Click for English language

Символика авиачастей СССР в ВОВ

       Помимо красных звезд, некоторые советские авиационные части и соединения имели еще и свои отличительные знаки и ЭБО. Следует отметить, что иногда самолеты этих частей могли быть без эмблем (например - недавно поступившие машины, или после ремонта обшивки). Также, знаки могли меняться со временем, могли быть разными на время разных операций. Многие летчики, особенно асы, наносили индивидуальные эмблемы.
       Эскадрильи часто отличались цветами цифр бортовых номеров (с предвоенного времени традиционно красные номера обычно были у 1-й эскадрильи полка, а голубые (синие), жёлтые, белые, чёрные (зелёные) у следующих по порядку - например 163 ИАП) или цветами коков винтов, рулей поворота, "пилоток" килей. Во время ВОВ из цветового порядка исчез желтый, так как этот цвет активно применял противник. Эмблемы полков и более крупных соединений появлялись, как правило, во второй половине войны. Одним из исключений являлась 1-я воздушная армия (1 ВА), которая на 1942 имела систему опознавательных знаков для дивизий в своем составе: 201 ИАД (позднее 10 ГИАД) , 202 ИАД , 203 ИАД (12 ГИАД) , 204 БАД (3 ГБАД) , 213 НБАД , 214 ШАД , 224 ШАД , 232 ШАД (7 ГШАД) , 233 ШАД , 234 ИАД .

Оглавление и сокращения.
ВА = воздушная армия
КБФ = балтийский флот
СФ = северный флот
ЧФ = черноморский флот
ПВО = противовоздушная оборона
ИАК = истребительный авиакорпус
ШАК = штурмовой авиакорпус
БАК = бомбардировочный авиакорпус
САК = смешанный авиакорпус
ИАД = истребительная авиадивизия
ШАД = штурмовая авиадивизия
БАД = бомбардировочная авиадивизия
САД = смешанная авиадивизия
КАЭ = корректировочная авиаэскадрилья
ИАП = истребительный авиаполк
ШАП = штурмовой авиаполк
БАП = бомбардировочный авиаполк
САП = смешанный авиаполк
РАП = разведовательный авиаполк
       Буква "Г" в начале аббревиатуры = Гвардия
       C = скоростной , Н = ночной , Л = легкий , Т = тяжелый , Б = ближний , Д = дальний , П = пикировочный , О = отдельный

1 ГИАК (1-й гвардейский истребительный Минский авиационный корпус), бывший 1 ИАК. Две белые полосы на вертикальном оперении в 1944-1945
3 ГИАД (3-я гвардейская истребительная Брянская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 210 ИАД. Тактические ОЗ 2МВ
4 ГИАД (4-я гвардейская истребительная Оршанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 274 ИАД. Яки - наклонные полосы полосатый хвост
434 ИАП -> 32 ГИАП
- с 1943 красные капоты либо только коки (Як, Ла)
краноносые Яки 2МВ
169 ИАП -> 63 ГИАП - синие(??) капоты 160 ИАП -> 137 ГИАП
- ?
271 иап -> 64 ГИАП
-?
653 иап -> 65 ГИАП
-?
875 иап -> 66 ГИАП - красные коки


2 ИАК (2-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус):
диагональные белые полосы на вертикальном оперении самолетов, одинарная/двойная/тройная для трёх полков обеих дивизий
322 ИАД (322-я истребительная Минская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - истребители Ла-7, 1945 7 ГИАД (7-я гвардейская истребительная Ржевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия), бывшая 209 ИАД, истребители Як, 1942-1945
2 ГвИАП 2 ГИАП (бывший 526 ИАП) - одна полоса
482 ИАП - две полосы
вторая мировая война 937 ИАП - три полосы
29 иап -> 1 ГИАП : одна горизонтальная либо диагональная белая полоса
боевая окраска самолетов второй мировой войны 12 иап -> 89 ГИАП : две диагональных полосы белого цвета на вертикальном оперении
покраска боевых самолетов 2-й мировой войны 146 ИАП -> 115 ГИАП : три диагональных белых полосы на вертикальном оперении, либо только на руле направления


Символика 3 ИАК (3-й истребительный Никопольский орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус), основные самолёты - истребители Як-7Б, Як-1Б, Як-9Т, Як-9К, Як-9У, Як-3, а также Пе-2 и Ил-2
3 ИАК ВВС элемент быстрого опознавания в воздухе - крылатая звезда на носу, чаще наклонная красная с белым крылом 812ИАП 3 ИАК отличительный признак 43ИАП 3ИАК эмблема Рисунки на советских самолетах Великой Отечественной войны -  меч пронзающий свастику 402ИАП 3ИАК ТОЗ ЭБО опознавательный знак - крылатый меч разрубающий свастику
Крылатая звезда в 1943-44, и меч с крылом в 1944-45 гг.
Эмблемы (наклонная звезда с крылом; крылатый меч, разрубающий свастику) могли наноситься внизу капота в разных вариантах белой или красной краской, либо просто контуром по камуфляжу.
265 ИАД (265-я истребительная Мелитопольская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - белые коки. 278 ИАД (278-я истребительная Сибирско-Сталинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - темные (черные или красные) коки.
291 ИАП 402 ИАП 812 ИАП 15 ИАП 43 ИАП 274 ИАП


