Символика авиачастей СССР в ВОВ

       Помимо красных звезд, некоторые советские авиационные части и соединения имели еще и свои отличительные знаки и ЭБО. Следует отметить, что иногда самолеты этих частей могли быть без эмблем. Например - недавно поступившие машины, или после ремонта обшивки. Многие летчики, особенно асы, наносили индивидуальные эмблемы.
       Эскадрильи часто отличались цветами цифр бортовых номеров (с предвоенного времени традиционно красные номера обычно были у 1-й эскадрильи полка, а голубые, жёлтые и белые у следующих по порядку - например 163 ИАП) или цветами коков винтов, рулей поворота, "пилоток" килей. Эмблемы полков и более крупных соединений появлялись, как правило, во второй половине войны. Одним из исключений являлась 1-я воздушная армия (1 ВА), которая на 1942 имела систему опознавательных знаков для дивизий в своем составе: 201 ИАД (позднее 10 ГИАД) , 202 ИАД , 203 ИАД (12 ГИАД) , 204 БАД (3 ГБАД) , 213 НБАД , 214 ШАД , 224 ШАД , 232 ШАД (7 ГШАД) , 233 ШАД , 234 ИАД .

Сокращения.       Буква "Г" в начале аббревиатуры = Гвардия
ИАП = истребительный авиаполк
ШАП = штурмовой авиаполк
БАП = бомбардировочный авиаполк
САП = смешанный авиаполк
РАП = разведовательный авиаполк
ИАД = истребительная авиадивизия
ШАД = штурмовая авиадивизия
БАД = бомбардировочная авиадивизия
САД = смешанная авиадивизия
КАЭ = корректировочная авиаэскадрилья
ИАК = истребительный авиакорпус
ШАК = штурмовой авиакорпус
БАК = бомбардировочный авиакорпус
САК = смешанный авиакорпус
ВА = воздушная армия
КБФ = балтийский флот
СФ = северный флот
ЧФ = черноморский флот
ПВО = противовоздушная оборона
       C = скоростной , Н = ночной , Л = легкий , Т = тяжелый , Б = ближний , Д = дальний , П = пикировочный , О = отдельный

1 ГИАК (1-й гвардейский истребительный Минский авиационный корпус), бывший 1 ИАК
2МВ 2МВ полосатый хвост краноносые Яки красные кок и капот Яков и Ла плюс две косые белые полосы на вертикальном оперении на Ла-7. у Яков две наклонные белые полосы на вертикальном оперении + красный нос либо только кок.
3 ГИАД (3-я гвардейская истребительная Брянская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 210 ИАД.
начиная с 1943 все капоты были красные
4 ГИАД (4-я гвардейская истребительная Оршанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 274 ИАД.
434 ИАП -> 32 ГИАП 169 ИАП -> 63 ГИАП 160 ИАП -> 137 ГИАП 271 иап -> 64 ГИАП 653 иап -> 65 ГИАП 875 иап -> 66 ГИАП

2 ИАК (2-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус)
322 ИАД (322-я истребительная Минская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - диагональные белые полосы на вертикальном оперении самолетов Ла-7, 1945 7 ГИАД (7-я гвардейская истребительная Ржевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия), бывшая 209 ИАД, истребители Як, 1943-1945
2 ГвИАП 2 ГИАП (бывший 526 ИАП) - одна полоса
482 ИАП - две полосы
вторая мировая война 937 ИАП - три полосы
29 иап -> 1 ГИАП : возможно - одна диагональная белая полоса ? 12 иап -> 89 ГИАП : две диагональных полосы белого цвета на вертикальном оперении 146 иап -> 115 ГИАП : три диагональных белых полосы на вертикальном оперении, либо только на руле направления

