УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО БРОНЕТАНКОВЫМИ И МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ ВОЙСКАМИ КРАСНОЙ АРМИИ
Для служебного пользования
«УТВЕРЖДАЮ» - Зам. н-ка ГБТУ Красной Армии генерал-лейтенант инженерно-танковой службы И.Лебедев 7 июня 1944 г.
ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО

ВТОРОЕ ИСПРАВЛЕННОЕ ИЗДАНИЕ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ
МОСКВА - 1944

В составлении настоящего Руководства приняли участие инженеры эксплоатационного отдела и конструкторского бюро завода №183 им.Коминтерна тт.: Каганер Б.А., Левчук Е.К., Митник А.Я., Нечаев Л.Н. и инженер-майор ГБТУ Красной Армии Качур И.С.
Рукопись полготовлена к изданию офицерами Редакционно-издательского отдела ГУФ и БП БТМВ Красной Армии инженер-подполковником Горюшиным Н.Х., инженер-подполковником Чуфаровским Б.И., инженер-капитаном Котляр С.И. и старшим техником-лейтенантом Сытиным Б.М.
Редактор инженер-подполковник Горюшин Н.Х. Технический редактор Стрельникова М.А. Корректор Курашов А.А.


		  ГЛАВА ПЕРВАЯ

	 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА

	Танк Т-34 — боевая гусеничная машина с вращающейся башней, обеспечивающей круговой 
обстрел из пушки и спаренного с ней пулемёта.
	Танк вооружён 76-мм пушкой Ф-34 или 85-мм пушкой С-53 и двумя пулемётами (один спарен с
пушкой, другой устанавливается в носовой части танка).

Экипаж танка Т-34: 4 человека.
Основные части танка:
· броневой корпус и башня (в них помещается экипаж, а также размещаются вооружение, боеприпасы,
приборы наблюдения и связи, электрооборудование и механизмы танка);
· двигатель: дизель-мотор марки В-2-34, V-образный, водяного охлаждения;
· механизмы трансмиссии: главный фрикцион, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормозы, бортовые передачи;
· приводы управления: рычаги бортовых фрикционов, педали главного фрикциона и ножного тормоза, механизм переключения передач;
· ходовая часть: ведущие колёса, гусеничные цепи, направляющие колёса (ленивцы), опорные катки с балансирами, подвеска;
· оборудование и снаряжение.

Внутри корпус танка делится на четыре отделения: управления, боевое, моторное, трансмиссионное. Отделение 
управления находится в носовой части танка. В нём размещены сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, 
приводы управления механизмами танка, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, 
пулемёт ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция, два баллона с сжатым
воздухом для воздушного запуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности.
Боевое отделение находится в средней части танка. Над ним установлена на шариковой опоре башня, в
которой размещены вооружение, часть боекомплекта, приборы наблюдения, а также сиденья командира танка и
башенного стрелка. В вентиляционном люке башни установлен мотор-вентилятор.
Основную часть боекомплекта укладывают в боевом отделении — на полу и около бортов. За железными
съёмными листами фальшбортов, между шахтами подвески, расположены баки для горючего.
Моторное отделение находится в средней части танка, за боевым отделением, от которого оно отделено
перегородкой. В этом отделении установлены: двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака и четыре
аккумуляторные батареи — попарно, на кронштейнах, между нижней половиной картера двигателя и радиаторами.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нём расположены главный
фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, 
электростартер, бортовые передачи и два топливных бака.

		 БОЕВАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА

Общие данные
Тип машины Средний гусеничный танк
Боевой вес 30 т

Размеры танка Т 34
Длина 6070 мм
Ширина 2950 »
Общая высота 2604 »
Высота без башни 1697 »
Ширина колеи (расстояние между серединами гусеничных цепей) 2450 »
Клиренс 400 »
Длина опорной поверхности по тракам 3840 »
Расчётные скорости движения при 1700 об / мин вала двигателя ( в км / час ) Скорости движения округлены
Пятискоростная коробка передач: Четырехскоростная коробка передач
На 1-й передаче 6,65	  7,40
На 2-й » 	14,25 	 15,45
На 3-й » 	20,00 	 25,60
На 4-й » 	30,50 	 48,30
На 5-й » 	48,30 	   —
На передаче заднего хода 7,50 6,90
Расход горючего и смазки и запасхода
Расход горючего на 1 км пути:
по грунтовой дороге 2,3 л
по шоссе 1,6 »
Расход горючего на 3 час работы двигателя:
по грунтовой дороге со средней скоростью в 25 км/час. 50 »
по шоссе со средней скоростью в 30 км/час 48 »
Запас хода по горючему (учитывая только основные баки):
по грунтовой дороге ок. 250 км
по шоссе ок. 300 »
Расход масла на 1 км пути:
по грунтовой дороге 0,10 л
по шоссе 0,05 »
Расход масла на 1 час работы двигателя:
по грунтовой дороге со средней скоростью в 25 км/час 2,00 л
по шоссе со средней скоростью в 30 км/час 1,50 л