4 ИАК -> 3 ГИАК (3-й гвардейский истребительный Ясский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус)
13 ГИАД (13-я гвардейская истребительная Полтавско-Александрийская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 294 ИАД, истребители Як 14 ГИАД (14-я гвардейская истребительная Кировоградско-Будапештская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 302 ИАД
13ИАД эмблема авиагруппа sword Прикрой атакую!
В 427 ИАП (в последствии 151 ГИАП) и 150 ГИАП (бывший 183 ИАП) имели в своем составе ударные авиационные группы "Меч", которые служили для усиления в сложных воздушных боях (наращивания сил авиадивизии).
ЭБИ второй мировой войны. боевая авиация советского союза 6 ИАП -> 149 ГИАП, под кабиной рисовали белые уголки.
193 иап -> 177 гиап , 240 иап -> 178 гиап , 297 иап -> 179 гиап.
У 178 ГИАП - уголки на Ла-5Ф.


6 ГИАК (6-й гвардейский истребительный Львовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус) , бывший 7 ИАК. Материальная часть - Аэрокобры Р39
205ИАД 22 гвиад 205 ИАД -> 22 ГИАД (22-я гвардейская истребительная Кировоградская ордена Ленина Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия): широкая диагональная белая полоса на вертикальном оперении в 1943-1945
23 ГИАД (23-я гвардейская истребительная Черкасская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) , бывшая 304 ИАД, а ранее - 304 БАД: горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления
27 ИАП -> 129 ГИАП
129ГИАП гв иап
красный нос либо только кок + номер на закрашенном участке капота характерной формы
438 ИАП -> 212 ГИАП
212ГИАП синие кок и часть носа
голубой нос либо только кок + знак гвардии и орден Невского на дверце
508 ИАП -> 213 ГИАП

белый кок (с 1945 - нос) + с 1945 гвардейский знак на правой дверце, орден Невского на левой дверце
38 ИАП -> 21 ГИАП

красно-белый нос
10 ИАП -> 69 ГИАП
тактический знак быстрого распознавания в воздухе
красно-белый кок и гвардейский знак на левой дверце, орден Невского на правой дверце
9 ИАП -> 211 ГИАП


Красные носы фюзеляжа - отличительный признак самолетов 8 ИАК (8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознаменный корпус) с 01.01.1944
краска носов Лавочек 215 ИАД (215-я истребительная Танненбергская Краснознаменная авиационная дивизия)
краноносые Яки 323 ИАД (323-я истребительная Барановичская Краснознаменная авиационная дивизия)
ВОВ 156 ИАП бело-красные горизонтальные полосы на вертикальном оперении (Ла-7)
263 ИАП - белое вертикальное оперение
813 ИАП - широкий белый "пояс" вокруг фюзеляжа позади кабины (Ла-5ФН)
149 ИАП (Як-9) - белый руль направления 269 ИАП - белое вертикальное кольцо вокруг фюзеляжа перед бортовой звездой. 484 ИАП - белый руль направления (либо всё вертикальное оперение) с красными горизонтальными полосами


7 ИАК ПВО -> 2 ГИАК ПВО (2-й гвардейский истребительный Ленинградский авиационный корпус ПВО):
с 1941 года : белый кок, с середины 1943 года до конца войны: белый кок и целиком белое вертикальное оперение в сочетании со знаком гвардии на фюзеляже
44 ИАП -> 11 ГИАП : ЛаГГ-3 и Ла-5
26 ИАП -> 26 ГИАП : Hurricane, Spitfire, Як
123 ИАП -> 27 ГИАП : Як
124 ИАП -> 102 ГИАП : МиГ-3, P39
воздушная армия 158 ИАП -> 103 ГИАП :
И-16, Р40, Р39




1 ШАК -> 1 ГШАК (1-й гвардейский штурмовой Кировоградско-Берлинский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус)
ТОЗ - белое вертикальное кольцо вокруг хвоста
203 ИАД -> 12 ГИАД (12-я гвардейская истребительная Знаменская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия)
Яки - белая задняя треть руля направления
266 ШАД -> 8 ГШАД (8-я гвардейская штурмовая Полтавская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) Ил-2 292 ШАД -> 9 ГШАД (9-я гвардейская штурмовая Красноградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) Ил-2
270 иап -> 152 ГИАП 516 иап -> 153 ГИАП 247 иап -> 156 ГИАП 66 ШАП -> 140 ГШАП 140ГШАП  Красной армии
белая "полупилотка" на руле направления в 1945
673 ШАП -> 142 ГШАП - ? 735 ШАП -> 143 ГШАП - красные двухзначные номера на фюзеляже и киле ? 667 ШАП -> 141 ГШАП - белая "пилотка" на вертикальном оперении 800 ШАП -> 144 ГШАП 800ШАП 144ГШАП
стрела с изломом на фюзеляже
820 ШАП -> 155 ГШАП
- белый кок?


