ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО


	 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА

Запуск двигателя
Запускать двигатель можно только убедившись в его исправности и в наличии топлива, масла и воды в
соответствующих системах.
Запускать двигатель нужно так:
1) Поставить топливный распределительный кран на группу баков (по надписям на моторной перегородке).
2) Поставить воздушный кран на ту же группу баков (по меткам на диске крана).
3) Включить выключатель массы. Перед его включением проверить, выключен ли мотор .поворота башни;
если мотор не будет выключен, может произойти самопроизвольное вращение башни или повреждение
электромотора (если башня застопорена).
4) Создать ручным насосом давление в топливных баках.
5) Открыть кран для выпуска воздуха из топливной системы и держать его открытым до тех пор, пока из
крана не потечёт струйка топлива без пузырьков воздуха, после чего закрыть кран.
6) Довести ручным насосом давление в масляной магистрали до 0,5...1 ат.
7) Поставить рычаг кулисы в нейтральное положение.
8) Установить рукоятку ручной подачи топлива на подачу, соответствующую устойчивым оборотам
холостого хода (600...700 об/мин).
9) Нажать кнопку стартера, дать несколько оборотов валу двигателя и слегка нажать на педаль привода к
топливному насосу.
10)Как только двигатель заработает, установить минимально устойчивые обороты (600...700 об/мин), а когда
двигатель начнёт устойчиво работать, соединить топливные баки с атмосферой через воздушный
распределительный кран.
Примечание. Если электропуск неисправен, запускать двигатель надо сжатым воздухом, для чего открыть вентиль на
баллоне и редукционный кран, а когда двигатель начнет работать, немедленно закрыть их.
При работе двигателя показания контрольных приборов должны быть следующими:
На холостом режиме:
1. Минимально устойчивые обороты 600...700 об/мин
2. Давление масла не ниже 2 ат
На эксплуатационных режимах:
1. Эксплуатационные обороты 1600...1700 об/мин
2. Давление масла 6...9 ат
3. Температура выходящего масла не выше 105°С
4. Температура выходящей воды не выше 105°С
Запрещается непрерывная, длительная работа при педали, нажатой до упора в трубу, независимо от числа
оборотов, развиваемых двигателем.

Трогание танка с места
Движение танка надо начинать сразу на 2-й передаче и лишь в особо тяжелых: для движения условиях
(подъём, болото, глубокий снег и т. д.) — на первой передаче. Чтобы начать движение, надо выключить
главный фрикцион и после паузы в 2...3 секунды включить передачу. Главный фрикцион включить плавно,
одновременно увеличивая число оборотов двигателя.
Переключение передач при движении танка
С низшей .передачи на высшую переходить так: дать разгон танку, выключить главный фрикцион, отпустить
педаль газа и одновременно переключиться на следующую высшую передачу путём перевода рычага кулисы
через нейтральное положение.
Для достижения бесшумного и лёгкого переключения передачи рекомендуется применять двойное
выключение главного фрикциона, а именно: после разгона выключить главный фрикцион, отпустить педаль
газа, затем одновременно вывести рычаг кулисы в нейтральное положение и включить главный фрикцион без
всякой паузы, после чего выключить главный фрикцион и одновременно с этим включить следующую высшую
передачу.
Переходить же с высшей передачи на низшую надо так: сбавить обороты, выключить главный фрикцион,
вывести рычаг кулисы в нейтральное положение и включить главный фрикцион, затем дать газ
(промежуточный) и выключить главный фрикцион, одновременно включив низшую передачу.
Переход с высшей передачи на низшую без промежуточного газа производится в той же последовательности,
только перед включением надо сделать выдержку, т. е. сбавить скорость движения танка (допускается
притормаживание).
Повороты танка
Поворот танка осуществляется путём замедления вращения или остановки одной из гусениц— той, в сторону
которой должен быть сделан поворот. Вторая гусеница, продолжая перематываться, поворачивает танк. Для
замедления вращения гусеницы нужно выключить соответствующий бортовой фрикцион или притормозить
гусеницу.
Повороты надо производить с таким расчётом, чтобы был. исключён перегрев тормозных лент и барабанов
бортовых фрикционов, т. е. надо избегать частых торможений и поворотов с малыми радиусами. Повороты на
месте производить на 1-й передаче с полным торможением барабанов без пробуксовки.
Повороты на песке, рыхлом грунте, глубоком снегу осуществлять в несколько приёмов.
Крутые повороты, как правило, начинать с малых оборотов, увеличивая их к концу поворота.
На крутых подъёмах и спусках, а также при преодолении бродов и болот стараться не производить никаких
поворотов.
На обледенелых участках повороты производить на низших, передачах плавным выключением бортовых
фрикционов на малом газе.