		 Вооружение

Пушка
марка Ф-34, С-53 
калибр 76-мм, 85-мм
горизонтальный угол обстрела 360° 360°
угол возвышения 28° 22...25°
угол снижения 5° 5°

Пулемёты количество 2 марка ДТ
размещение один спарен с пушкой, другой расположен в носовой части танка
горизонтальный угол обстрела пулемета, установленного в башне 360°
горизонтальный угол обстрела пулемёта, установленного в носовой части танка ±-12°
максимальный угол возвышения пулемёта, установленного в носовой части танка 16°
максимальный угол снижения пулемёта, установленного в носовой части танка 6°
Пистолет-пулемёт (укладывается в башне) марка ППД или ППШ количество 1

Возимый боевой комплект
при пушке Ф-34, С-53
снарядов для пушки 100, 56
пулемётных дисков 50 (3150 патронов)
	 31 (1953 патрона)
патронов для пистолета-пулемёта 4 диска 4 диска
ручных гранат Ф-1 25 20

Двигатель танка Т34
марка двигателя В-2-34
расположение цилиндров V-образное под углом в 60°
порядок нумерации цилиндров от боевого отделения к трансмиссионному
(отдельно по каждой группе цилиндров)
число цилиндров 12
диаметр цилиндра 150 мм
ход поршня:
левый ряд 180 мм
правый ряд 186,7 мм
рабочий объём всех цилиндров 38,88 л
степень сжатия 14 - 15
направление вращения коленчатого вала по часовой стрелке (если смотреть из боевого отделения)
Мощность двигателя:
номинальная при 1750 об/мин 450 л.с.
эксплоатационная при 1700 об/мин 400 л.с.
максимальная при 1800 об/мин 500 л.с.
минимально-устойчивые обороты на холостом ходу 600 об/мин
максимально допустимое число оборотов на холостом ходу 2050 об/мин
удельный расход топлива на нормальном и эксплоатационном режимах 160-175 г/л.с. час

		 Газораспределение

Клапан впуска
число клапанов в цилиндре 2
открытие до ВМТ в градусах поворота коленчатого вала. 20±3
закрытие после НМТ в градусах поворота коленчатого вала 48±3
продолжительность всасывания в градусах поворота коленчатого вала 248
максимальный подъём клапана 13 мм
зазор между тарелкой стержня клапана и затылком кулачка распределительного валика 2,34±0,1 мм
2 22° - при широком погоне, 25° - при узком погоне.

Клапан выпуска
число клапанов в цилиндре 2
открытие до НМТ в градусах поворота коленчатого вала 48±3
закрытие после ВМТ в градусах поворота коленчатого вала 20±3
продолжительность выпуска в градусах поворота коленчатого вала 248
максимальный подъем клапана 13 мм
зазор между тарелкой стержня клапана затылком кулачка распределительного валика 2,34±0,1 мм

Порядок работы цилиндров 1 л — 6 п.
5 л — 2 п.
3 л — 4 п.
6 л — 1 п.
2 л — 5 п.
4 л — 3 п.

		  Система питания двигателя

применяемое топливо дизельное
топливные баки:
основные бортовые 6
основные кормовые 2
дополнительные наружные 3
ёмкость основных баков 570...580 л
ёмкость дополнительных баков 270 л
Система подачи топливным насосом
Топливоподкачивающая помпа
тип коловратная БНК-12Б
число помп 1
отношение числа оборотов помпы к числу оборотов коленчатого вала 0,786
давление топлива, подаваемого топливоподкачивающей помпой на эксплоатационном режиме, замеренное, 
После топливного фильтра 0,5...0,7 кг/см2