6 ШАК (6-й штурмовой Люблинский Краснознаменный авиационный корпус) 16 ВА
197 ШАД (197-я штурмовая Демблинская Краснознаменная авиационная дивизия):
1/2/3 поперечные белые полосы снизу плоскостей у трех полков
198 ШАД (198-я штурмовая Варшавская Краснознаменная авиационная дивизия):
1/2/3 поперечные черные полосы снизу плоскостей у трех полков
618 ШАП 765 ШАП 805 ШАП 41 ШАП
567ШАП 567 ШАП
945 ШАП


7 ШАК (7-й штурмовой Севастопольский авиационный корпус)
236 ИАД (236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия)
Яки - наклонная узкая белая полоса с красной окантовкой
206 ШАД (206-я штурмовая авиационная Мелитопольская Краснознаменная дивизия) - тонкий белый "пояс" перед килем 289 ШАД (289-я штурмовая Никопольская Краснознаменная авиационная дивизия) - ?
236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия 267 ИАП - дополнительно широкая горизонтальная белая полоса на руле направления
117ГИАП 975 иап -> 117 ГИАП - дополнительно широкая горизонтальная красная полоса в белой окантовке на руле направления
611 ИАП, замененный на 168 ГИАП (бывший 737 ИАП) - ? 503 ШАП 686 ШАП (1944-45) 806 ШАП 807 ШАП 232 ШАП 686 ШАП (1943-44) 947 ШАП


       Состав авиакорпусов на конец Великой Отечественной войны:
1 ГИАК (бывший ранее 1 ИАК) : 274 иад -> 4 гиад , 210 иад -> 3 гиад , 32 гиап
2 ИАК : 209 иад -> 7 гиад (25.11.42 - 05.45) , 322 иад (07.43 - 05.45)
3 ИАК : 265 иад и 278 иад
4 ИАК (стал 3 ГИАК) : 294 иад -> 13 гиад , 302 иад -> 14 гиад
5 ИАК : 8 ГИАД и 256 ИАД
6 ИАК : 273 иад , 279 иад , 1 гиад , 234 иад (1944-1945) , 422 оаэс (05.43 - 05.45)
7 ИАК (стал 6 ГИАК) : 205 иад -> 22 гиад , 304 иад -> 23 гиад
8 ИАК : 215 иад и 323 иад
10 ИАК : 201 иад -> 10 гиад , 235 иад -> 15 гиад , 400 оаэс , 224 ШАД (16.01.44-15.04.44)
11 ИАК : 239 иад -> 5 гиад , 190 иад ( 17 ИАП , 494 ИАП , 821 ИАП )
13 ИАК : 193 иад и 194 иад , а также 283 иад
14 ИАК : 185 иад и 315 иад

1 ГШАК (бывший ранее 1 ШАК) : 266 шад -> 8 гшад , 292 иад -> 9 гшад , 203 иад -> 12 гиад
2 ГШАК (бывший 3 САК -> 1 ГСАК) : 267 шад -> 5 гшад , 290 шад -> 6 гшад , 207 сад -> 207 иад -> 11 гиад
2 ШАК (стал 3 ГШАК) : 231 шад -> 12 гшад , 232 шад -> 7 гшад
3 ШАК : 307 шад , 308 шад , 181 иад
4 ШАК : 196 шад , 199 шад
5 ШАК : 4 гшад (бывшая 211 сад и 212 шад) , 264 шад , 331 иад , 423 оаэс
6 ШАК : 197 шад , 198 шад
7 ШАК : 206 шад , 289 шад , 236 иад
8 ШАК : 224 шад , 227 шад
9 ШАК : 3 гшад (бывшая 243 шад) , 300 шад
10 ШАК : 136 шад , 305 шад , 306 шад , 295 иад


ВВС ВМФ КБФ (Краснознаменный Балтийский флот)
Белый кок + белый руль поворота истребителей с 1943
1 ГИАД ВМФ (бывшая 61 ИАБр) 8 МТАД ВМФ (бывшая 8 БАБр)
3 ГИАП (бывший 5 иап), Ла и Як
КБФ 4 ГИАП (бывший 13 иап) - Ла 10 ГИАП (бывший 71 иап) - Ла 12 ИАП - Як

21 ИАП ( Як )
14 ГИАП (бывшая 13 иаэ) - Як
51 МТАП (A20G Boston)
73 пбап -> 12 гпбап


ВВС ВМФ СФ (Северный флот)

72 САП -> 2 ГИАП (P40E, P39M) - только белый кок

78 ИАП (P40K , Hurricane) - только белый кок
северный флот авиачастей
255 ИАП (P39D , P39M) - белые кок и "пилотка"
севфлот
20 ИАП (Як-1) - белые кок и "пилотка"
95 ИАП (бывший 95 БАП), Пе-3 - белые коки винтов


