ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО



ИСТОЧНИКИ ТОКА

Аккумуляторы 6СТЭ-128

Устанавливаемые на танках аккумуляторы предназначены для питания потребителей тока в тех случаях,
когда двигатель танка или не работает вовсе, или работает на недостаточных для генератора оборотах, либо
когда потребность в электроэнергии превосходит мощность генератора.
Всего на танке устанавливают четыре аккумулятора 6СТЭ-128. Номинальная ёмкость каждого из них
128 Ач, поминальное напряжение 12 В.
Как мы уже указывали, аккумуляторы соединены попарно параллельно и последовательно, а так как при
таком соединении общая ёмкость батареи определяется количеством параллельно включённых аккумуляторов в
одной группе, то общая номинальная ёмкость батареи составляет 256 Ач, а её номинальное напряжение 24 В.
Питание 12-вольтовых потребителей происходит от двух параллельно включённых аккумуляторов,
расположенных с правой (по ходу танка) стороны двигателя.

Устройство аккумулятора
Аккумулятор 6СТЭ-128 (рис. 143) состоит из шести отдельных 2-вольтовых элементов. Каждый 2-
вольтовый элемент, в свою очередь, состоит из положительного и отрицательного полублоков пластин,
помещённых в электролите (в качестве электролита применяют водный раствор серной кислоты)


где находились аккамуляторы аккумуляторы на T-34
Рис. 143. Общий вид аккумулятора 6СТЭ-128 1— деревянный ящик, 2— аккумуляторный бачок, 3— отрицательные пластины, 4— положительные пластины; 5 — сепараторы, 6— междуэлементное соединение 7— пробка 8— зажимы, 9— мастика, 10— крышка Пластины каждого полублока соединены между собой при помощи баретки. Пластин в отрицательном полублоке всегда на одну больше, чем в положительном. Разноименные пластины в элементах для предупреждения их соприкосновения (короткого замыкания) изолируют пористыми, пропускающими электролит, древесными прокладками, называемыми сепараторами. Сепараторы на одной своей стороне имеют ребра. Этой стороной их устанавливают к положительным пластинам. Аккумулятор 6СТЭ-128 содержит в каждом элементе восемь положительных и девять отрицательных пластин. Каждый элемент батареи помещен в отдельном эбонитовом бачке, на дне которого имеются четыре призмы, предназначенные для того, чтобы могущий образоваться на дне бачка осадок материалов пластин не вызвал коротких замыканий разноименных пластин. Собранные в бачке элементы закрывают крышками и последовательно (при помощи междуэлементных соединений) соединяют их между собой, а именно отрицательный полублок первого элемента с положительным полублоком второго элемента, отрицательный полублок второго элемента с положительным полублоком третьего элемента и т.д. В результате такого соединения элементов общее номинальное напряжение на зажимах аккумулятора будет равно сумме номинальных напряжений шести соединенных элементов, т.е. 12 В. Плоские крышки элементов, собранных в деревянных ящиках, заливают слоем кислотоупорной мастики. В пробках этих крышек сделаны отверстия для свободного выхода газов, выделяющихся во время зарядки аккумулятора. Принцип действия аккумулятора Принцип действия аккумулятора состоит в том, что при его разрядке химическая энергия, заключенная в активных массах пластин, превращается в электрическую и поступает во внешнюю цепь в виде электрического тока, а при зарядке постоянным током аккумулятор превращает электрическую энергию в химическую и сохраняет её. При разрядке аккумулятора перекись свинца на положительных пластинах и губчатый свинец на отрицательных прекращаются в свинцовый сульфат. Это сопровождается расходованием из электролита серной кислоты и понижением удельного веса электролита. При зарядке же происходит обратный процесс: превращение свинцового сульфата в губчатый свинец на отрицательных пластинах и в перекись свинца — на положительных, а также повышение удельного веса электролита. Ёмкость аккумулятора Ёмкость аккумулятора измеряется в Ампер-часах (Ач). Ёмкостью называется то количество электричества, которое может быть получено от данного типа аккумулятора при его разрядке. Ёмкость не является постоянной величиной, а изменяется в зависимости от ряда факторов. Наиболее существенное влияние на величину ёмкости оказывают сила разрядного тока, температура и плотность электролита. Влияние силы разрядного тока Номинальная ёмкость аккумулятора бСТЭ-128 составляет 128 Ач. Это та ёмкость, которую аккумулятор отдаёт при непрерывной разрядке его током силой в 6,4А в течение 20 часов до напряжения 1,75В на элемент. Если разряжать аккумулятор током другой величины, то его ёмкость будет тем меньше, чем больше сила разрядного тока. Например, при разрядном токе в 11,2А ёмкость аккумулятора будет равна 112Ач, а при разрядном токе 326А она будет равна только 33Ач. Причина этого явления заключается в том, что чем больше сила разрядного тока, тем менее глубокие слои активной массы пластин