Истребитель Як-3. Взлёт и набор высоты

РУЛЕНИЕ

Открыть полностью заслонки водо- и маслораднаторов.

Подать команду "Убрать колодки" (выбрасывание рук в стороны) и, получив сигнал "Колодки убраны", начать руление.

Перед разворотом расстопорить хвостовое колесо, для чего педали поставить нейтрально и плавно 
отдать ручку до положения между нейтральным и на себя. После того как самолёт начнёт 
разворачиваться, ручку взять полностью на себя.

Проверить действие тормозов при рулении. При полном торможении и ручке, взятой на себя, 
самолёт должен удерживаться на месте до оборотов мотора 1900-2000 в минуту.

Для лучшего обзора впереди лежащей местности применять руление змейкой.

При сильном боковом ветре по прямой рулить с застопоренным хвостовым
колесом, для чего ручку управления самолётом держать полностью взятой на себя.


ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ

Проверить положение высотного корректора и бензинового крана. Рычаг
высотного корректора должен быть в положении полностью на себя, рычаг
бензинового крана в положении полностью от себя.

Проверить показания термометров. Температура масла на выходе из мотора
должна быть в пределах 50-70°С, воды 60-90°С. Рекомендуемая температура 
воды и масла перед взлетом 70-80°С.

Включить автомат регулирования температуры воды, для чего переключатель 
поставить в положение "Автомат", т.е. вперёд.

Убедиться в отсутствии препятствий на полосе взлета и закрыть фонарь кабины пилота.

Предупреждение!!!
Все элементы полета, кроме посадки, выполнять с закрытым фонарем кабины, 
так как при закрытом фонаре уменьшается шум на 30%, увеличивается
максимальная скорость полета на 15-20 км/ч и улучшаются другие данные
самолета: скороподъемность, дальность полета.

Если рулежка была продолжительной, затормозить колеса и опробовать 
мотор на оборотах, допускаемых тормозами и подъемом хвоста.


ВЗЛЕТ И НАБОР ВЫСОТЫ

Плавно подать рычаги винта и нормального газа вперёд до отказа; одновременно 
давая ручку от себя, поднять хвост до нормального (полуопущенного) положения.

Для сохранения прямолинейности взлёта следить за направлением разбега
по капоту мотора через козырёк (с левой стороны прицела).

Стремление самолёта развернуться вправо парировать небольшим движением левой ноги.
Пользоваться тормозами для парирования разворота запрещается.

После отрыва выдержать самолёт над землёй до скорости 260 км/час, после чего переходить на набор высоты.

Убрать шасси, проверив уборку их по механическим указателям, после чего поставить кран уборки шасси в нейтральное положение.

Снять давление на ручку триммером руля высоты.

Проверить работу автомата регулирования температуры воды. При нормальной работе автомата:
- заслонка водорадиатора полностью закрыта при температуре воды на выходе ниже 85°С;
- заслонка водорадиатора полностью открыта при температуре воды на выходе выше 110°С.

В случае отказа автомата последний выключить и с помощью ручного 
управления полностью открыть заслонку водорадиатора.

Для получения максимальной скороподъёмности набор высоты производить
на номинальной мощности мотора (рычаг газа полностью от себя при оборотах 
2650-2700 в минуту), выдерживая следующие наивыгоднейшие скорости по прибору:
- от земли до 4000 м 270 км/ч,
- от 4000 до 5000 м 260 км/ч,
- от 6000 до 6000 м 250 км/ч,
- от 6000 до 7000 м 240 км/ч,
- от 7000 до 8000 м 230 км/ч,
- от 8000 до 9000 м 220 км/ч,
- от 9000 до 10000 м 210 км/ч,
- у потолка ..... 200-190 км/ч.

В тех случаях, когда не требуется получение максимальной скороподъёмности, набор высоты производить 
на пониженных режимах работы мотора. Это увеличивает дальность и продолжительность полёта, снижает
температурный режим и удлиняет срок службы мотора.

На высоте 2000 м включить вторую скорость нагнетателя.

Не допускать температуру воды на выходе выше 110°С более 10 мин. и
масла на выходе выше 115°С более 5 мин. При повышении температуры воды
и масла выше допустимых пределов разрешается снижать обороты мотора до 2550 в минуту.