ВВС ВМФ ЧФ (Черноморский флот)
камуфляжи самалетов второй мировой войны 11 ГИАП (11-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС ВМФ, бывший 32 ИАП ВМФ, Аэрокобры) из 2 ГМТАД - белая "пилотка" и диагональная полоса на вертикальном оперении (1944)
7 ИАП - белый кок
ордена БКЗ ВМФ 6 ГИАП (Севастопольский дважды Краснознаменный, бывший 8 ИАП) внизу капотов Яков - знак гвардии, иногда в сочетании с орденом Красного Знамени (1944)
11 ШАД ВМФ -> 11 ГШАД ВМФ
9 ИАП ВМС СССР 9 ИАП, ЛаГГ-3 - белые "косынка" и параллельная её краю полоса
18 ШАП -> 8 ГШАП - белый кок Ил-2 47 ШАП - белый кок Ил-2 57 ПШАП -> 7 ГПШАП - белый кок Ил-2


1 ГИАД (1-я гвардейская истребительная Сталинградско-Берлинская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 220 ИАД -
горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении Аэрокобр
53гиап 512 иап -> 53 гиап - дополнительно красные "пилотка" и кок
54гиап 237 иап -> 54 гиап - дополнительно белые "пилотка" и кок
Зеленин : горизонтальная белая полоса это 1ГИАД ; голубые пилотка и кок это 55ГИАП   55ГИАП 581 иап -> 55 ГИАП - дополнительно голубые "пилотка" и кок


5 ГИАД (5-я гвардейская истребительная Валдайская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 239 ИАД, P39 Airacobra
28 ГвИАП Баранов   белые полосы на хвосте и фюзеляже
153 иап -> 28 ГИАП - белый кок и широкая вертикальная белая полоса на вертикальном оперении, либо опоясывающая хвост
68гиап   68 гвиап
46 ИАП -> 68 ГИАП - голубой кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа
72 гвиап   72гиап
485 ИАП -> 72 ГИАП - красный кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа


6 ГИАД (6-я гвардейская истребительная Донская-Сегедская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 268 ИАД
273 ИАП -> 31 ГИАП
Яки - две наклонные узкие красные (желтые?) полосы
296 иап -> 73 гиап 2 иап -> 85 гиап


9 ГИАД (9-я гвардейская истребительная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, бывшая 216 ИАД и 216 САД) 4 ВА, P39 Airacobra, 1943-1945.
  16 Гв ИАП 16 ГИАП (ранее 55 ИАП) - красные "пилотка" с белым кантом и кок
сотка Белые «пилотки» - отличительный признак самолетов 100 ГИАП (ранее 45 ИАП) и 104 ГИАП (ранее 298 ИАП)


10 ГИАД (10-я гвардейская истребительная Сталинградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия, бывшая 201 ИАД) 10 ИАК, Ла-7.
111 ГИАП (ранее 13 ИАП) - красный кок
112 ГИАП (ранее 236 ИАП) - белый кок
113 ГИАП (ранее 437 ИАП) - голубой кок



16 ГИАД (16-я гвардейская истребительная Свирская Краснознаменная авиационная дивизия)
бывшая 1 ГСАД , 258 САД , 258 ИАД.
Только в полках этой дивизии номер наносился на хвосты Аэрокобр.
145 ИАП -> 19 ГИАП 147 ИАП -> 20 ГИАП


130 ИАД (130-я истребительная Инстербургская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела истребители Як-9 различных модификаций. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 15.03.1945. Дивизионный признак – круговая полоса белого цвета шириной 1 метр в хвостовой части фюзеляжа.

   цветные пилотка на вертикальном оперении и направленная вниз стрела по задней кромке руля направления 130иад 1? 168 ИАП, Як-9Л с красными коками и красными номерами с черной окантовкой на дивизионной полосе
    409 ИАП, Як-9М - так же, полковой цвет - желтый
909 ИАП, Як-9Т и 9Л - так же, полковой цвет - голубой


Красный кок - обозначение 185 ИАД (185-я истребительная авиационная дивизия), наследница 11 САК (11-й смешанный авиационный корпус)
Степаненко   4ИАП 4 ИАП - голубые кольцо на коке и "пилотка" на вертикальном оперении Як-9Т
148 ИАП, то же желтым цветом 293 ИАП, то же белым цветом


234 ИАД (234-я истребительная Мозырская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела самолеты Як различных версий. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 1.09.1943.
    133 ИАП, неизвестная эмблема + черный кок
    233 ИАП, эмблема чайки + голубой кок
    248 ИАП, эмблема акулы + красный кок
157 ИАП (с 24.06.1944)
- ?


