ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО


Приложение 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С УСТАНОВКОЙ В ТАНКЕ 85-мм ПУШКИ
(В БАШНЕ С УШИРЕННЫМ ПОГОНОМ)

Башня танка с уширенным погоном
Башня танка установлена на шариковой опоре и представляет собой литую коробку с наклонными
боковыми и задней стенками. В передней (округлой) стенке башни прорезана амбразура для пушки. На крыше
башни приварена цилиндрическая командирская башенка.
Башня имеет два люка: один — в крыше, а другим является вращающаяся на шариковой опоре крыша
командирской башенки.
В передней части башни установлена 85-мм пушка, спаренная с пулемётом. Пушка укреплена на цапфах, на
которых она вращается при помощи подъёмного механизма. Амбразура башни закрыта надетой на ствол
пушки качающейся защитой.
Пушку в походном положении можно стопорить горизонтально или при угле возвышения около 15°. Стопор
установлен с левой стороны пушки.
Выемка пушки производится подачей её вперёд, для чего предварительно необходимо снять качающуюся
защиту, верхнюю накладку, правый щиток, гильзоулавливатель, кронштейн пулемёта и другие мелкие детали.
Прицельным приспособлением для пушки и спаренного c ней пулемёта служит прицел ТШ-15.
Вращение башни осуществляется посредством поворотного механизма, установленного с левой стороны
башни. Поворотный механизм имеет ручной и электрический приводы. Наличие в механизме
переключающейся рукоятки обеспечивает включение в работу одного из этих приводов. Перед поворотом
башни необходимо отстопорить башню, вращая ручку стопора по ходу часовой стрелки.
Для поворота башни электромотором необходимо переключить ручку механизма поворота из
горизонтального положения в вертикальное, поставив её в соответствующую прорезь картера механизма
поворота, а затем перемещением ручки в прорези на себя или от себя через зубчатый сектор и пару зубчатых
шестерён включить посредством контроллера электромотор привода.
Вращение от вала электромотора передаётся через пару цилиндрических шестерён червяку и червячному
колесу вертикального вала механизма. На нижнем конце этого вала установлена на специальной фрикционной
муфте шестерня, сцепляющаяся с зубчатым венцом нижнего погона. Фрикционная муфта предохраняет детали
механизма поворота от резких ударных нагрузок при включении и выключении мотора и при ударе снаряда в
башню.
При перемещении ручки поворотного механизма в прорези на себя башня будет вращаться налево, при
перемещении от себя— вправо.
Для поворачивания башни вручную необходимо ручку механизма поворота вывести из прорези в картере,
установить в горизонтальное положение и ввести в зацепление о шестерней, сидящей на оси червяка.
Вращение шестерни вместе с червяком передается упомянутому выше червячному колесу, сидящему на
вертикальном валу, а затем через фрикционную муфту — шестерне, находящейся в зацеплении с зубчатым
венцом нижнего погона.

Сиденья в башне с уширенным погоном и 85-мм пушкой
В башне расположены три откидных сиденья:
1) сиденье заряжающего (с правой стороны башни; крепится при помощи кронштейна к захвату погона);
2) сиденье наводчика (с левой стороны башни; крепится на кронштейне, привёрнутом к левому кронштейну
пушки); это сиденье можно регулировать по высоте посредством отверстий на регулирующей планке с
последующим закреплением положения сиденья болтами:
3) сиденье командира (сзади сиденья наводчика; крепится на крючках к захвату погона).

Средства наблюдения
В отличие от старой конструкции, башня с погоном в 1600 мм имеет 5 смотровых (щелевых) приборов (в
командирской башенке) и 3 призматических прибора МК-4, из которых один — в крыше командирской
башенки, другой у заряжающего (в крыше башни) и третий у наводчика (также в крыше башни).
Призматические приборы МК-4 имеют круговой обзор и, кроме того, могут быть наклонены вперёд или
откинуты назад.
Помимо этих приборов, в башне с уширенным погоном, как и в башне старой конструкции, имеется 2
смотровых щелевых прибора, расположенных в бортах башни.

Укладка боеприпасов
Боеприпасы в танке размещаются в боевом отделении, в отделении стрелка-радиста и водителя, а также в
нише башни.
Основной запас снарядов укладывается в боевом отделении — в ящиках на полу (35 шт.), 5 снарядов
располагаются в вертикальном положении по правому и левому фальшбортам — по 2 снаряда у моторной
перегородки и у правого борта (1 шт.), рядом с сиденьем стрелка-радиста. Остальную часть снарядов хранят в
стеллажах ниши (12 шт.) и правого борта башни (4 шт.).
Нижние ряды снарядов в ящиках укладываются на деревянных подушках, а промежуточные ряды
перекладываются резиновыми прокладками.
При размещении снарядов необходимо:
1) Шрапнельные снаряды, как наиболее чувствительные, рекомендуется размещать в стеллажах башни или
устанавливать вертикально в корпусе на правом фальшборте (у моторной перегородки) и у правого борта
в отделении водителя.
2) Осколочно-фугасные снаряды укладывать в стеллажах и ящиках, бронебойные — размещать
вертикально на левом фальшборте у моторной переборки, а также на всех свободных местах укладки.
3) Пулемётные магазины располагать в отдельных рамках-стеллажах и на правом борту носовой части
башни (4 шт.), в передней носовой части (15 шт.) и на кронштейне переднего балансира (5 шт.), а также
на правом борту— у сиденья стрелка-радиста (7 шт.).
4) Ручные гранаты размещать на левом фальшборте возле водителя.