успевают принять участие в процессе разрядки, так как скорость поступления кислоты к активным массам мала, а расход серной кислоты при токах большой силы велик. Влияние температуры При повышении температуры электролита до определённой величины с батареи может быть снято большее количество Ампер-часов и наоборот, при понижении температуры ёмкость аккумулятора уменьшается. Разрядка аккумуляторов током стартерных режимов при температурах электролита, лежащих ниже нуля, затруднительна. Необходимо своевременно принимать моры к утеплению аккумуляторов, не допускать снижения их ёмкости и всегда держать их в состоянии полной заряженности. При работе в зимних условиях утепление аккумуляторов и полная их заряженность предупреждают замораживание или переохлаждение электролита и обеспечивают бесперебойный запуск двигателя. Влияние плотности При сильно пониженной или повышенной плотности электролита против нормальной емкость аккумулятора падает. В связи с этим плотность в заряженных аккумуляторах в различное время года и в различных климатических условиях должна быть такова: 1) при работе аккумуляторов в условиях крайнего севера, т.е. зимой, в условиях морозов ниже — 40°С: зимой 1,310, летом 1,270; 2) при работе в центральных районах и в большинстве северных районов, т.е. зимой, в условиях морозов до -40°С: зимой 1,290, летом 1,270; 3) при работе в южных районах: зимой 1,270, летом 1,240. Эксплуатация аккумуляторов Степень разряжённости аккумуляторов во время их эксплуатации можно определить при помощи нагрузочной вилки, а также по плотности электролита. При замере напряжения на отдельных элементах заряженного аккумулятора нагрузочной вилкой вольтметр должен показывать не менее 1,85...1,80 В, причём каждый элемент должен устойчиво держать это напряжение под током нагрузочной вилки в 100 А в течение 5 секунд. Во время измерения нужно сильно нажимать на рукоятку нагрузочной вилки для обеспечения хорошего контакта. Для определения степени разряженности аккумуляторов по плотности электролита надлежит пользоваться табл.1. Определять, насколько разряжена аккумуляторная батарея, можно лишь при знании принятой для эксплуатации плотности электролита, которым был залит аккумулятор при предыдущей полной зарядке. Одновременно с измерением плотности необходимо производить. замер температуры электролита. Если температура электролита будет отличаться от 15°С больше чем на 5° в ту или другую сторону, то нужно вносить в показания ареометра поправку на температуру из расчета 0,0007 на каждый градус увеличения или уменьшения температуры электролита против 15°С. Таблица 1 Степень разряженности аккумуляторной батареи и температура замерзания электролита. Заряженная батарея Разряженная на 25% Разряженная на 50% установленная в конце зарядки плотность электролита, приведенная к 15°С температура замерзания электролита (в °С) плотность электролита, приведенная к 15°С температура замерзания электролита (в °С) плотность электролита, приведенная к 15°С температура замерзания электролита (в °С) 1,310 — 66 1,270 — 58 1,230 — 40 1,290 — 74 1,250 — 50 1,210 — 28 1,270 — 58 1,230 — 40 1,190 — 22 1,240 — 42 1,200 — 25 1,160 — 16 При проверке плотности электролита уровень его во всех элементах должен быть на 15 мм выше верхних кромок пластин. Измерять уровень электролита удобнее всего при помощи стеклянной трубочки с делениями. Делают это так: погружают в электролит стеклянную трубочку в вертикальном положении до упора в верхние кромки пластин и затем, плотно закрыв пальцем верхний открытый конец трубочки, вынимают её. Уровень, электролита в трубочке будет соответствовать уровню электролита над верхними кромками пластин. Уход за аккумуляторами Во время эксплуатации аккумуляторов на танках необходимо проверять их разряженность через каждые 10...15 дней, определяя её по плотности электролита и напряжению под нагрузкой. И если окажется, что батарея разряжена на 25% и больше, необходимо отправить её на зарядную станцию для зарядки. Аккумуляторы, работающие на одной машине, необходимо отправлять на зарядную станцию одновременно— одной партией. Следует всегда иметь в виду, что в результате недостаточной заряженности батарей возможен не только отказ в работе отдельных приборов и агрегатов электрооборудования танка, но и выход их (например стартера) из строя. Поэтому принято подзаряжать батареи на зарядной станции вне зависимости от степени их разряженности через каждые 30...35 дней. Одновременно с проверкой плотности электролита нужно проверять и его уровень над верхними кромками пластин, и если окажется, что он ниже нормального, то перед началом движения танка произвести доливку дистиллированной воды. Необходимо постоянно следить также за чистотой аккумуляторов. Во время их чистки пробки должны быть на своих местах для избежания попадания посторонних предметов в электролит (однако отверстия в пробках для отвода газов не должны быть забиты). Пробки тоже необходимо всегда содержать в чистоте. Выводные зажимы аккумуляторов нужно регулярно смазывать тонким слоем технического вазелина или солидола. При запуске двигателя разрешается делать подряд не более двух...