Истребитель Як-3. Подготовка к полету

Истребитель Як-3. Подготовка к полету Як-3. Як-3.
Перед полётом принять доклад от механика о готовности самолёта к вылету.


ОСМОТР И ПОДГОТОВКА САМОЛЕТА

Произвести внешний осмотр самолёта и проверить:
- винт - нет ли внешних повреждений (пробоин,  царапин) на лопастях и коке и заметной погнутости лопастей;
- планёр - нет ли повреждений обшивки крыла, фюзеляжа, хвостового оперения, 
  а также элеронов и рулей; отклоняются ли рули свободно и без люфтов;
- люки и капоты - правильно ли закрыты замки.
- шасси - нормально ли давление в пневматиках (обжатие 30-40  мм), нет ли на них повреждений;
- нормальна  и  одинакова ли просадка обеих амортизационных стоек (нет ли крена);
- трубку Пито - снят ли чехол;
- количество горючего и масла - уровень горючего в бензиновых баках
  при полной зарядке их должен быть на 50 мм ниже верхнего обреза горловины баков;
- количество залитого масла определяется масломером (нырялом) масляного бака и должно быть 30 л;
- хвостовое  колесо  -  нормальна ли просадка амортизационной стойки и накачка пневматика (обжатие 15-20 мм).
Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3. Як-3.


ПЕРЕД ПОСАДКОЙ В КАБИНУ

Осмотреть кабину и проверить:
- нет ли в ней посторонних предметов;
- выключено ли магнето;
- поставлены ли на предохранитель кнопки управления огнем пушки и  пулемётов;
- не загрязнены ли и не повреждены ли козырёк и фонарь кабины;
- заперт ли замок аварийного сбрасывания фонаря.


ПОСЛЕ ПОСАДКИ В КАБИНУ

Поставить ноги на педали под ремни и привязаться ремнями.

Проверить при закрытом фонаре правильность установки сиденья по  высоте.

Проверить, легко ли открывается и закрывается фонарь.

Проверить лёгкость  хода ручки и педалей и правильность отклонения рулей.

Установить триммер руля высоты в нейтральное положение.

Проверить,  находится ли в нейтральном положении и зафиксирован ли защёлкой рычаг управления шасси.

Открыть пожарный бензокран.

Открыть кран сети пневматической системы и проверить давление сжатого воздуха в бортовых баллонах: 
в основном баллоне давление должно быть в пределах 50 кг/см¤,  в аварийном 32 кг/см¤. При меньших 
давлениях систему зарядить от аэродромного баллона,  для чего:
- проверить, закрыт ли кран запуска мотора;
- открыть кран зарядки аварийного баллона:
- подать команду "Воздух" и следить за давлением;
- по достижении в аварийном баллоне давления 32  кг/см¤ закрыть кран зарядки аварийного баллона;
- по достижении в основном баллоне давления 50 кг/см¤ подать команду "Стоп воздух".

Примечание.
Перед зарядкой пневматической системы от аэродромного баллона механик
должен открыть кран зарядки системы, расположенный около зарядного штуцера.

Проверить работу механизма выпуска щитков и исправность сигнализации.
Щитки могут свободно выпускаться и убираться при давлении воздуха 3-5 кг/см2.

После проверки работы щитков кран установить в нейтральное положение.

Проверить герметичность системы тормозов. При полном нажатии на гашетку 
тормозов, при нейтральном положении педалей, не должно быть слышно шума выходящего воздуха.

Примечание.
При шуме выходящего воздуха поочередным отклонением педалей определить неисправную половину тормозной системы.

Включить аккумулятор и проверить:
- сигнализацию шасси;
- работу автомата регулирования температуры воды типа АРТ-41, для чего: поставить переключатель в положение
 "Ручное" (управление) и нажать на нажимной переключатель в сторону "Открыто", после чего переключатель поставить
 в положение "Автомат"; при этом АРТ-41 должен сработать на закрытие;
- напряжение аккумулятора по вольтамперметру (при работающем АРТ-41 должно быть не менее 24 в).

Проверить управление мотором:
- движение рычагов нормального газа и винта;
- положение рычага высотного корректора (до отказа на себя);
- положение рычага переключения скоростей нагнетателя (на первой
 скорости);
- положение заслонок водо- и маслорадиаторов (закрыты).

Установить высотометр на нуль.