269 ИАД (269-я истребительная Новгородская Краснознаменная авиационная дивизия):
с середины 1943 - белые кок и руль поворота
254 ИАП : Ла-5
287 ИАП : Як
845 ИАП : Як


30 ГвИАП символ ВВС СССР эмблема курица 273 ИАД (273-я истребительная Гомельская ордена Суворова авиационная дивизия) 6 ИАК 16 ВА
копия нарукавного знака ВВС "крылышки" на дверцах P39 Airacobra
  30 Гв ИАП   обтекателем воздушного винта 30 ГИАП (бывший 180 ИАП) - голубые (синие?) кок и "пилотка" с белым кантом
352 ИАП 67 ГИАП (бывший 436 ИАП)
- ?


275 ИАД (275-я истребительная Пушкинская Краснознаменная авиационная дивизия):
с середины 1943 года до конца войны: белые кок и хвост
7 ИАП -> 14 ГИАП : Белые кок и руль поворота самолетов Як
154 ИАП -> 29 ГИАП : Белые кок и руль поворота Як, И-16, Р-40
159 ИАП : Белые кок и руль поворота самолетов Ла
имели следующие части
191 ИАП : Белый кок + целиком белое вертикальное оперение Р40
характерное положение звезды
196 ИАП : Белые кок и руль поворота P39 (эксклюзивное расположение звезды) и P40


303ИАД        303 ИАД (303-я истребительная Смоленская Краснознаменная авиадивизия, входила в состав 1 ВА): белая стрела-молния зигзагом на весь фюзеляж. Стрела перекрывалась двузначным белым номером и стандартной красной звездой образца 1943 г.
9гвиап эскадрилья обечан 9гиап обечай 9 гв иап обечак        9 ГИАП (9-й гвардейский истребительный Одесский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк) Ла, бывший 69 ИАП : дополнительно красная обечайка капота; красные, голубые и жёлтые коки у 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий.
триколор кокарда на фузеляже, реже лотарингский крест на киле либо герб (золотые львы на красном щите)        Полк Нормандия-Неман, Як : кок в цветах французского флага на Як-9 и Як-3, ранее на Як-1 - трехцветная кокарда (уменьшенного размера) на фюзеляже.
18 ГИАП (Як, бывший 6 ИАП) 139 ГИАП (Як, бывший 20 ИАП)


315 ИАД (315-я истребительная Рижская авиационная дивизия)
предположительно 171ИАП Вишняков 171 ИАП - красный кок и белая обечайка капота двигателя Ла-5ФН
(1) 50ИАП 50 ИАП - красный кок и красная обечайка капота двигателя Ла-5ФН
431 иап, Як-7 и Як-9
- ?


329 ИАД (329-я истребительная Керченская Краснознаменная авиационная дивизия)
Панкратов камуфляж самолетов 2-й мировой войны    66 ИАП : вертикальная белая полоса, окаймлённая синими линиями + бело-синий кок
57 ГИАП, бывший 36 ИАП - красный кок и вертикальная красная полоса с белой обводкой на руле поворота
101 ГИАП, бывший 84-А ИАП - белый кок и вертикальная белая полоса на руле поворота

Ранее в 57 ГИАП были другие эмблемы.


Белая(?) «пилотка» на вертикальном оперении - 12 ГИАП (Як)

562 ИАП ПВО - на части Яков на левом борту в районе кабины леопард, на других - чёрт по образцу фигурки каслинского литья.

5ГИАП Попков 5 ГИАП (бывший 129 ИАП ; в составе 207 иад -> 11 гиад) - белый кок и торец капота двигателя Ла-5ФН
176ГвИАП 176 Гв ИАП ВВС Красной армии 19 ИАП -> 176 ГИАП с 1944 входил в состав воздушных армий как отдельный полк свободных охотников. Лавки имели выкрашенную носовую часть фюзеляжа в красный цвет углом, а верхняя часть хвоста - в белый наискосок (косынка)
великой отечественной войны советского народа 29 ИАП - в 1941 цветная полоса с белой окантовкой на руле направления И-16
960ИАП РСФСР 960 ИАП ПВО (с сентября 1942 до декабря 1943 входил в состав 125 иад ПВО; потом - в 328 иад ПВО), Ла-5 - молния под звездой
88ГИАП Военно Воздушные Силы СССР 88 ГИАП (ранее 166 ИАП) из 8 ГИАД (ранее 217 ИАД), Ла-5 - белая диагональная зигзагообразная стрела поверх звезды
полковая эмблема – черный якорь на белом фоне. Эту эмблему на все самолёты полка нанесла делегация моряков Черноморского Флота, в знак особой благодарности за боевые успехи лётчиков при освобождении г. Новороссийска. 88ИАП из 229ИАД ЛаГГ3 - черный якорь на белом руддере 88 ИАП (потом 159 ГИАП) из 229 ИАД (229-я истребительная Таманская Краснознаменная авиационная дивизия) 4 ВА, ЛаГГ-3 - черный якорь на белом руле поворота
Цагойко великая отечественная война Изначальное происхождение эмблемы ВВС "крылышки" в сочетании с белой "пилоткой" на хвостах Яков неизвестно. Встречается на отдельных машинах 434 иап , 66 иап , 122 иап , 42 иап. В некоторых случаях самолеты передавались из полка в полк.
камуфляж самолетов второй мировой войны 31 ИАП из 295 ИАД 10 ШАК - две наклонные белые полосы на вертикальном оперении истребителей Як и Ла
790 ИАП знак Санников предположительно 129ИАД Ла7 790 ИАП (790-й истребительный ордена Кутузова авиаполк, входил в 129 ИАД 1 ВА)
на капоте двигателя (Ла-7) широкий уголок-шеврон белого цвета и изображение ордена