трёх включений стартера, продолжительностью 4...5 секунд каждое. За этим должна следовать пауза продолжительностью в 10...15 секунд. Лишь после такой паузы можно снова делать два...три включения стартера. Аккумулятор необходимо сразу же снимать с танка, и отправлять на зарядную станцию (или в мастерскую), если: а) плотность электролита не соответствует времени года и климатическим условиям эксплуатации; б) аккумулятор не держит под нагрузкой напряжения и электролит сильно перегревается; в) наблюдается различное напряжение в отдельных элементах; г) выявлена неодинаковая плотность электролита в элементах; д) аккумуляторные банки дают течь. Уход за аккумуляторными батареями зимой Зимой во время длительных остановок танков аккумуляторные батареи под воздействием холода охлаждаются до температуры окружающего воздуха и сильно теряют свою ёмкость, вследствие чего напряжение их при разрядке стартерными токами быстро падает, и стартер зачастую отказывает в работе. Для предотвращения замерзания и понижения плотности электролита необходимо всегда поддерживать батарею полностью в заряженном состоянии, а также утеплять её. Плотность электролита должна всегда соответствовать нормам для данного времени года и конкретным климатическим условиям. Применять электролит плотностью более 1,310 не следует. Самую низкую точку замерзания (-74°С) имеет электролит плотностью 1,290. И в тех случаях, когда имеется возможность поддерживать аккумулятор в состоянии, близком к полной зарядке, следует доводить плотность электролита не свыше 1,290. При охлаждении электролита в элементах аккумуляторной батареи до температуры ниже -10°С завести двигатель стартером невозможно. Поэтому при длительных стоянках танков на морозе необходимо принимать меры к утеплению аккумуляторных батарей (обвёртывать ящики войлоком, кусками сукна от старых шинелей, а если есть возможность, то перенести их в отапливаемое помещение).9 При заводке холодного двигателя, прежде чем включать стартер, необходимо особо тщательно подготовить двигатель к пуску (подготовить топливную систему, заправить двигатель горячим маслом и горячей водой или обогреть его иным способом) и только после этого включать стартер. При заводке холодного двигателя нельзя делать подряд больше двух...трёх включений стартера. Снова включать стартер можно лишь после паузы в 10...15 секунд. После каждой длительной стоянки танка, нужно обязательно проверять, не замёрзли ли газовые отверстия в пробках крышек элементов, и в случае необходимости аккуратно прочищать их. 9 Если танки останавливаются не более чем на 7...8 часов и температура воздуха не ниже -15°С, то снимать аккумуляторные батареи с машин не следует. Установка аккумуляторов в танк Аккумуляторы устанавливают в танке на двух продольных постелях, укреплённых на подмоторной раме по обеим сторонам двигателя. На каждой постели ставят два аккумулятора, смонтировав их в корзинах из полосового железа. Корзины снабжены рукоятками для переноски и двумя специальными выступами для крепления их на постели. Порядок установки аккумуляторов следующий: 1) Вынуть часть боеукладки (по девяти снарядов из каждого ящика на полу боевого отделения) и открыть нижний лист перегородки между боевым и моторным отделениями. 2) Поставить на постель задний аккумулятор и присоединить к его клеммам перемычки для соединения его с передним аккумулятором. 3) Вдвинуть задний аккумулятор до упора, причём выступ на корзине аккумулятора должен войти в прорезь на задней планке постели. 4) Ввести в отверстие средней перемычки постели планку для крепления корзин заднего и переднего аккумуляторов и вдвинуть (до упора) передний аккумулятор, после чего соединить аккумуляторы планкой. 5) Укрепить корзину переднего аккумулятора со стороны моторной перегородки скобой, надеваемой на шпильку передней планки постели и удерживающей корзину за передний крепежный выступ. Проделав это, установить вторую группу аккумуляторов. Затем ставятся перемычки и соединяются задние аккумуляторы с клеммами передних аккумуляторов (плюс с плюсом, минус с минусом). Группы аккумуляторов соединяют одну с другой последовательно, связав для этого перемычкой минусовую клемму левой группы с плюсовой клеммой правой группы. Порядок снятия аккумуляторов обратный порядку их установки. Предостережения 1) При подключении перемычек, соединяющих задние аккумуляторы с передними, необходимо на свободные концы их надевать куски дюритового или резинового шланга для предотвращения возможности короткого замыкания, которое может вызвать пожар. 