Торможение и остановка танка
Для уменьшения скорости движения и для остановки танка производится торможение его либо при помощи
двигателя (уменьшая или полностью прекращая подачу топлива), либо при помощи тормозов.
В отношении торможения надо руководствоваться следующими общими правилами:
1) Избегать торможения при бортовом крене танка, а также при движении на большой скорости.
2) При торможении направлять танк так, чтобы обе его гусеницы имели, по возможности, одинаковые
сцепления с грунтом.
3) При торможении двигателем не допускать превышения допускаемого наибольшего числа оборотов
двигателя, разбиваемых перематыванием гусеничных лент.
4) При торможении двигателем, особенно на низших передачах и на спусках, не выключать главный
фрикцион до окончания спуска.
Для того чтобы остановить танк, надо: сбавить обороты двигателя, выключить главный фрикцион, вывести
рычаг кулисы в нейтральное положение и включить главный фрикцион— танк остановится.
В необходимых случаях можно ускорить остановку тормозом. Перед остановкой двигателя надо сбавить
обороты и дать ему проработать на холостом режиме 1...2 минуты, а затем прекратить ручным приводом к
топливному насосу подачу топлива, и только после этого останавливать двигатель. Остановив двигатель, нужно
выключить выключатель массы и при помощи топливного распределительного крана отключить топливные
баки от двигателя (последнее на кратковременных остановках не обязательно).
Движение по пересеченной местности
По пересеченной местности водить танк надо так, чтобы обеспечить экипажу, по возможности, лучшие
условия работы. Пни, кочки, камни и т.п., не превышающие высоты клиренса танка, следует пропускать между
гусеницами, а препятствий и участков, затрудняющих движение танка, по возможности, избегать.
Движение танка на подъёмах, спусках и косогорах надо рассчитывать таким образом, чтобы не производить
переключения передач, поворотов и остановок. При этом подъёмы и уклоны одинаковой крутизны
преодолевать на одной и той же передаче.
При кратковременной остановке на подъёме или на уклоне нужно сбавлять обороты двигателя и
одновременно брать на себя до отказа рычаги бортовых фрикционов (при выключенных бортовых фрикционах
танк удерживается на тормозах). При длительной же остановке на подъёме или уклоне надо выключать
главный фрикцион и взять танк на горный тормоз, а также вывести рычаг кулисы в нейтральное положение и
включить главный фрикцион, зафиксировав педаль горного тормоза защёлкой.
Для продолжения движения после такой остановки необходимо взять на себя до отказа рычаги бортовых
фрикционов, отпустить педаль горного тормоза:, не отпуская рычагов (правый рычаг придерживать коленом),
включить передачу и, увеличивая число оборотов двигателя, плавно отпустить рычаги бортовых фрикционов.
При трогании с места на косогоре надо отпускать рычаги поочерёдно: при правом крене— первым отпускать
правый рычаг, при левом— левый рычаг.
Преодолевать брод нужно лишь после тщательной разведки. Передачу для преодоления брода выбирать с
таким расчётом, чтобы обеспечить необходимое для этого тяговое усилие. Поворотов и остановок избегать и
принимать все меры к тому, чтобы вода не попала в это время во внутрь танка.
Движение по лесным массивам, как правило, производить на 1-й и 2-й передачах, стараясь не наезжать
днищем на пни и стволы сваленных деревьев, чтобы избежать возможного при этом зависания танка.
Преодолевать специальные противотанковые препятствия надо по своему усмотрению (если нет особых
инструкций).
Противопожарное оборудование
Танк Т-34 снабжён двумя тетрахлорными ручными огнетушителями, устанавливаемыми на правом и левом
бортах отделения управления. Применяются огнетушители двух типов: типа РА с зарядом в 4,8 кг (3 л)
тетрахлора и типа РАВ с зарядом в 3,2 кг (2 л) тетрахлора.
Для тушения пожара огнетушителем типа РА надо, сняв его, сорвать с ударника предохранительную
пластинку и. не переворачивая огнетушитель, с силой ударить по кнопке ударника, направив струю тетрахлора
на очаг горения.
При пользовании же огнетушителем РАВ надо снять его и, держа его вентилем вниз, открыть вентиль и
направить струю тетрахлора на очаг горения.
Заряженный огнетушитель типа РАВ установить и хранить в танке вентилем вниз.
Состояние огнетушителей необходимо проверять не реже одного раза в месяц, выявляя прежде всего
количество тетрахлора в корпусе огнетушителя (нормальное для огнетушителя РА-количество 4,8 кг, для
огнетушителя РАВ 3,2 кг).
Кроме того, в баллоне огнетушителя РА проверить количество жидкой углекислоты путём взвешивания
баллона. Разница между полученным весом и весом, обозначенным на табличке баллона., не должна
превышать 2 г. При большой разнице в весе баллон подлежит замене.
В огнетушителе РАВ проверить манометром давление сжатого воздуха или сжатой углекислоты в корпусе:
оно должно быть в пределах 10...12 ат. При меньшем давлении огнетушитель необходимо сдать на зарядку.
При пользовании огнетушителем в закрытом танке нужно надеть противогаз, так как тетрахлор, попадая на
горячие поверхности, разлагается и выделяет удушливый газ— фосген.