Символика 3 ИАК (3-й истребительный Никопольский орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус), основные самолёты - истребители Як-7Б, Як-1Б, Як-9Т, Як-9К, Як-9У, Як-3, а также Пе-2 и Ил-2
3 ИАК ВВС знак быстрого опознавания в воздухе - крылатая звезда на носу, чаще наклонная красная с белым крылом 812ИАП 3 ИАК отличительный признак 43ИАП 3ИАК эмблема Рисунки на советских самолетах Великой Отечественной войны 402ИАП 3ИАК ТОЗ ЭБО опознавательный знак - крылатый меч разрубающий свастику
Крылатая звезда в 1943-44, и меч с крылом в 1944-45 гг.
Эмблемы (наклонная звезда с крылом; крылатый меч, разрубающий свастику) могли наноситься внизу капота в разных вариантах белой или красной краской, либо просто контуром по камуфляжу.
265 ИАД (265-я истребительная Мелитопольская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - белые коки. 278 ИАД (278-я истребительная Сибирско-Сталинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - темные (черные или красные) коки.
291 ИАП 402 ИАП 812 ИАП 15 ИАП 43 ИАП 274 ИАП

4 ИАК -> 3 ГИАК (3-й гвардейский истребительный Ясский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус)
13 ГИАД (13-я гвардейская истребительная Полтавско-Александрийская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 294 ИАД, истребители Як 14 ГИАД (14-я гвардейская истребительная Кировоградско-Будапештская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 302 ИАД
13ИАД эмблема авиагруппа sword Прикрой атакую!
Эти авиагруппы не относилась ни к 3-му, ни к 8-му авиакорпусу, несмотря на схожесть элементов опознавания
В 427 ИАП (в последствии 151 ГИАП) была группа "Меч" с красноносыми Яками.
150 ГИАП (бывший 183 ИАП) - выкрашенный красным цветом капот Як-3.
Ударная авиационная группа "Меч" при полку имела дополнительную эмблему - меч, пронзающий фашистский символ.
Ударные группы служили для усиления в сложных воздушных боях: наращивания сил авиадивизии.
ЭБИ второй мировой войны 6 ИАП -> 149 ГИАП, под кабиной рисовали белые уголки.
193 иап -> 177 гиап , 240 иап -> 178 гиап , 297 иап -> 179 гиап.
У 178 ГИАП - уголки на Ла-5Ф. Направление и наклон были разными.

6 ГИАК (6-й гвардейский истребительный Львовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус) , бывший 7 ИАК. Материальная часть - Аэрокобры Р39
205ИАД 22 гвиад 205 ИАД -> 22 ГИАД (22-я гвардейская истребительная Кировоградская ордена Ленина Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия): широкая диагональная белая полоса на вертикальном оперении в 1943-1945
23 ГИАД (23-я гвардейская истребительная Черкасская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) , бывшая 304 ИАД, а ранее - 304 БАД: горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления
27 ИАП -> 129 ГИАП
129ГИАП гв иап
красный нос либо только кок + номер на закрашенном участке капота характерной формы
438 ИАП -> 212 ГИАП
212ГИАП синие кок и часть носа
голубой нос либо только кок + знак гвардии и орден Невского на дверце
508 ИАП -> 213 ГИАП

белый кок (с 1945 - нос) + с 1945 гвардейский знак на правой дверце, орден Невского на левой дверце
38 ИАП -> 21 ГИАП

красно-белый нос
10 ИАП -> 69 ГИАП

красно-белый кок и гвардейский знак на левой дверце, орден Невского на правой дверце
9 ИАП -> 211 ГИАП

Красные носы фюзеляжа - отличительный признак самолетов 8 ИАК (8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознаменный корпус) с 01.01.1944
краска носов Лавочек 215 ИАД (215-я истребительная Танненбергская Краснознаменная авиационная дивизия)
краноносые Яки 323 ИАД (323-я истребительная Барановичская Краснознаменная авиационная дивизия)
ВОВ 156 ИАП бело-красные горизонтальные полосы на вертикальном оперении (Ла-7)
263 ИАП - белое вертикальное оперение
813 ИАП - широкий белый "пояс" вокруг фюзеляжа позади кабины (Ла-5ФН)
149 ИАП (Як-9) - белый руль направления 269 ИАП - белое вертикальное кольцо вокруг фюзеляжа перед бортовой звездой. 484 ИАП - белый руль направления (либо всё вертикальное оперение) с красными горизонтальными полосами