ЭБО 41ГИАП  красное сердце (масть черви) в белом канте на носу боевого самолета Командный состав 41 ГИАП (истребители Ла) : красное сердце (туз червей) в белой окантовке на капоте.


Различные звери на вертикальном оперении были изображены у 609 ИАП, 767 ИАП 122 ИАД ПВО
Белые только коки - 769 ИАП 122 ИАД ПВО (2) , 436 ИАП (P40) ?
Красный кок + красная пилотка - 45 ИАП

       826 полк - львы на фюзеляжах , 639 полк - орел со змеёй в лапах

67 ИАП в 1941 году применял числовую систему обозначений — тактические номера большого размера наносились белой краской на хвостовое оперение И-16 : 1-я эскадрилья с 10 по 29; 2-я эскадрилья с 30 по 49; 3-я эскадрилья с 50 по 69; 4-я эскадрилья с 70 по 89.

226 ШАД -> 1 ГШАД (1-я гвардейская штурмовая Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия)
Вероятно, в разное время были разные системы опознавания самолетов Ил-2
655 ШАП -> 136 ГШАП (ранее 655 ЛБАП и 655 САП)
?
505ШАП 505 ШАП -> 75 ГШАП - белая горизонтальная полоса под звездой на фюзеляже
504 ШАП -> 74 ГШАП
?
225 ШАП -> 76 ГШАП
?
655ШАП The most important characteristics are the wide white bands around both wings, typical of this unit  the planes show often a white tip of the spinner 655 ШАП -> 136 ГШАП - белые полосы поперек крыла
505ШАП (шириной 1/5 длины консоли крыла, на расстоянии 3/5 от фюзеляжа) 505 ШАП -> 75 ГШАП - белые полосы поперек крыла
504 ШАП -> 74 ГШАП
?
225 ШАП -> 76 ГШАП
?


243 ШАД -> 3 ГШАД (3-я гвардейская штурмовая Валдайско-Ковельская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), самолеты Ил-2
74 ШАП whose mark was a thin white line on the tail and a wider white band on the fuselage 74ШАП 74 ШАП (в последствии 70 ГШАП)
288 ШАП -> 33 ГШАП
?
784 ШАП -> 71 ГШАП
?


267 ШАД -> 5 ГШАД (5-я гвардейская штурмовая Запорожская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - самолеты Ил-2
белый кант руля направления
93 ГШАП (бывший 808 ШАП)
- два широких белых кольца вокруг задней части фюзеляжа
94 ГШАП (бывший 843 ШАП)
- ? вероятно три кольца
95 ГШАП (бывший 950 ШАП)
- одно кольцо вокруг задней части фюзеляжа


232 ШАД -> 7 ГШАД (7-я гвардейская штурмовая Дебреценская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 204 САД, входила в 2 ШАК -> 3 ГШАК странно что не 1 пояс (как в 1 ВА), а 2 с лета 1944 двойное кольцо вокруг фюзеляжа Ил-2
230 ШАП -> 130 ГШАП
- красный(?) кант вертикального оперения
704ШАП (бывший 704 ББАП, в последствии 131 ГШАП) 131 ГШАП (бывший 704 ББАП, 704 ШАП)
- красный(?) кант вертикального оперения
801ШАП 132 ГШАП (бывший 227 ББАП, 801 ШАП)
- желтый(?) кант вертикального оперения. Эскадрильи полка различались цветами коков: 1-я - красный, 2-я - синий, 3-я белый или желтый


299ШАП 299 ШАД -> 11 ГШАД (11-я гвардейская штурмовая Нежинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - штурмовики Ил-2.
Белый руль поворота - ЭБИ дивизии. Полки различались количеством "поясов" за кабиной экипажа.
431ШАП 431 ШАП -> 174 ГШАП
218 СБАП -> 218 ШАП -> 173 ГШАП.
?
Вероятно - два "пояска", но пока не обнаружена подтверждающая фотография.
874 ШАП (175 ГШАП) of 299 ШАД (11 ГШАД) the white color of the tail could be related to the air division, 
      while the number of white bands and the blue color of the spinner could be related to the squadron 874 ШАП -> 175 ГШАП


230 ШАД (230-я штурмовая Кубанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 4 ВА
7ГШАП Plane n.16 of 7 Gv.ШАП shows a different position of the white band if compared to the photos of Emelyanenko's plane 
       and white 26 of the same unit: on the tail, instead of around the rear fuselage 7 ГШАП (бывший 4 ББАП, 4 ШАП) - очень широкое белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа
103ШАП 103 ШАП - разомкнутое сверху белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа
590 ШАП -> 43 ГШАП
?