2) При подключении проводов к аккумуляторам нужно быть осторожным и следить, чтобы не замкнуть клеммы металлическим инструментом. Генератор ГТ-4563А Общее описание Генератор ГТ-4563А (рис. 144) представляет собой четырёхполюсную шунтовую динамомашилу. Он предназначен для зарядки аккумуляторов и питания потребителей электрической энергии. Вращение якорь этого генератора, получает от двигателя танка через невыключающуюся фрикционную муфту, предохраняющую привод генератора от действия динамических нагрузок, возникающих при резких изменениях числа, оборотов двигателя. Передаточное число от коленчатого вала двигателя 1:1,5. Вращается вал генератора направо (если смотреть на .него со стороны привода), Устанавливают генератор на две лапы, отлитые на верхней половине картера, с правой стороны, и крепят двумя стяжными лентами. Для предотвращения генератора от смещения во время работы, а также для облегчения его установки в корпусе генератора сделано отверстие, в которое входит установочная шпилька лапы картера. Для поддержания напряжения генератора, в заданных пределах при изменении числа оборотов двигателя служит регулятор напряжения. Включение генератора в общую сечь электрооборудования танка, а также отключение его от этой сети происходит автоматически при помощи реле обратного тока. Регулятор напряжения и реле обратного тока объединены в один аппарат, носящий название реле- регулятора РРА-24Ф. Устанавливают его на резиновых амортизаторах в нише танка, с левой стороны механика-водителя, над щитком электроприборов. Принципиальная электрическая схема соединения генератора с реле-регулятором и с аккумуляторной батареей дана на рис. 145. Генератор при обдуве внешним воздухом может развивать мощность в 1000 Вт при напряжении в 24 В, при работе же в танке он развивает мощность 700...800 Вт. Начало зарядки аккумуляторной батареи происходят при 600...650 оборотах в минуту коленчатого вала двигателя (по тахометру), что соответствует 900...975 оборотам якоря генератора. Полную же мощность генератор начинает отдавать с того момента, когда коленчатый вал двигателя будет делать 700...750 об/мин. Устройство генератора Основные части генератора (см. рис. 144) следующие: корпус 1, якорь 2 с коллектором, крышка 3 со стороны привода и крышка 4 со стороны коллектора. Корпус генератора Внутри корпуса укреплено четыре полюса (см. рис. 145), на которых помещены катушки возбуждения 22, изготовленные из медной эмалированной проволоки и последовательно соединенные одна с другой. Общая схема соединения катушек возбуждения генератора, отражена на рис. 145. Начало обмотки возбуждения выведено наружу корпуса генератора и присоединено к болту «Ш», а другой конец обмотки приключён к отрицательной щетке траверзы 23, которая соединена с корпусом генератора.
T-34
Рис. 144. Генератор ГТ-4563А (в разрезе): 1— корпус генератора; 2— якорь генератора; 3— крышка генератора со стороны привода; 4— крышка генератора со стороны коллектора; 5— внутренняя нажимная шайба шарикоподшипника со стороны привода; 6— винт нажимной шайбы; 7— установочный штифт крышки со стороны привода; 8— установочный штифт крышки со стороны коллектора; 9— вал якоря; 10— шарикоподшипники; 11— защитная лента коллектора; 12— стяжные винты защитной ленты; 13— съемные крышечки шарикоподшипников. Положительные щётки генератора соединены с клеммовым болтом на корпусе, обозначенным «+Я». Клеммовый болт «К — р», расположенный на корпусе, служит для подключения конденсатора, устраняющего помехи радиоприёму. К клемме «+Я» присоединяют провод от клеммы «+Я» реле-регулятора. Якорь генератора. Состоит якорь из пакета железа и коллектора, напрессованных на вал. Пакет собран из тонких железных пластин, по окружности которых расположен 21 полузакрытый паз, в них помещается обмотка. Пазы якоря изолируют леотеройдом, а на торцах пакета ставят фибровые шайбы, защищающие изоляцию проводов от повреждения на лобовых частях. Для того чтобы провода не выпадали из пазов под действием центробежной силы, возникающей при вращении якоря, провода в пазах закрепляют деревянными клиньями. Коллектор состоит из 42 медных пластин, собранных в кольцо и стянутых с обеих сторон стальными конусами, завальцованными на стальной втулке. Пластины изолированы одна от другой и от стальных конусов миканитом. Якорь устанавливают на шарикоподшипниках. Подшипник со стороны привода напрессован на вал. Подшипник же со стороны коллектора укреплён в крышке. На вал якоря он надевается свободно. Крышка генератора со стороны привода Крышка генератора, устанавливаемая со стороны привода (см. рис. 144), изготовляется из алюминия. В ней запрессован шарикоподшипник. Смазка для шарикоподшипника закладывается непосредственно в его сепаратор, для чего с наружной стороны крышки имеется отверстие, закрытое крышечкой, укреплённой винтами. Для того чтобы смазка не вытекала, с обеих сторон подшипника ставятся уплотнения из фетровых колец.