ЭБО 41ГИАП  красное сердце (масть черви) в белом канте на носу боевого самолета
гвардия СССР ВМВ МТАП 30 ГвИАП ордена БКЗ ВМФ
Красная стрела с голубой обводкой на фюзеляже - 5 САК (Як-1 270 ИАП). Командный состав 41 ГИАП (истребители Ла) : красное сердце (туз червей) в белой окантовке на капоте. Гвардейский знак встречается у многих гвардейских полков, например на фюзеляжах ДБ-3Ф 1 ГМТАП У самолетов 6 ГИАП ЧФ (Севастопольский дважды Краснознаменный) внизу капотов Яков за знаком гвардии был орден Красного Знамени

Элементы быстрой идентификации на хвостах и носах

176ГвИАП 176 Гв ИАП ВВС Красной армии 19 ИАП -> 176 ГИАП с 1944 входил в состав воздушных армий как отдельный полк свободных охотников. Лавки имели выкрашенную носовую часть фюзеляжа в красный цвет углом, а верхняя часть хвоста - в белый наискосок (косынка)
790 ИАП (790-й истребительный ордена Кутузова авиаполк, входил в 129 ИАД 1 ВА)
на капоте двигателя (Ла-7) широкий уголок-шеврон белого цвета и изображение ордена
790 ИАП знак Санников предположительно 129ИАД Ла7
7 ШАК (7-й штурмовой Севастопольский авиационный корпус)
236 ИАД (236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия)
Яки - наклонная узкая белая полоса с красной окантовкой
206 шад (206-я штурмовая авиационная Мелитопольская Краснознаменная дивизия) - тонкий белый "пояс" перед килем.

289 шад (289-я штурмовая Никопольская Краснознаменная авиационная дивизия).
236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия 267 ИАП - дополнительно широкая горизонтальная белая полоса на рулях направления
117ГИАП 975 иап -> 117 ГИАП - дополнительно широкая горизонтальная красная полоса в белой окантовке на рулях направления
168 ГИАП (бывший 737 ИАП) 807 шап 806 шап 232 шап 686 шап

1 ГИАД (1-я гвардейская истребительная Сталинградско-Берлинская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 220 ИАД -
горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении Аэрокобр
512 иап -> 53 гиап - дополнительно красные "пилотка" и кок 237 иап -> 54 гиап - дополнительно белые "пилотка" и кок
Зеленин : горизонтальная белая полоса это 1ГИАД ; голубые пилотка и кок это 55ГИАП   55ГИАП 581 иап -> 55 ГИАП - дополнительно голубые "пилотка" и кок

5 ГИАД (5-я гвардейская истребительная Валдайская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 239 ИАД, P39 Airacobra
28 ГвИАП Баранов   белые полосы на хвосте и фюзеляже
153 иап -> 28 ГИАП - белый кок и широкая вертикальная белая полоса на вертикальном оперении, либо опоясывающая хвост
68гиап   68 гвиап
46 ИАП -> 68 ГИАП - голубой кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа
72 гвиап   72гиап
485 ИАП -> 72 ГИАП - красный кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа

9 ГИАД (9-я гвардейская истребительная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, бывшая 216 ИАД и 216 САД) 4 ВА, P39 Airacobra, 1943-1945.
  16 Гв ИАП 16 ГИАП (ранее 55 ИАП) - красные "пилотка" с белым кантом и кок
сотка Белые «пилотки» - отличительный признак самолетов 100 ГИАП (ранее 45 ИАП) и 104 ГИАП (ранее 298 ИАП)

130 ИАД (130-я истребительная Инстербургская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела истребители Як-9 различных модификаций. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 15.03.1945. Дивизионный признак – круговая полоса белого цвета шириной 1 метр в хвостовой части фюзеляжа.