Топливный насос
тип НК-1
число насосов один 12-плунжерный
порядок нумерации секций насоса от боевого отделения к трансмиссионному
секции, обслуживающие левый блок четные
секции, обслуживающие правый блок нечётные
порядок работы секций 2 — 11 — 10 — 3 — 6 — 7 — 12 — 1 — 4 — 9 — 8 — 5
постоянный угол опережения подачи топлива топливным насосом в градусах
поворота коленчатого вала (муфты опережения нет)
30...33
направление вращения против часовой стрелки если смотреть на
двигатель со стороны боевого отделения)
отношение числа оборотов топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала 0,5
Форсунка
тип закрытый
затяжка пружины форсунки 200 кг/см2
Регулятор
тип центробежный

Система смазки двигателя
применяемое масло авиамасло: летом — МК зимой— МЗ
баки для масла количество баков 2
заправочная ёмкость 80 л
система смазки комбинированная циркуляционная система «сухого картера»
маслонасос шестеренчатый трехсекционный одна секция нагнетающая, две отсасывающие
отношение числа оборотов масляного насоса к числу оборотов коленчатого вала 1,725
давление масла на эксплуатационном режиме после прохождения через масляный фильтр 6...9 кг/см2
давление масла после прохождения через фильтр при установившихся минимальных оборотах двигателя
не ниже 2 кг/см2
температура масла при выходе из двигателя не выше +105°С
удельный расход масла на эксплоатационном режиме не более 13 г/л.с.час.
производительность масляного насоса при 1600 об/мин коленчатого вала 3750 л/час

Система охлаждения двигателя
тип водяной, принудительный
Радиаторы
тип трубчатый
поверхность охлаждения (обоих радиаторов) 107,36 м2
заправочная ёмкость 80 л.
Водяной насос
тип центробежный
отношение числа оборотов водяного насоса к числу оборотов коленчатого вала 1.5
производительность водяного насоса при 2550 об/мин крыльчатки 500 л/мин
температура выходящей воды не выше +1050С

Система пуска двигателя
основная система пуска электростартером
дополнительная (запасная) система пуска сжатым воздухом
максимальное давление воздуха в баллонах 150 кг/см2
давление воздуха, поступающего в воздухораспреде-
литель
не выше 90 кг/см2 и не ниже летом — 45 кг/см2,
зимой — 65 кг/см2
момент начала подали воздуха — до ВМТ по такту сжатия в градусах
поворота коленчатого вала 6±3
Привод к тахометру
тип привода гибкий валик
отношение числа оборотов гибкого валика к числу оборотов коленчатого вала 0,5
направление вращения валика привода по часовой стрелке (если
смотреть сверху мотора)

		  Трансмиссия танка

Главный фрикцион
тип многодисковый сухой
материал дисков сталь
количество ведущих дисков 11
количество ведомых дисков 11
количество пружин 16
механизм выключения фрикциона шариковый с наклонными канавками в отжимных кольцах
максимальное усилие, необходимое для выключения фрикциона 25 кг
соединение с коробкой перемены передач через зубчатую муфту

Коробка перемены передач
Тип трехходовая пятискоростная или трёхходовая четырёхскоростная
Число передач
пятискоростная коробка перемены передач пять передач вперёд и одна назад
четырёхскоростная коробка четыре передачи вперёд и одна назад
Передаточные отношения Пятискоростная коробка
перемены передач
Четырехскоростная коробка
перемены передач
на конической паре 1,859 1,859
на первой передаче 5,570 5,000
на второй передаче 2,600 2,390
на третьей передаче 1,855 1,450
на четвёртой передаче 1,215 0,756
на пятой передаче 0,756 —
на передаче заднего хода 4,950 5,350
смазка разбрызгиванием

Бортовые фрикционы и тормозы
тип фрикционов многодисковый, сухой
материал дисков сталь
общая толщина набора дисков 137,6±1 мм
количество ведущих дисков от 17 до 21 (в зависимости
от их толщины)
количество ведомых дисков от 18 до 22 (в зависимости
от их толщины)
количество пружин 18
механизм выключения бортовых фрикционов шариковый с наклонными
канавками в отжимных кольцах
максимальное усилие на рукоятку рычага, необходимое для выключения
бортовых фрикционов 20 кг
тип тормозов ленточные с чугунными
колодками (плавающего типа)
наружный диаметр ведомого барабана 500 мм
ширина ленты 200 мм

Бортовые передачи
тип одноступенчатый понижающий редуктор
передаточное отношение 5,7
смазка разбрызгиванием

		 Ходовая часть танка

Ведущие колеса
тип зацепления гребневое, при помощи роликов
расположение на шлицах валов бортовых передач
наружный диаметр 634 мм