T-34
Рис. 145. Принципиальная схема соединения генератора с реле-регулятором и с аккумуляторной батареей: 1— конденсатор; 2— верхний контакт; 3— якорь; 4— пружина; 5— эксцентрик; 6— регулировочная планка;7— регулировочное сопротивление; 8— ярмо; 9— сердечник; 10— якорь; 11— пружина; 12— регулировочная планка: 13 — эксцентрик; 14— упорная рамка; Ш— шунтовая обмотка; Ср— сериесная обмотка регулятора; Д1 и Д2— дифференциальные обмотки регулятора; 15— регулировочный винт: 16— нижний контакт; 17— ярмо; 18— сердечник: 19— подвижный контакт: 20— неподвижный контакт; 21— полюсный наконечник; 22— катушка возбуждения; 23— щетка Крышка генератора со стороны коллектора Крышка генератора, устанавливаемая со стороны коллектора (см. рис. 144), также изготовляется из алюминия. С внутренней её стороны укреплена траверза с щёткодержателями, состоящая из трёх шайб. Одна из этих шайб предназначена для центровки траверзы. Остальные служат для закрепления щёткодержателей и одновременно являются проводниками тока между каждой парой щёток. Шайба, на которой крепят щёткодержатели минусовых щёток, соединена с массой, остальные две изолированы. Для обеспечения плотного прилегания щёток к коллектору каждый щёткодержатель снабжён спиральными пружинками. Траверза расположена в крышке таким образом, что может поворачиваться на небольшой угол для установки щёток в нейтральное положение (это необходимо для предотвращения искрения между щётками и коллектором). Крепят траверзу винтами с наружной стороны крышки. Для избежания попадания смазки из подшипника на коллектор и внутрь генератора около подшипника ставится фетровое кольцо. Для осмотра и очистки коллектора в крышке сделаны окна, которые во время работы генератора закрыты стальной защитной лентой, стянутой двумя винтами. Принцип действия генератора Намагниченные электрическим током (хотя бы один раз) полюсы генератора (электромагниты) сохраняют магнитные свойства длительное время. В начале вращения якоря генератора обмотка, вложенная в пазы якоря, начинает пересекать магнитное поле полюсов, созданное их остаточным магнетизмом, и в ней возникает слабое электрическое напряжение, возрастающее с увеличением числа оборотов. Ток через коллектор, плюсовые щетки и зажим «+Я» поступает в обмотку полюсов. С этого момента основную роль в намагничивании полюсов выполняет электрический ток самого генератора. Таким образом, остаточный магнетизм полюсов как бы помогает генератору только начать работу (или, как говорят, возбудиться), после чего генератор, отдавая ток во внешнюю цепь, питает и свои собственные электромагниты. Автоматическое включение и отключение генератора от сети, как уже указывалось, производится при помощи реле обратного тока, называемого также минимальным реле. Такой автомат необходим для того, чтобы при остановках двигателя, а также при его малых оборотах, когда напряжение генератора окажется ниже напряжения аккумуляторной батареи, последняя не разряжалась через генератор, для чего и необходимо отключение генератора от остальной сети. При повышении же числа оборотов двигателя, когда напряжение генератора станет выше напряжения батареи, этот автомат включает генератор в цепь зарядки батареи. Фрикционная муфта привода генератора Назначение фрикционной муфты — предохранить привод генератора от действия ударных нагрузок, возникающих при резком изменения числа оборотов двигателя. Основными деталями фрикционной муфты являются: шлицевая втулка, ведущие и ведомые диски, нажимной диск и корпус муфты. Размеры дисков, их количество, усилие пружины, прижимающей диски один к другому, подбирают с таким расчётом, что момент трения фрикционной муфты (с некоторым запасом) соответствует моменту сопротивления вращению генератора при его работе с нагрузкой. Пока момент сопротивления вращению генератора не превосходит (по своей величине) трения фрикционной муфты, привод генератора работает как жёсткий. При резком ускорении вращения коленчатого вала момент сопротивления вращению генератора увеличивается за счёт наличия инерции, при этом муфта проскальзывает между ведущими и ведомыми дисками. Вследствие этого вращение якоря генератора крутящим моментом, большим, чем момент трения муфты, невозможно, а это и ограничивает нагрузки на зубья шестерён привода генератора и предохраняет их от поломки. Пробуксовка муфты происходит также при резком замедлении вращения коленчатого вала. Реле-регулятор РРА-24-Ф Общее описание Реле-регулятор (рис. 146) состоит из двух самостоятельных, действующих независимо один от другого аппаратов, а именно: а) реле обратного тока, служащего для автоматического включения генератора в цепь электрооборудования танка и для автоматического отключения генератора от этой цепи, и б) регулятора напряжения, служащего для поддержания напряжения генератора в определённых пределах, независимо от числа оборотов двигателя и нагрузки генератора.