   168ИАП 168 ИАП, Як-9Л с красными коками и красными номерами с черной окантовкой на дивизионной полосе
409 ИАП, Як-9М - так же, полковой цвет - желтый 909 ИАП, Як-9Т и 9Л - так же, полковой цвет - голубой

Красный кок - обозначение 185 ИАД (185-я истребительная авиационная дивизия), наследница 11 САК (11-й смешанный авиационный корпус)
Степаненко   4ИАП 4 ИАП - голубые кольцо на коке и "пилотка" на вертикальном оперении Як-9Т
148 ИАП, то же желтым цветом 293 ИАП, то же белым цветом

234 ИАД (234-я истребительная Мозырская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела самолеты Як различных версий. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 1.09.1943.
133 ИАП, неизвестная эмблема + черный кок 233 ИАП, эмблема чайки + голубой кок
248 ИАП, эмблема акулы + красный кок

303ИАД        303 ИАД (303-я истребительная Смоленская Краснознаменная авиадивизия, входила в состав 1 ВА): белая стрела-молния зигзагом на весь фюзеляж Стрела перекрывалась двузначным белым номером и стандартной красной звездой образца 1943 г.
       Эмблема перенесена из 201 ИАД, в которой 20 ИАП и Нормандия были в 1942 г.
9гвиап эскадрилья обечан 9гиап обечай 9 гв иап обечак        9 ГИАП (9-й гвардейский истребительный Одесский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк) Ла, бывший 69 ИАП : дополнительно красная обечайка капота; красные, голубые и жёлтые коки у 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий.
трехцветная кокарда (уменьшенного размера) на фюзеляже, реже лотарингский крест на руле направления либо герб (золотые львы на красном щите)        Полк Нормандия-Неман, Як : кок в цветах французского флага, реже - трехцветная кокарда (уменьшенного размера) на фюзеляже или лотарингский крест на киле.
18 ГИАП (Як, бывший 6 ИАП) 139 ГИАП (Як, бывший 20 ИАП)


329 ИАД (329-я истребительная Керченская Краснознаменная авиационная дивизия)
Панкратов камуфляж самолетов 2-й мировой войны    66 ИАП : вертикальная белая полоса, окаймлённая синими линиями + бело-синий кок
57 ГИАП, бывший 36 ИАП - красный кок и вертикальная красная полоса с белой обводкой на руле поворота
101 ГИАП, бывший 84-А ИАП - белый кок и вертикальная белая полоса на руле поворота

  30 Гв ИАП   обтекателем воздушного винта   30 ГвИАП символ ВВС СССР эмблема курица 30 ГИАП из 273 ИАД 6 ИАК 16 ВА, P39 Airacobra - голубые (синие?) кок и "пилотка" с белым кантом копия нарукавного знака ВВС "крылышки" на дверцах

Белая(?) «пилотка» на вертикальном оперении - 12 ГИАП (Як)

562 ИАП ПВО - на части Яков на левом борту в районе кабины леопард, на других - чёрт по образцу фигурки каслинского литья.