312ШАП  oblique white cap 233 ШАД (233-я штурмовая Ярцевская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия)
белая "косынка" на вертикальном оперении штурмовиков Ил-2 с лета 1942; позднее - полностью белый хвост
62 ШАП - красные носик кока и широкий "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа
the light blue band on the fuselage and the light blue tip of the spinner, the rear part of the spinner in black 198 ШАП - голубые носик кока и широкий "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа
312 ШАП - желтые носик кока и "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа


277 ШАД (277-я штурмовая Красносельская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия)
узкие белые "пояски" вокруг хвостовой части фюзеляжа (штурмовики Ил-2, 1944)
15ГШАП
15 ГШАП (бывший 174 ШАП) - одно кольцо
566ШАП during Vyborg operation in summer 1944 потом За Ленинград и узкая желтая оранж полоса наискосок вертикального оперения
566 ШАП - два кольца
943ШАП Vyborg operation in summer 1944
943 ШАП - три кольца
пояса 999ШАП
999 ШАП - четыре кольца

До и после 1944 года в 566 ШАП были другие знаки.

307 ШАД (307-я штурмовая авиационная Лидская Краснознаменная ордена Суворова дивизия), 3 ШАК, штурмовики Ил-2
полулиния 154ГШАП 154 ГШАП (бывший 211 БАП , 211 ШАП)
вероятно вишневые пояса 154ГШАП 621 ШАП Два темных кольца вокруг хвоста могли быть с наклоном и без него.
893 ШАП
?




949ШАП широкая желтая полоса наискосок вертикального оперения 949 ШАП входил в 211 ШАД - маленькая красная звездочка на белом фоне

182ШАД 182ШАД 182 ШАД (64 ШАП, 397 ШАП, 539 ШАП) - стрела с крыльями, белые кок и "пилотка"

214ШАП 214 ШАП - белый низ капота

59ГШАП The bands of 59 gshap are described as yellow by the veteran Boreiko 59 ГШАП (бывший 688 ЛБАП, 688 ШАП) в составе 228 ШАД -> 2 ГШАД : два кольца вокруг фюзеляжа позади кабины и красная пилотка на вертикальном оперении.

90ГШАП 90 ГШАП (бывший 671 БАП, 671 ШАП) в составе 212 ШАД -> 4 ГШАД (5 ШАК): два белых кольца вокруг хвостовой части фюзеляжа и белая пилотка на вертикальном оперении.

448ШАП 448 ШАП of 277 ШАД had had 1 white band for the Vyborg operation in summer 1944 - ошибка ! 448ШАП вошел в 277 ШАД только в 1946 448 ШАП (бывший 37-А СБАП) в составе 281 ШАД - белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа.

808ШАП 808 ШАП (в последствии 93 ГШАП) в составе 267 ШАД -> 5 ГШАД.

593ШАП эскадрилия
interrupted white line with a red contour 593 ШАП - planes numbered from 01 to 12 had red numbers and spinners, from 14 to 26 had blue ones, from 27 to 38 had yellow ones.
the regimental mark was completed by a white undersurface of the left wing only, from the aileron start to the tip; a thin red longitudinal line divided the white part of the undersurface from the light blue one 593 ШАП действовал в составе 332 ШАД. Эскадрильи отличались цветом коков и номеров: красные, голубые и желтые.
606ШАП 606 ШАП (с 28.05.42 в 214 ШАД, с 10.01.44 в 280 сад) - диагональная белая полоса, ширина и расположение под звездой могли различаться
orange tail cap (and, probably, rear part of the spinner) as standard for 617th ШАП;    1st Squadron - red spinner tip
    2nd squadron- white (?) spinner tip    3rd Squadron - yellow spinner tip 617 ШАП (сначала 617 ЛНБАП , позднее - 167 ГШАП) в составе 291 ШАД -> 10 ГШАД.
225ШАД
yellow stripe on fin 810 ШАП or 614 ШАП (225 ШАД) на фото темн пояс за кабиной 614 ШАП (118 ГШАП) и 810 ШАП из 225 ШАД - наклонная светлая (на ч/б фото, видимо голубая либо желтая) полоса на киле рядом со звездой.
10орап 10 ОРАП 1 ВА - диагональная светлая (на ч/б снимке, вероятно голубая или желтая) полоса на вертикальном оперении Ил-2.

78 ГШАП - 3 красные полосы на Ил-10

108 ШАП - белый кант руля направления



According to some memoirs, planes of 828 ШАП should have red fin and white nose undersurface

810 ШАП the outline along the fin's edge, its color was probably yellow, the regimental color. The color of the front part of the spinners changes according to the squadron: 1 squadron: red 2 squadron: blue (dark blue?) 3 squadron: white or yellow.