Максимальная температура масла на выходе без ограничения времени не должна превышать 110° С.

Рекомендуемая в полёте температура на выходе воды и масла 90-100°С.

При температуре масла на выходе до 100°С и до высоты 9000 м давление масла 4-9 кг/см¤.

При температуре масла 105°С и выше допускается понижение давления до 3,5 кг/см¤ на всех высотах.

При атмосферных условиях, способствующих обледенению, включить обогрев трубки Пито.


ПОДГОТОВКА ВООРУЖЕНИЯ

Снять предохранитель с кнопки управления огнем пушки и пулемётов.

Проверить, включен ли тумблер вооружения на электрощитке.

Проверить освещённость сетки прицела. При слабой освещённости её включить электроподсвет.

Горизонтальный полёт производить на скоростях не менее 270 км/час по прибору.

Оперативные полёты, полёты по перебазированию, полёты на выполнение
боевых заданий (до встречи с противником), патрулирование, ожидание в
намеченной зоне, полёты в запасных полках (кроме высшего пилотажа и
отработки элементов воздушного боя) производить на экономических режимах, для чего 
одновременным движением рычагами газа и винта установить скорость по прибору:
- до высоты 5000 м - 280 км/час,
- свыше 5000 м - 270 км/час;
при этом обороты мотора должны быть приблизительно равными 1700 в минуту.

При полётах на скоростях ниже 0,9 от максимальной скорости разрешается
пользоваться высотным корректором на всех высотах.

В особых случаях, при необходимости для одиночного самолёта продер-
жаться в воздухе возможно дольше, разрешается летать на скорости
270-280 км/час и 1500-1600 об/мин на высоте до 3000 м.

С высоты 4000 м пользоваться высотным корректором на всех режимах.
Непрерывное дымление мотора вследствие сильного переобогащения смеси
следует устранять открытием высотного корректора вне зависимости от
высоты полёта. Положение высотного корректора подбирать по внешним
признакам работы мотора. При правильном подборе положения высотного
корректора мотор должен работать ровно, без перебоев и дымления. При
этом температура воды и масла должна устойчиво сохраняться.

Для достижения максимальной скорости (при встрече с противником, для догона его, воздушного боя, выхода из боя) следует:
- закрыть высотный корректор;
- прикрыть заслонку маслорадиатора до положения по потоку; положение
 заслонки водорадиатора, установленное автоматом, не менять;
- одновременным движением рычагами газа и винта установить на всех высотах обороты 2650-2700 в минуту.

Периодически следить за показанием приборов, контролирующих работу мотора. Показания приборов должны быть следующими.

Температура масла на выходе из мотора:
 максимальная - 110°С;
 рекомендуемая - 90-100°С
Температура воды:
 максимальная - 110°С в течение не более 10 мин.
 рекомендуемая - 90-100°С.
 минимально допустимая - 60°C.


УПРАВЛЕНИЕ ПУЛЕМЕТНО-ПУШЕЧНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ

Для стрельбы из пулемётов нажать на верхнюю кнопку, а для стрельбы из пушки - на переднюю гашетку.

Стрельбу вести очередями не более 10-15 выстрелов.

В случае отказа оружия отпустить кнопки управления огнем, произвести
перезарядку отказавшей точки и продолжать стрельбу.

Примечание.
В случае одновременного отказа всего оружия из-за перегорания предохранителя включить 
добавочный тумблер вооружения, расположенный на левой панели приборной доски, и продолжать стрельбу.


АВАРИЙНОЕ СБРАСЫВАНИЕ ФОНАРЯ

При необходимости покинуть самолёт в воздухе воспользоваться аварийным сбрасыванием фонаря, для чего:
- сорвав контровку, вывести шарик с тросиком из защёлки на дужке подвижной части фонаря;
- энергичным движением руки потянуть шарик с тросом вниз на себя.



Як-3 - Инструкция летчику

ЛТХ истребителей Яковлева

Война окончена 1я страница

старт URL

Случайная статья:

Russian 45mm ATG of WW2

76-мм дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-3

Russian Small Arms of WW2

Как взаимодействовать с женщиной - Глава 9.8.

209 бомбардировочный авиаполк