предположительно 171ИАП Вишняков 171 ИАП (в составе 315 иад) - красный кок и белая обечайка капота двигателя Ла-5ФН
5ГИАП Попков 5 ГИАП (бывший 129 ИАП ; в составе 207 иад -> 11 гиад) - белый кок и торец капота двигателя Ла-5ФН
960ИАП РСФСР 960 ИАП ПВО (с сентября 1942 до декабря 1943 входил в состав 125 иад ПВО; потом - в 328 иад ПВО), Ла-5 - молния под звездой
88ГИАП Военно Воздушные Силы СССР 88 ГИАП (ранее 166 ИАП) из 8 ГИАД (ранее 217 ИАД), Ла-5 - белая диагональная зигзагообразная стрела поверх звезды
полковая эмблема – черный якорь на белом фоне. Эту эмблему на все самолёты полка нанесла делегация моряков Черноморского Флота, в знак особой благодарности за боевые успехи лётчиков при освобождении г. Новороссийска. 88ИАП из 229ИАД ЛаГГ3 - черный якорь на белом руддере 88 ИАП (потом 159 ГИАП) из 229 ИАД (229-я истребительная Таманская Краснознаменная авиационная дивизия) 4 ВА, ЛаГГ-3 - черный якорь на белом руле поворота
ЧФ 9 ИАП ВВС СССР 9 ИАП ЧФ из 11 ШАД ВМФ, ЛаГГ-3 - белые (желтые?) "косынка" и параллельная её краю полоса
Цагойко великая отечественная война 122 ИАП из 331 ИАД 5 ШАК , Яки - косая белая "пилотка" и "крылышки"
великой отечественной войны советского народа 42 ИАП (стал 133 ГИАП), Яки - прямая светлая "пилотка" и "крылышки"
6 ГИАД , 6-я гвардейская истребительная Донская-Сегедская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия
(273 ИАП -> 31 ГИАП , 296 иап -> 73 гиап , 2 иап -> 85 гиап) Яки - две наклонные узкие красные (желтые?) полосы
камуфляж самолетов второй мировой войны 31 ИАП из 295 ИАД 10 ШАК - две наклонные белые полосы на вертикальном оперении истребителей Як и Ла

1 ШАК -> 1 ГШАК (1-й гвардейский штурмовой Кировоградско-Берлинский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус)
ТОЗ - белое вертикальное кольцо вокруг хвоста
203 ИАД -> 12 ГИАД (12-я гвардейская истребительная Знаменская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия)
Яки - белая задняя треть руля направления
266 ШАД -> 8 ГШАД (8-я гвардейская штурмовая Полтавская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) Ил-2 292 ШАД -> 9 ГШАД (9-я гвардейская штурмовая Красноградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) Ил-2
270 иап -> 152 ГИАП 516 иап -> 153 ГИАП 247 иап -> 156 ГИАП 66 шап -> 140 ГШАП - белая "полупилотка" на руле направления 673 шап -> 142 ГШАП 735 шап -> 143 гшап - красные двухзначные номера на фюзеляже и киле 667 ШАП -> 141 ГШАП - белая "пилотка" на вертикальном оперении 800 ШАП -> 144 ГШАП дополнительно белая стрела с изломом
800ШАП 144ГШАП
Белый кок и стрела с изломом на фюзеляже
820 шап -> 155 гшап


северный флот
КБФ
воздушная армия
       Обозначение северо-западного ТВД :      
       Только белый кок винта у авиачастей: 2 ГИАП СФ (бывший 72 САП, P40E, P39M) и 78 ИАП СФ (P40K , Hurricane Mk.IIb) , 29 ГИАП (бывшый 154 ИАП) 13 ВА - Як и И-16 и Р-40 , 436 ИАП (P40) ;
7 ИАК ПВО : 44 ИАП (ЛаГГ-3)
145 ИАП -> 19 ГИАП 14 ВА в сочетании с двузначным номером большими белыми цифрами
147 ИАП -> 20 ГИАП 14 ВА
       Белый кок и белая "пилотка":
255 ИАП СФ (P39D) и 20 ИАП СФ (Як-1)
       Белый кок + белый руль поворота имели следующие части:
ВВС КБФ : ( 3 ГИАП - Ла и Як ; 4 ГИАП - Ла ; 14 ГИАП - Як ; 21 ИАП и 12 ИАП - Як )
13 ВА : ( 14 ГИАП - Як (бывший 7 ИАП) ; 159 ИАП - Ла ; 196 ИАП - Р40 и P39 )
       Белый кок + целиком белый киль имели следующие части
13 ВА : (191 ИАП - P40) и 2 ГИАК ПВО : ( 102 ГИАП и 103 ГИАП - P39 ; 26 ГИАП - в сочетании со знаком гвардии на фюзеляже Hurricane и Spitfire )
14 ВА : ( 254 ИАП - Ла ; 287 ИАП и 845 ИАП - Як )