T-34
Рис. 146. Общий вид реле-регулятора РРА-24Ф (со снятой крышкой). 1— реле обратного тока;2— регулятор напряжения; 3— коробка реле-регулятора; 4— колодка; 5— регулировочное сопротивление. Оба аппарата смонтированы на общей панели не изоляционного материала и помещены в штампованной железной коробке, в нижней части которой прикреплена выводная колодка с четырьмя зажимами, обозначенными: «+Б», «Ш», «К» и «+Я». К этим зажимам подключают провода сети танка (см. рис. 145). К зажиму «+Б» подключают (через один из зажимов щитка электроприборов) провод от положительного зажима аккумуляторной батареи, к зажиму «Ш» — провод от клеммы «Ш» генератора (начало обмотки возбуждения), к зажиму «К» — провод от слаботочного зажима пускового реле РС-400 и к зажиму «+Я» — провод от клеммы «+Я» генератора. Для устранения возникающих при работе реле-регулятора помех для радиоприёма, помимо того, что его помещают в металлическую коробку, служащую экраном, — в самой коробке под панелью устанавливают специальный фильтр, состоящий из дроссельной катушки и двух конденсаторов. Собранную таким образом коробку реле-регулятора закрывают крышкой, закрепляют двумя винтами с гайками и пломбируют. Вскрывать реле-регулятор для его регулировки разрешается только специалистам-электрикам. Устройство реле обратного тока Магнитная система реле состоит из П-образного ярма 8 (см. рис. 145) и электромагнитного сердечника 9, укреплённых на текстолитовой панели, и железного подвижного якоря 10. Для оттягивания якоря от сердечника и размыкания контактов реле на хвостовую часть якоря надета пружина 11, нижний конец которой укреплен на штифте регулировочной планки 12. Натяжение пружины регулируют сдвиганием планки вместе со штифтом посредством поворачивания эксцентрика 13. Ход якоря вверх при размыкании контактов ограничивает упорная рамка 14. Нормальным зазором между контактами реле считается зазор, находящийся в пределах 0,7...0,9 мм. На сердечнике реле расположено две обмотки, обозначенные буквами «Ср» и «Ш». Буквами «Ср» обозначена сериесная обмотка, начало которой соединено через зажим «+Я» с положительным зажимом генератора, а конец припаян к изолированному от массы ярму реле и соединен (через контакты реле и сериесную обмотку регулятора напряжения) с потребителями электроэнергии. Назначение сериесной обмотки — подмагничивать сердечник реле и, следовательно, плотней удерживать контакты реле в замкнутом состоянии, когда генератор отдаёт ток в сеть, и размагничивать сердечник реле для размыкания цепи между генератором и аккумуляторной батареей, когда батарея начинает разряжаться на генератор. Буквой «Ш» обозначена шунтовая обмотка, которая служит для автоматического включения генератора в сеть танка при достижении напряжения генератора величины 25...27 В. Часть её (15 витков) выполнена (для уменьшения влияния температуры на работу реле) из константановой проволоки. Начало шунтовой обмотки припаяно к сердечнику реле и постоянно соединено через ярмо и сериесную обмотку с положительным зажимом генератора конец же обмотки постоянно соединён через корпус реле-регулятора с массой и через неё с отрицательным зажимом генератора Благодаря такому соединению шунтовая обмотка при работе генератора всегда находится под напряжением генератора и подмагничивает сердечник реле прямо пропорционально этому напряжению. Работа реле обратного тока Принцип работы реле обратного тока сводится к следующему (рис. 145). При прохождении тока по обмоткам реле магнитный поток, замыкающийся через железный сердечник реле, стремится притянуть к себе якорь 10 реле. Этому притяжению противодействует спиральная пружина 11. Когда напряжение, а вместе с ним и сила тока шунтовой обмотки (следовательно, и магнитный поток, создаваемый током обмотки) возрастет до необходимых величин, якорёк будет притянут к сердечнику, и контакты 19, укреплённые на якорьке, замкнутся с неподвижными контактами реле 20, в результате чего генератор окажется подключённым к сети. Кроме шунтовой обмотки, на сердечнике реле имеется сериесная обмотка «Ср», по которой при работе генератора проходит весь ток нагрузки. Намотана она таким образам, что магнитный поток, создаваемый током нагрузки, складывается с магнитным потоком шунтовой обмотки и тем самым способствует более плотному прилеганию контактов реле. Когда напряжение генератора окажется меньше напряжения аккумуляторной батареи, ток от аккумулятора по сериесной обмотке реле пойдёт в генератор. При этом ток, проходящий по сериесной обмотке реле в обратном направлении, ослабит магнитный поток, создаваемый шунтовой обмоткой реле. При прохождении по сериесной обмотке обратного тока силой от 2 до 5 А магнитный поток уменьшится настолько, что контакты под действием пружины разомкнутся и генератор отключится от внешней цепи. Регулировка реле обратного тока Реле регулируют на напряжение включения, т.е. на напряжение, при котором должно происходить замыкание его контактов, и на ток размыкания, т.