Изменения в электрооборудовании
Электрооборудование танка Т-34 с 85-мм пушкой отличается от электрооборудования танка, вооружённого
пушкой Ф-34, следующим:
1) пушка и пулемёт оборудованы электроспусками (см. описание схемы электроспусков);
2) аппарат №2 ТПУ-3бис-Ф перенесён в башню;
3) щиток питания рации ставится в башне и питается от щитка башни;
4) вместо одного установлено два электровентилятора;
5) башня освещается двумя плафонами;
6) в связи с тем, что на танке с 85-мм пушкой установлены другие оптические артприборы, соответственно
изменено число лампочек для освещения шкал;
7) расположение и устройство остальных узлов и деталей электрооборудования те же, что и на танках,
вооружённых пушкой Ф-34;
8) принципиальная схема электрооборудования танка несколько изменена в связи с установкой новых
электроприборов.
Размещение оборудования
Механизмы электроспусков установлены в следующих местах:
1) щиток с двумя тумблерами— на кронштейне над маховиком подъёмного механизма пушки;
2) электромагниты спуска пулемёта— на пулемёте;
3) два электромагнита спуска пушки— на левой стороне ограждения казённой части пушки;
4) спусковая кнопка наводчика— на рукоятке подъёмного механизма;
5) разветвительная коробка для подключения электромагнитов спуска пушки — также на рукоятке
подъёмного механизма;
6) блокирующий прибор, устанавливаемый на правой стороне ограждения пушки, — на кронштейне;
7) предохранитель на 20 А, находящийся в коробке с надписью «Электроспуск», — на левой стороне башни
под аппаратом № 1 ТПУ-3бис-Ф.

Основные правила по эксплуатации схемы электроспусков
1) При перегорании предохранителя на 250 А на блоке защиты аккумуляторов одновременно лишаются
питания мотор поворота башни и схема электроспусков, как питающиеся от одного и того же провода.
Поэтому при перегорании предохранителя на 250 А необходимо своевременно заменять его.
2) Необходимо всё время следить за предохранителем на 20 А, находящимся в коробке с надписью
«Электроспуск», и в случае перегорания предохранителя немедленно заменять его новым. Если же будут
перегорать при каждом включении кнопки наводчика устанавливаемые новые предохранители, то это
будет свидетельствовать о наличии замыкания на корпус в самой схеме электроспусков. В этом случае
необходимо перейти на ручной спуск, отложив исправление схемы электроспуска до возвращения на
базу, где имеется опытный электрик.
3) Во время эксплуатации схемы периодически проверять крепление наконечников проводов на
токоведущих шпильках реле пулемёта и подвёртывать фишки, подводящие питание к реле пушки.
4) Систематически вести наблюдение за четырьмя крепёжными винтами кронштейна электромагнитов
спуска пушки и двумя гайками, закрепляющими серьги, проверяя, не произошло ли самоотвинчивание
их. В случае самоотвинчивания закрепить и закернить их в трёх местах.
5) При установке электроспуска пулемёта после разборки пулемёта для чистки необходимо ход рычага
гашетки электроспуска отрегулировать так, чтобы палец рычага лежал на спусковом крючке, не выбирая
его холостого хода, и чтобы ход якоря реле от этого исходного положения до упирания в стопу реле был
не более 7 мм.
6) Регулировать передвижение губок, крепящих электроспуск на предохранительной скобе пулемёта.
7) Через каждые 100 выстрелов подтягивать гайки трёх крепёжных винтов коробки блокирующего прибора,
установленного на особом кронштейне на правой стороне ограждения пушки. Кроме того, необходимо
систематически проверять, не произошло ли самоотвинчивание винта, крепящего ролик к рычагу
коробки контакта отката. В случае самоотвинчивания закрепить его и закернить.
8) Через каждые 200 выстрелов проверять в мастерской на базе состояние контактов электромагнитов
спуска пушки и кнопки наводчика, а также изоляционного штырька электромагнитов и, если необходимо,
защищать контакты и сменять штырьки.


ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне
ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Опознавательные знаки

Война окончена главная страница


URL