11 ГИАП ЧФ (11-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС ВМФ, Аэрокобры) - белая "пилотка" и диагональная полоса на вертикальном оперении (?1)
29 ГИАП (истребители Як) - наклонная красная полоса с бело-красной окантовкой на вертикальном оперении. (?1)
130 ИАД, Як - цветные пилотка на вертикальном оперении и направленная вниз стрела по задней кромке руля направления. (?1)
Различные звери на вертикальном оперении были изображены у 609 ИАП, 767 ИАП 122 ИАД ПВО
Белые только коки - 769 ИАП 122 ИАД ПВО (2) , 7 ИАП ЧФ (!) ,
Красный кок + красная пилотка - 45 ИАП

       826 полк - львы на фюзеляжах , 639 полк - орел со змеёй в лапах

67 ИАП в 1941 году применял числовую систему обозначений — тактические номера большого размера наносились белой краской на хвостовое оперение И-16 : 1-я эскадрилья с 10 по 29; 2-я эскадрилья с 30 по 49; 3-я эскадрилья с 50 по 69; 4-я эскадрилья с 70 по 89.

       Состав истребительных авиакорпусов на конец Великой Отечественной войны:
1 ГИАК (бывший ранее 1 ИАК) : 274 иад -> 4 гиад , 210 иад -> 3 гиад , 32 гиап
2 ИАК : 209 иад -> 7 гиад (25.11.42 - 05.45) , 322 иад (07.43 - 05.45)
3 ИАК : 265 иад и 278 иад
4 ИАК (стал 3 ГИАК) : 294 иад -> 13 гиад , 302 иад -> 14 гиад
5 ИАК : 8 ГИАД и 256 ИАД
6 ИАК : 273 иад , 279 иад , 1 гиад , 234 иад (1944-1945) , 422 оаэс (05.43 - 05.45)
7 ИАК (стал 6 ГИАК) : 205 иад -> 22 гиад , 304 иад -> 23 гиад
8 ИАК : 215 иад и 323 иад
10 ИАК : 201 иад -> 10-я гиад , 235 иад -> 15 гиад , 400 оаэс , 224 шад (16.01.44-15.04.44)
11 ИАК : 239 иад -> 5 гиад , 190 иад ( 17 ИАП , 494 ИАП , 821 ИАП )
13 ИАК : 193 иад и 194 иад , а также 283 иад
14 ИАК : 185 иад и 315 иад
10, 6, 7 (ставший 2 ГИАК ПВО), 8, 9 ИАК ПВО состояли из полков


Рисунки в качестве эмблем до 1943 г применялись исключительно редко, и 52-й ББАП представляет собой такое исключение.

52БАП: русский элемент быстрого опознавания в воздухе элемент быстрого опознавания 34ГБАП: символика ВОВ 23ГНБАП: знак между кабиной и капотом ЭБИ 88НБАП: знак между кабиной и капотом 9СБАП
52 ББАП: молния на киле (ближний бомбардировщик Су-2) 34 ГБАП: белый медведь с бомбой на носу (пикирующий бомбардировщик Пе-2) 23 ГНБАП: орел с бомбой между кабиной и капотом (ночной бомбардировщик По-2) 88 НБАП: якорь и спасательный круг с надписью "Новороссийский" (ночной бомбардировщик По-2) 9 СБАП: знак ВВС "крылышки" (скоростной бомбардировщик СБ)

Дополнялось это белым кольцом вокруг хвостовой части фюзеляжа
В 62-й авиадивизии вместе с 52 ББАП был 226 СБАП, позднее преобразованный в 800 ШАП и ставший 144 ГШАП, который и перенял стрелу-молнию в качестве знака полка, но уже в увеличенном размере, и не на киле, а на фюзеляже. Дополнялось это элементом быстрого опознавания авиакорпуса - белым кольцом вокруг хвостовой части фюзеляжа.