Проверить показание часов и, если нужно, завести их.

Перед полетом со стрельбой:
- включить тумблер вооружения, расположенный на электрощитке:
- установить шкалу углов отклонения отражателя прицела на нуль и проверить наличие дневного и ночного подсвета;
- проверить, не сбит ли прицел, для чего поставить соответствующую 
 лопасть винта вертикально и совместить перекрестие на ней с перекрестием прицела;
- зарядить пулеметы, для чего: оттянуть на себя ручки пневмоперезарядки пулеметов и после небольшой выдержки отпустить их;
- зарядить пушку, для чего ручку перезарядки энергично оттянуть на себя до отказа и сразу отпустить.

Перед высотным полётом:

- подогнать кислородную маску;
- проверить шланг и присоединить его к присоску и маске;
- убедиться в наличии запаси кислорода в баллоне (при открытии вентиля
 до отказа давление в полностью заряженном баллоне должно быть 150 кг/см¤ летом и 130 кг/см¤ зимой);
- проверить герметичность системы (давление в системе должно сохраняться неизменным);
- проверить аварийную подачу кислорода и исправность индикатора потока
 (при повороте флажка стрелка индикатора потока должна отклониться до
 деления 8-10); после проверки флажок закрыть до отказа.

Перед ночным полётом:
- проверить исправность кабинного освещения и аэронавигационных огней, а также подсвета компаса и прицела;
- на самолётах, имеющих посадочную фару, проверить исправность лампы и установочный угол фары;
- взять с собой в полёт карманный фонарь.


ПОДГОТОВКА МОТОРА К ЗАПУСКУ

Проверить наличие колодок под колесами.

При первом запуске мотора сжатым воздухом проверить, присоединён ли
аэродромный баллон.


ЗАЛИВКА МОТОРА

Поставить шприц в положение "Заливка помпы" и создать в магистрали давление бензина 0,3-0,4 кг/см¤.

Перевести шприц в положение "Заливка цилиндров" и залить во всасывающую систему 4-6 шприцев бензина.
Зимой и в холодную погоду заливать на 2-3 шприца больше, одновременно проворачивая винт вручную на два-три оборота.

Поставить шприц в положение "Выключено".


ЗАПУСК

Установить рычаг нормального газа в положение, соответствующее 600-700
об/мин (приблизительно на 15-20 мм от крайнего заднего положения), и рычаг винта в крайнее переднее положение.

При запуске сжатым воздухом:
- открыть кран бортового баллона;
- включить аккумулятор;
- дать команду "От винта" и, получив ответ "Есть от винта", открыть
 воздушный кран самопуска (при запуске от аэродромного баллона дать команду "Воздух");
- после того как винт начнет вращение, нажать кнопку вибратора; и одновременно
 включить оба рабочих магнето, кнопку вибратора держать
 нажатой - не более 10 сек. с интервалом между нажатиями кнопки 3-5 сек.

Как только мотор начнёт работать, отпустить кнопку вибратора и закрыть воздушный кран самопуска.

Предупреждение.
Если в течение 10-15 сек. после запуска давление масла не достигнет
1,5 кг/см¤ остановить мотор для выявления и устранения причины пони-
женного давления. Одновременно с появлением давления масла открыть
инжектор дополнительной смазки мотора (зимой и летом).


ПРОГРЕВ МОТОРА

Прогрев мотора производить при 800-1000 об/мин по достижении температуры на выходе:
 воды - 60°С;
 масла - 40°С.
В зимних условиях, при разжиженном бензином масле, прогрев мотора про-
изводить при 900-1200 об/мин до температуры охлаждающей жидкости 60°С,
вне зависимости от температуры масла, при этом давление масла должно
быть в пределах 1,5-11 кг/см¤. Для ускорения прогрева постепенно уве-
личивать обороты, следя за тем, чтобы мотор работал без перебоев и
давление масла не превышало 11 кг/см¤.

По окончании прогрева закрыть инжектор дополнительной смазки.


ОПРОБОВАНИЕ МОТОРА

Дать команду "Прижать хвост самолёта к земле".

Открыть заслонки водо- и маслорадиаторов.

Взять ручку на себя до отказа, поставить педали в нейтральное положе-
ние и нажать гашетку тормозов.

