 ОГРАП |
![]() ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ![]() |
2 СБАП: цветная "пилотка" с белой полосой и звездочкой (СБ, 1941) | 40 СБАП: красная молния на руле направления (СБ, 1941) | 52 БАП: красное оформление руля (СБ, лето 1941), белая молния на киле (Су-2, осень 1941) | 73 СБАП: цветная кромка руля напрвления (Ар-2 и СБ, 1941) |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 24 СБАП (скоростные бомбардировщики СБ, 1939) - цвета "пилотки" и номера означали эскадрилью. |
2 аэ | 3 аэ | 5 аэ |
![]() | ![]() | 44 СБАП (СБ, 1940-1941) - количество "зубцов" означало номер эскадрильи. Кромка горизонтального стабилизатора также окрашена. |
1 аэ | 5 аэ |
![]() | 32 СБАП (СБ, 1941) - номер в круге |
![]() | ||
Неизвестное подразделение, СБ |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 23 ГНБАП: орел с бомбой между кабиной и капотом (ночной бомбардировщик По-2) | ![]() 889 НБАП: якорь и спасательный круг с надписью "Новороссийский" (По-2) | ![]() По-2 или | ![]() 554 ОААЭС (По-2) | ![]() По-2 неизвестной части | ![]() Р-10 неизвестной части, 1941 |
![]() 34 ГБАП: литер Г (Пе-2) | 58 БАП: цветная "пилотка" с белым кантом (Пе-2, 1945) | ![]() пикирующий бомбардировщик Пе-2 неизвестной части | ![]() пикирующий бомбардировщик Пе-2 неизвестной части | ![]() Предположительно - один из полков 244 БАД (альбатрос с бомбой на A-20 Бостон, 1944). |
![]() | Польские авиачасти в ВВС КА - традиционная красно-белая шаховница (уменьшенного размера) на фюзеляже. Як-1Б, Як-9М, Як-9Т, Ил-2, По-2ВС. |
Сбору информации помогли : Василий Харин, Михаил Быков, Александр Абрамов, Виталий Тимошенко, Михаил Тимин,
Петр Заика, Владимир Камский, Игорь Злобин, Дмитрий Гринюк, Юрий Тепсуркаев, Айдар Салимгареев,
Massimo Tessitori, Aleksandrs Ruckovskis, Александр Казаков, Tapani Tuomanen, Michal Sekula ... Работа продолжается. Если кто-нибудь имеет дополнительную информацию об эмблемах советских самолетов Великой Отечественной войны, может что-либо уточнить, пожалуйста пишите мне, шлите фотографии и рисунки. | ![]() |