226 ШАД -> 1 ГШАД (1-я гвардейская штурмовая Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия) - самолеты Ил-2
655шап The most important characteristics are the wide white bands around both wings, typical of this unit  the planes show often a white tip of the spinner 655 ШАП -> 136 ГШАП (ранее 655 ЛБАП и 655 САП) - белые полосы поперек крыльев (шириной 1/5 длины консоли крыла, на расстоянии 3/5 от фюзеляжа)
505шап 505 ШАП -> 75 ГШАП - белая горизонтальная полоса под звездой на фюзеляже
504 шап -> 74 гшап 225 шап -> 76 гшап

277 ШАД (277-я штурмовая Красносельская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия)
узкие белые "пояски" вокруг хвостовой части фюзеляжа (штурмовики Ил-2, 1944)
15гшап
15 ГШАП (бывший 174 ШАП) - одно кольцо
566шап during Vyborg operation in summer 1944 потом За Ленинград и узкая желтая оранж полоса наискосок вертикального оперения
566 ШАП - два кольца
943шап Vyborg operation in summer 1944
943 ШАП - три кольца
пояса 999шап
999 ШАП - четыре кольца

До и после 1944 года в 566 ШАП были другие знаки.

312шап  oblique white cap 233 ШАД (233-я штурмовая Ярцевская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия)
белая "косынка" на вертикальном оперении штурмовиков Ил-2
62 ШАП - красные "кок" и широкий "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа
the light blue band on the fuselage and the light blue tip of the spinner, the rear part of the spinner in black 198 ШАП - голубые "кок" и широкий "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа
312 ШАП (312-й штурмовой Белостокский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк)

307 ШАД (307-я штурмовая авиационная Лидская Краснознаменная ордена Суворова дивизия), 3 ШАК, штурмовики Ил-2
полулиния 154гшап 154 ГШАП (бывший 211 БАП , 211 ШАП) 154-й гвардейский штурмовой Оршанский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк
вероятно вишневые пояса 154гшап 621 ШАП (621-й штурмовой Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк). Два темных кольца вокруг хвоста могли быть с наклоном и без него.
893 ШАП

299шап 299 ШАД -> 11 ГШАД (11-я гвардейская штурмовая Нежинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - штурмовики Ил-2.
Белый руль поворота - ЭБИ дивизии. Полки различались количеством "поясов" за кабиной экипажа.
431шап 431 ШАП -> 174 ГШАП
218 ШАП -> 173 ГШАП. Вероятно - два "пояска", но пока не обнаружена подтверждающая фотография.
874 ShAP (175 GShAP) of 299 ShAD (11 GShAD) the white color of the tail could be related to the air division, 
      while the number of white bands and the blue color of the spinner could be related to the squadron 874 ШАП -> 175 ГШАП

232 шад -> 7 гшад (7-я гвардейская штурмовая Дебреценская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 204 САД, входила в 2 шак -> 3 гшак, самолеты Ил-2
230 шап -> 130 гшап
странно что не 1 пояс (как в 1 ВА), а 2 704шап 704 ШАП (бывший 704 ББАП, в последствии 131 ГШАП)
801шап outline along the fin's edge its color was probably yellow, the regimental color - Plane 61 could be of 2nd squadron with dark blue spinner 801 ШАП (бывший 227 ББАП, в последствии 132 ГШАП)

230 шад (230-я штурмовая Кубанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 4 ВА
7гшап Plane n.16 of 7 Gv.ShAP shows a different position of the white band if compared to the photos of Emelyanenko's plane 
       and white 26 of the same unit: on the tail, instead of around the rear fuselage 7 ГШАП (бывший 4 ББАП, 4 ШАП) - очень широкое белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа
103шап 103 ШАП - разомкнутое сверху белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа
590 шап -> 43 гшап



       Другие штурмовые авиаполки:

949шап широкая желтая полоса наискосок вертикального оперения 949 ШАП входил в 211 шад - маленькая красная звездочка на белом фоне

182шад 182шад 182 ШАД (64 ШАП, 397 ШАП, 539 ШАП) - стрела с крыльями, белые кок и "пилотка"

214шап 214 ШАП - белый низ капота

59гшап 59 ГШАП (бывший 688 ЛБАП, 688 ШАП) в составе 228 шад -> 2 гшад : два желтых кольца вокруг фюзеляжа позади кабины и красная пилотка на вертикальном оперении.