Опробовать мотор на номинальной мощности. При нормальной работе мотора
показания приборов на номинальной мощности должны быть следующие:
- обороты 2600-2700 в минуту;
- наддув 1100+30 мм.рт.ст.;
- давление бензина 0,25-0,40 кг/см¤;
- давление масла 5-9 кг/см¤;
- давление масла, разжиженного бензином, не менее 4 кг/см¤.

При опробовании не держать мотор на полном газе более 5-7 сек. и следить, чтобы температура воды на выходе не превышала 100°С и масла 110°С.

Сбавить газ до 2400-2500 об/мин, оставив рычаг винта в крайнем перед-
нем положении, и проверить работу магнето и свечей, выключая попеременно одно магнето.

При работе на одном магнето число оборотов уменьшается не более чем на 110 в минуту.

На оборотах 2200-2300 в минуту опробовать работу винта и регулятора
оборотов Р-7, для чего перевести рычаг винта в крайнее заднее положение 
(1400-1500 об/мин), а затем вернуть рычаг винта в переднее положение.
Зимой для прогрева масла в цилиндровой группе винта произвести два-три
переключения винта, после чего поставить рычаг регулятора винта рядом с рычагом газа.

Предупреждение.
Если взлёт производится впервые после замены мотора или Р-7, когда установка ограничителя максимальных 
оборотов не проверена, при пробе мотора установить регулятор оборотов на 2500 в минуту и производить взлёт с этим положением регулятора.

На оборотах 2000-2200 в минуту переключить нагнетатель с первой скорости на вторую и проверить работу мотора на оборотах не свыше 2500 в
минуту, после чего произвести обратное переключение нагнетателя на первую скорость.

Показателями переключения и нормальной работы мотора на второй скорости нагнетателя являются:
- повышение (скачок) наддува в момент переключения с первой скорости нагнетателя на вторую;
- сохранение номинального наддува при увеличении оборотов до 2500 в минуту;
- уменьшение (скачок) наддува в момент обратного переключения.

Предупреждения:
1. Переключение скоростей нагнетателя на земле производить не более
двух раз при пробе мотора перед полвтом с интервалом между переключениями 1-2 мин.
2. Следить, чтобы при каждом переключении скоростей рычаг был доведен до крайнего положения.

На оборотах 1500 в минуту и выше проверить работу генератора. При
исправности генератора стрелка вольтамперметра должна находиться слева от
нуля, т.е. показывать ток зарядки аккумулятора.

Работу генератора можно также проверить по горению ламп сигнализации
шасси при выключенном аккумуляторе.

Перед вылетом на боевое задание соединить бензиновые баки с системой
нейтрального газа, для чего кран системы повернуть по часовой стрелке
до отказа. Оставлять кран в промежуточном положении запрещается.


ПРОВЕРКА И ПОДГОТОВКА РАДИОСТАНЦИИ

Включить вилки "ТЛФ" и "Ларинг" в соответствующие гнёзда на микротелефонном щитке.

Соединить разъёмную колодку на шнуре шлемофона и подогнать ларингофоны.

Включить тумблер "Аккумулятор" и "Радио", а тумблер на микротелефонном
щитке поставить в положение "ПРМ" и проверить на слух работу приёмника (по собственным шумам приёмника).

При работающем моторе проверить работу передатчика, для чего нажать
кнопку, установленную на рукоятке рычага нормального газа, и вызвать
наземную радиостанцию. Передачу вести обычным голосом (не кричать и не шептать).

При полных оборотах мотора проверить работу приёмника, для чего отпустить 
кнопку и произвести приём наземной радиостанции. Если разборчивость принимаемой 
передачи недостаточная,  произвести  подстройку приёмника ручкой "настройка".

При недостаточной или избыточной громкости ручкой "тише-громче" установить требуемую громкость.

После проверки радиостанции тумблер "Радио" не выключать.

Проверка радиостанции считается законченной после установления уверенной двухсторонней радиосвязи.

Предупреждение.
При неработающем моторе проверку радиостанции (особенно радиопередатчика) производить только от аэродромного аккумулятора.


Як-3 - Инструкция летчику

ЛТХ истребителей Яковлева

Война окончена 1я страница

старт URL

Случайная статья:

Математика в артиллерии

Battle of Borodino field (at Moscow river)

Репетитор (аспирант МГУ) : химия, математика

War in Donbass, January 2015

фотогалерея Ангкор Том == Angkor Thom photos