е. на обратный ток, при котором должно происходить размыкание контактов реле. Включение реле должно происходить при напряжении от 25 до 27 В, выключение же тогда, жогда из батарей пройдёт через генератор обратный ток силой от 2 до 5 А. Напряжение включения зависит от расстояния между якорем и сердечником реле и от натяжения пружины 11 (см. рис. 145). Расстояние между якорем и сердечником реле регулируют подгибанием рамки 14. Нормальным зазором между сердечником и якорем реле считается зазор, находящийся в пределах 1,8...2,4 мм. Натяжение пружины регулируют поворачиванием планки 12. Генератор приводят в движение от какого-либо электромотора с переменным числом оборотов. Если такого электромотора нет, то можно использовать для этой же цели (для работы в моторном режиме) второй генератор ГТ. Число оборотов генератора, работающего в моторном режиме, можно регулировать сопротивлением, вводимым в цепь обмотки возбуждения, а также в цепь якоря. Питать такой генератор можно от аккумуляторной батареи. Для регулировки реле обратного тока необходимо иметь: вольтметр со шкалой измерения 0...40 В и амперметр со шкалой измерения 50...0...50 А. Приборы эти должны быть не ниже второго класса точности и иметь равномерные шкалы. Регулировку следует производить в таком порядке: 1) Установить генератор и соединить его с мотором, позволяющим сообщить генератору переменное число оборотов в пределах от 0 до 3000 об/мин. 2) Установить реле, придав ему положение, при котором оно работает в танке (выводы проводов— вниз). 3) Произвести подключения реле к генератору и аккумуляторным батареям. 4) Снять крышку реле-регулятора и измерить щупом зазор между якорьком 10 (см. рис. 145) и сердечником реле 9 при разомкнутых контактах и довести его подгибанием упорной рамки 14 до 1,8...2,4 мм. 5) Отпустить ключом с изолированной рукояткой или изолированной отвёрткой стопорный винт для освобождения регулировочной планки 12. 6) Запустить мотор, вращающий генератор, и постепенно повышать число оборотов, наблюдая за показаниями вольтметра. Замыкание контактов реле должно произойти тогда, когда напряжение генератора дойдёт до 25...27 В. Одновременно с этим стрелка амперметра должна показать силу зарядного тока. 7) Если включение реле произойдёт при напряжении менее 25 В, увеличить натяжение пружины 11 путём поворачивания эксцентрика 13 против часовой стрелки, после чего снова проверить напряжение включения. Если же включение произойдёт при напряжении более 27 В, нужно ослабить натяжение пружины и снова проверить напряжение включения. 8) Отрегулировав натяжение пружины, немедленно закрепить регулировочную планку 12, завинтив стопорный винт до отказа. 9) Медленно понижая обороты, наблюдать за размыканием контактов (оно должно произойти при силе разрядного тока от 2 до 5 А). Если размыкание контактов происходит при токе меньше 2 А, то надо сдвинуть вверх планку с двумя находящимися на ней контактами, после чего закрепить её и проверить регулировку на обратный ток. 10)Если после сдвигания планки зазор между контактами реле окажется меньше 0,7 мм, то необходимо довести его до нормы (0,7...0,9 мм), отогнув для этой цели упорную рамку немного вверх и соответственно перерегулировав натяжение пружины, как было указано выше. Устройство регулятора напряжения Магнитная система регулятора так же, как и реле, состоит из П-образного железного ярма 8 (см. рис. 145), электромагнитного сердечника 18 и подвижного железного якоря 3. Для оттягивания якоря от сердечника и поддержания контактов в замкнутом состоянии на хвостовую часть якоря надета пружина 4, нижний конец которой укреплён на штифте регулировочной планки 6. Натяжение пружины регулятора регулируется так же, как и реле. На свободном конце якоря укреплён нижний контакт 16, а над ним (на конце регулировочного винта 15) расположен верхний контакт 2. Регулировочный винт устанавливается с таким расчётом, чтобы зазор между якорем и сердечником регулятора при замкнутых контактах был в пределах 1,8...2 мм. Для уменьшения искрения между контактами регулятора включается параллельно им конденсатор 1 ёмкостью от 0,19 до 0,25 микрофарады. Параллельно контактам регулятора включается также «регулировочное сопротивление» 7, автоматически вводимое в цепь обмотки возбуждения генератора действиями регулятора. Изготовляется «регулировочное сопротивление» из константановой проволоки. На сердечник регулятора наматываются четыре обмотки: сериесная «Ср», дифференциальная «Д1», шунтовая «Ш» и дифференциальная «Д2». Сериесная обмотка регулятора напряжения «Ср» действует только при замкнутых контактах, пропуская через себя весь рабочий ток генератора. Вследствие малого числа витков она заметно подмагничивает сердечник регулятора лишь при большой нагрузке генератора. Дифференциальная обмотка «Д1» соединена последовательно с обмоткой возбуждения генератора и всегда действует противоположно по отношению к шунтовой обмотке регулятора: размагничивает сердечник. Шунтовая обмотка «Ш» включена таким образом, что она постоянно находится под напряжением генератора и намагничивает сердечник регулятора пропорционально этому напряжению. Эта обмотка служит для автоматического ограничения напряжения генератора, когда величина его становится выше допустимых пределов. Дифференциальная обмотка «Д2» включена параллельно обмотке возбуждения генератора. Она служит для увеличения частоты замыкания контактов во время работы регулятора напряжения. На обмотках «Д2» и «Ш» часть витков изготовлена из константановой проволоки для уменьшения влияния температуры на величину регулируемого напряжения, а также для уменьшения габаритных размеров этих обмоток. Работа регулятора напряжения Напряжение генератора постоянного тока зависит от величины магнитного потока обмотки возбуждения и количества оборотов якоря, вращающегося в магнитном потоке, создаваемом током обмотки возбуждения. Так как обороты двигателя, вращающего якорь генератора, колеблются в больших пределах, то становится необходимой регулировка