90гшап 90 ГШАП (бывший 671 БАП, 671 ШАП) в составе 212 шад -> 4 гшад (5 ШАК): два белых кольца вокруг хвостовой части фюзеляжа и белая пилотка на вертикальном оперении.

448шап 448 ShAP of 277 ShAD had had 1 white band for the Vyborg operation in summer 1944 - ошибка ! 448шап вошел в 277 шад только в 1946 448 ШАП (бывший 37-А СБАП) в составе 281 шад - белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа.

74 ShAP whose mark was a thin white line on the tail and a wider white band on the fuselage 74шап 74 ШАП (в последствии 70 ГШАП) в составе 243 шад -> 3 гшад.

808шап 808 ШАП (в последствии 93 ГШАП) в составе 267 шад -> 5 гшад.

567шап The regimental marking on the tail, an interrupted white line with a red (?) contour 567 ШАП 198 ШАД 6 ШАК 16 ВА
593шап эскадрилия
white line with a red contour 593 ShAP - planes numbered from 01 to 12 had red numbers and spinners, from 14 to 26 had blue ones, from 27 to 38 had yellow ones.
the regimental mark was completed by a white undersurface of the left wing only, from the aileron start to the tip; a thin red longitudinal line divided the white part of the undersurface from the light blue one 593 ШАП действовал в составе 332 шад. Эскадрильи отличались цветом коков и номеров: красные, голубые и желтые.
606шап 606 ШАП (с 28.05.42 в 214 шад, с 10.01.44 в 280 сад) - диагональная белая полоса, ширина и расположение под звездой могли различаться
orange tail cap (and, probably, rear part of the spinner) as standard for 617th ShAP;    1st Squadron - red spinner tip
    2nd squadron- white (?) spinner tip    3rd Squadron - yellow spinner tip 617 ШАП (сначала 617 ЛНБАП , позднее - 167 ГШАП) в составе 291 шад -> 10 гшад.
225шад
yellow stripe on fin 810 ShAP or 614 ShAP (225 ShAD) на фото темн пояс за кабиной 614 ШАП (118 ГШАП) и 810 ШАП из 225 ШАД - наклонная желтая полоса на киле рядом со звездой.
10орап 10 ОРАП 1 ВА - диагональная желтая полоса на вертикальном оперении.





According to some memoirs, planes of 828 ShAP should have red fin and white nose undersurface

810 шап the outline along the fin's edge, its color was probably yellow, the regimental color. The color of the front part of the spinners changes according to the squadron: 1 squadron: red 2 squadron: blue (dark blue?) 3 squadron: white or yellow.

125ГБАП - 125 женский Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк Пе2
125 ГБАП (женский 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк) : белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа и горизонтальная белая полоса снизу вертикального оперения (Пе-2).

4сад 4 сад (4-я смешанная авиационная дивизия), бомбардировщики СБ в начале войны, 1941
35 СБАП 50 СБАП

Польские авиачасти в ВВС РККА - традиционная красно-белая шаховица (уменьшенного размера) на фюзеляже Польские авиачасти в ВВС РККА - традиционная красно-белая шаховица (уменьшенного размера) на фюзеляже. Як-1Б, Як-9М, Як-9Т , Ил-2, По-2ВС.


Сбору информации помогли : Василий Харин , Михаил Быков , Александр Казаков , Massimo Tessitori .
Работа продолжается. Если кто-нибудь имеет дополнительную информацию об эмблемах советских самолетов Великой Отечественной войны, может что-либо уточнить, пожалуйста пишите мне, шлите фотографии и рисунки.



Символика отечественных ВВС Личные эмблемы асов СССР Обозначения истребительных полков

Авиация 2й мировой войны Опознавательные знаки бронетехники

War is Over 1я страница



Старт

Случайная статья:

Прожзвук для зениток

Бомбардировщики "Илья Муромец" Сикорского

SPAD warplanes in Russia

Истребители Поликарпова И-15

Тактические ОЗ танков 3-й ГТА СССР