Гусеничная цепь
тип мелкозвенчатая
зацепление гребневое
количество траков в каждой цепи 72, из них 36 с гребнем и 36 без гребня
соединение траков пальцами, имеющими головку и без
шплинтовки (головки обращены к корпусу)
забивание пальцев на место при выходе их в сторону корпуса
«кулаками», укреплёнными на крышке бортовой передачи
шаг трака 172 мм
ширина трака 500 мм
способ натяжения гусеничной цепи поворотом кривошипа направляющего колеса
способ поворота кривошипа червячной парой

Направляющие колеса (ленивцы)
обода колёс стальные
установка на кривошипе
наружный диаметр 500 мм

Опорные катки
тип с наружной амортизацией (обрезиненные бандажи) или с внутренней амортизацией и
стальными ободами (только для 2, 3 и 4-го катков)
количество по пяти катков на каждую сторону
диаметр катков
с наружной амортизацией 830 мм
с внутренней амортизацией 830 мм
ширина обрезиненного.бандажа 150 мм
ширина диска катка с внутренней амортизацией 100 мм

Подвеска
тип пружинная, индивидуальная
расположение подвесок наклонное
количество пружин в каждой подвеске 2
расположение пружин у передних катков концентрическое
расположение пружин у 2, 3, 4.и 5-го опорных катков одна над другой
ход катка:
вверх 140 мм
вниз у переднего катка — 75 мм, у 2, 3, 4 и 5-го катков — 115 мм

Электроборудование
система проводки однопроводная (аварийное освещение— двухпроводное)
напряжение в сети 24 и 12 В

Источники электроэнергии
Электрогенератор
марка ГТ-4563-А
мощность 1000 Вт
напряжение 24 В
отношение числа оборотов вала генератора к числу оборотов коленчатого вала 1,5
тип привода невыключающаяся фрикционная муфта
направление вращения по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода)
начало зарядки аккумуляторной батареи при 665 об/мин коленчатого вала двигателя
реле-регулятор РРА-24 Ф
Аккумуляторные батареи
марка 6-СТЭ-128
тип кислотные
Емкость 128 Ачас
количество батарей 4
напряжение 12 В
начало зарядки при 665 об/мин коленчатого вала

Потребители электроэнергии

Электростартер
марка СТ-700
мощность 15 л.с.
напряжение 24 В

Электромотор поворотного механизма башни
марка МБ-20А
тип сериесный, четырёхнолюсный
мощность 1350 Вт.
Напряжение 20 В
число оборотов (максимальное) 5800 об/мин
потребляемая сила тока 90...120 А
передаточное отношение от вала якоря к погону башни 1257

Электромотор вентилятора
марка МВ-12
мощность 19 Вт
число оборотов 1500 об/мин
напряжение 12 В
потребляемый ток 3,8 А

Осветительные приборы
фара 1 (слева) с двумя лампами в 25 и 5 Вт
сигнальный фонарь 1 (сзади) с лампой в 5 Вт
освещение щитка контрольных приборов 1 лампа в 5 Вт
освещение щитка электроприборов 1 лампа в 5 Вт
внутреннее освещение 2 плафона с лампами по 10Вт
освещение передатчика 1 лампа в 5 Вт
освещение артприборов 3 лампочки по 0,15 Вт
освещение шкалы угломера 1 лампочка в 10 Вт
Электросигнал
тип ГФ-4702
потребляемая мощность 60 Вт
Радиостанция 9-Р
потребляемая мощность 150 Вт
умформеров радиостанции два: один РУ-45В, на 47 Вт для питания анодных цепей
передатчика и один РУ-11В на 35 Вт - для питания анодных цепей приемника.

Средства наблюдения и связи

в люке водителя 2 смотровых перископических прибора
в башне 2 смотровые щели
приборы для прицеливания и наблюдения ТМФД-7 и ПТ-4-7, спаренные с пушкой

Внешняя связь
тип радиостанции 9-Р
радиус действия 18 км во время стоянки, при заглушенном двигателе— до 25 км.
Внутренняя связь
тип прибора ТПУ-3Р количество приборов 3
место установки
телефонный аппарат №1 у водителя
телефонный аппарат №2 у стрелка-радиста
телефонный аппарат №3 у командира танка


ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне
ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Опознавательные знаки

Танковые асы СССР: список, фотогалереи (1) , (2)

Война окончена главная страница


URL