СОВЕТЫ ЭКИПАЖУ ТАНКА ПО БЫСТРОМУ УСТРАНЕНИЮ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТАНКА

В системе охлаждения.
1) Если сорван хвостовик водяной помпы, то показателями этого могут служить отсутствие в системе
охлаждения циркуляции воды и ее высокая температура, не понижающаяся при .переходе на низшую
передачу. Движение танка в этом случае :можно производить только этапами — по 2...3 км, после чего
надо давать остывать воде. Для ускорения её остывания следует сливать из системы охлаждения через
сливной кран по 4...5 вёдер воды и снова заливать их в систему через заливной тройник.
2) Если повреждены трубки радиатора, то будет наблюдаться сильная течь воды. При таком повреждении
необходимо разрезать пластины у повреждённого места и заглушить трубки.
Напоминаем, что при необходимости в срочной дозаправке водой системы охлаждения и при отсутствии
чистой мягкой воды можно временно заправить систему любой водой (из лужи, болота, и т.д.), но по прибытии
в ремонтное подразделение или часть необходимо сразу же заменить грязную воду, предварительно промыв
систему 15...20 ведрами чистой воды.
В системе смазки.
1) Если повреждён масляный бак, то налицо будет утечка масла. В этом случае надо (остановить двигатель и
отключить повреждённый бак следующим образом: заглушить отросток уравнительного бачка, подающего
масло в повреждённый бак, и отросток тройника, .подающего масло в помпу. Движение при этом
повреждении можно продолжать, только предварительно убедившись в наличии масла в целом (другом)
баке.
2) Если повреждён манометр, показывающий давление масла, то движение танка надо производить,
проверяя время от времени циркуляцию масла. Для этого надо при работающем двигателе отвернуть на
несколько оборотов манометр. При этом должна наблюдаться интенсивная течь масла. Надо также
следить за наличием .масла в баках, проверяя, нет ли в них течи.
В топливной системе.
При неработающей топливоподкачивающей помпе для продолжения движения нужно создать в топливных
баках давление при помощи воздушного насоса.
В главном фрикционе.
Если не выключается главный фрикцион (сильно покороблены диски, отъединился привод у поперечной
тяги), то переключать передачи надо при помощи бортовых фрикционов, без выключения главного фрикциона,
причём правый рычаг бортового фрикциона необходимо при переключении передач придерживать коленом.
В бортовом фрикционе.
Если не выключается один из бортовых фрикционов, а необходимо повернуть танк в сторону именно
неисправного фрикциона, то нужно поворачивать танк посредством исправного фрикциона, включив задний ход.
В ходовой части.
Если повреждены ленивец и часть траков, а запасных траков нет, то для продолжения движения требуется
соединить трак на переднем поддерживающем колесе. Однако в этом случае края траков, обращённые к
корпусу, будут бить по балансиру 1-го поддерживающего колеса. Поэтому при первой же возможности надо
восстановить повреждённые ленивцы и траки.


ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне
ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Опознавательные знаки

Война окончена главная страница


URL