125ГБАП - 125 женский Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк Пе2
125 ГБАП (женский 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк) : белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа и горизонтальная белая полоса снизу вертикального оперения (Пе-2).


       4 ГАКДД (4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия) стал 4 ГБАК (4-й гвардейский бомбардировочный Гомельский авиационный корпус) :
       14 ГБАД (14-я гвардейская бомбардировочная Брянско-Берлинская Краснознаменная авиационная дивизия, бывшая 4-я гвардейская Брянская авиационная дивизия дальнего действия - 4 ГАДДД, бывшая 222 АДДД и 222 БАД) и
       15 ГБАД (15-я гвардейская бомбардировочная Гомельская авиационная дивизия) бывшая 5-я гвардейская Гомельская авиационная дивизия дальнего действия - 5 ГАДДД
       В 1944-45 Гвардейские Краснознаменные полки имели на носах бомбардировщиков композиции из гвардейского знака, ордена Красного знамени и почетного наименования.
БКЗ ГЗ 13 ГАПДД -> 229 ГБАП (ранее 125 БАП и 125 АПДД), B25 : орден + гв.знак + "Рославльский"
14 ГАПДД -> 14 ГБАП (ранее 16 БАП и 16 АПДД), B25 : гв.знак + орден + "Смоленский"
15 ГАПДД -> 15 ГБАП (198 ГБАП, ранее 125 БАП и 125 АПДД) , B25 : гв.знак + орден + "Севастопольский" с чайкой
27 ГАПНОБДД -> 27 ГБАП (ранее 113 АПНОБДД), A20 : белая стрела-молния (1944)
335 АПДД -> 34 ГАПДД -> 250 ГБАП : В25 - ?
337 АПДД -> 35 ГАПДД -> 251 ГБАП : B25 - ?
22 ГАПДД -> 238 ГБАП : B25 - ?


26 ГБАП (ранее 112 АПНОБДД -> 26 ГАПНОБДД), В25 (1945) - гвардейский знак и почетное наименование.


4сад в начале войны 4 сад (4-я смешанная авиационная дивизия), бомбардировщики СБ, 1941
4сад 7 сад (7-я смешанная авиационная дивизия), бомбардировщики СБ, 1941
35 СБАП 50 СБАП 9 сбап, 46 сбап


гвардия СССР ВМВ МТАП
Цветные стрелы с обводкой на фюзеляже - 5 САК (Як-1 и Ил-4). 6 САК -> 5 БАК (6-й Краснознаменный смешанный авиационный Люблинский корпус) А-20 221 БАД. Орден Красного знамени, почетное наименование корпуса и знак ВВС на щите в 1944. Гвардейский знак встречается у многих гвардейских полков, например на фюзеляжах ДБ-3Ф 1 ГМТАП
52БАП: русский элемент быстрого опознавания в воздухе Рисунки в качестве эмблем применялись исключительно редко, и 52-й ББАП представляет собой такое исключение элемент быстрого опознавания 34ГБАП: символика ВОВ 23ГНБАП: знак между кабиной и капотом ЭБИ 88НБАП: знак между кабиной и капотом 9СБАП
52 БАП: молния на киле (ближний бомбардировщик Су-2) 34 ГБАП: белый медведь с бомбой на носу (пикирующий бомбардировщик Пе-2) 23 ГНБАП: орел с бомбой между кабиной и капотом (ночной бомбардировщик По-2) 88 НБАП: якорь и спасательный круг с надписью "Новороссийский" (ночной бомбардировщик По-2) 9 СБАП: знак ВВС "крылышки" (скоростной бомбардировщик СБ)


8 ГБАП - белый только сам киль (A-20).

Польская шаховица Польские авиачасти в ВВС РККА - традиционная красно-белая шаховница (уменьшенного размера) на фюзеляже. Як-1Б, Як-9М, Як-9Т , Ил-2, По-2ВС.


Сбору информации помогли : Василий Харин , Михаил Быков , Александр Абрамов , Виталий Тимошенко , Massimo Tessitori , Aleksandrs Ruckovskis , Александр Казаков .
Работа продолжается. Если кто-нибудь имеет дополнительную информацию об эмблемах советских самолетов Великой Отечественной войны, может что-либо уточнить, пожалуйста пишите мне, шлите фотографии и рисунки.



Символика отечественных ВВС Личные эмблемы асов СССР Обозначения авиаполков

Авиация 2й мировой войны Опознавательные знаки бронетехники

War is Over 1я страница



Для удобства текстового поиска опущены буквенные окончания номеров авиаполков.
Элементы быстрой идентификации на хвостах и носах
Старт

Случайная статья:

'World of Tanks' game

Крым ждёт референдума, фото

T-34 w Wojsko Polskie

Russian T-34-85 tanks gallery

Soviet Union: WW2 torpedo boats