напряжения генератора изменением тока возбуждения. Для этого при увеличении числа оборотов и при уменьшении нагрузки генератора для поддержания постоянства его напряжения необходимо уменьшать силу тока возбуждения. При понижении же числа оборотов или увеличении нагрузки генератора необходимо, наоборот, соответственно увеличивать силу тока возбуждения. Силу тока возбуждения генератора регулятор изменяет автоматически путём периодического включения и выключения «регулирующего сопротивления» 7 (см., рис. 145) в цепь обмотки возбуждения. «Регулирующее сопротивление» постоянно, подключено к обмотке возбуждения, но шунтировано контактами регулятора 2 и 16, поэтому включение и выключение его сводятся к размыканию этих контактов, которые происходят автоматически следующим образом: 1) В исходном положении контакты 2 и 16 замкнуты, сопротивление 7 защунтировано (закорочено) и обмотка возбуждения находится под полным напряжением генератора. Магнитный поток, создаваемый шунтовой обмоткой регулятора, не в состоянии преодолеть натяжения пружины 4, так как напряжение генератора находится в пределах, допустимых для питания потребителей. 2) Напряжение генератора начинает возрастать выше допустимых пределов. Начинает возрастать также и магнитный поток, создаваемый током шунтовой обмотки регулятора. Возрастать этот поток будет до тех пор, пока не преодолеет силу натяжения пружины, а якорёк вместе с контактами не оторвётся от контакта 16. 3) Размыканием контактов будет введено в цепь обмотки возбуждения «регулирующее сопротивление». Когда контакты разомкнутся, сила тока возбуждения начнёт уменьшаться. Это приведёт к снижению напряжения генератора, что вызовет уменьшение силы тока в шунтовой обмотке регулятора, а следовательно, уменьшит магнитный поток. 4) Как только магнитный поток уменьшится до определённых пределов, пружина снова оттянет якорёк в исходное положение и, замкнув контакты, зашунтирует «регулирующее сопротивление». В силу этого напряжение генератора всё время будет находиться в пределах 25...27 В. Кроме шунтовой обмотки, регулятор напряжения имеет сериесную обмотку, по которой проходит весь ток нагрузки генератора. Назначение её — изменять напряжение генератора в зависимости от включённой нагрузки и степени заряженности аккумуляторной батареи. Сериесная обмотка намотана на сердечник регулятора таким образом, что создаваемое ею магнитное поле складывается с магнитным полем шунтовой обмотки. А так как по сериесной обмотке проходит ток нагрузки генератора, то создаваемое им магнитное поле будет увеличиваться с увеличением нагрузочного тока, что и приведет к уменьшению времени, в течение которого контакты находятся в замкнутом состоянии. Это обуславливает понижение напряжения генератора при увеличении нагрузки., Благодаря действиям сериесной обмотки можно не ставить на регулятор напряжения ограничителя тока, так как, когда нагрузка на генератор превысит нормально допустимую, напряжение генератора в результате действия сериесной обмотки регулятора будет понижено в такой степени, что аккумуляторные батареи, которые до этого подзаряжались, примут на себя нагрузку и, следовательно, предотвратят перегрузку генератора. Дифференциальная обмотка «Д2» намотана на сердечник так, что при замкнутых контактах магнитный поток, создаваемый током в этой обмотке, складывается с потоком шунтовой обмотки, что приводит ж более раннему размыканию контактов. Дифференциальная обмотка «Д1», соединённая последовательно с обмоткой возбуждения генератора, намотана таким образом, что создаваемый ею магнитный поток всегда направлен против потока шунтовой обмотки, что способствует поддержанию контактов в замкнутом состоянии. Вспомогательные обмотки делают работу регулятора более плавной на всех диапазонах оборотов генератора и увеличивают частоту колебаний якорька регулятора, вследствие чего колебания напряжения генератора становятся не заметными для глаза. Регулировка регулятора напряжения Регулятор напряжения регулируется на предельное значение напряжения, автоматически поддерживаемое им при работе с генератором. Это напряжение зависит прежде всего от расстояния (зазора) между якорем 3 (см. рис. 145) и сердечником 18 и от силы натяжения пружины 4. Зазор между якорьком и сердечником образуется заранее посредством регулировочного винта. Нормальная величина зазора 1,8...2,4 мм. Натяжение пружины 4 регулируется при работающем генераторе. Для регулировки регулятора напряжения необходимо иметь вольтметр со шкалой 0...40 В и амперметр 50...0...50 А. Оба прибора по точности должны быть не ниже второго класса. Регулировочный реостат должен быть рассчитан на силу тока 40...50 А и обладать сопротивлением не ниже 1,3 Ом. Перед регулированием регулятора число оборотов генератора доводится до 1500 в минуту, после чего устанавливается нагрузочным реостатом сила тока 30...32 А. Одновременно устанавливается такое натяжение пружины, чтобы регулятор поддерживал напряжение в пределах 25...25,3 В. После этого проверяется работа регулятора при переменном числе оборотов генератора в пределах от 1200 до 3000 об/мин. Отклонения по напряжению в диапазоне 1200...3000 об/мин должны быть не более 0,75 В. При закрытой крышке допускается увеличение отклонения напряжения на 0,1...0,2 В. Другими словами: при закрытой крышке регулятор может держать напряжение в пределах 25...25,5 В. Регулировку рекомендуется проводить в следующем порядке: 1) Установить генератор и соединить его с мотором, позволяющим сообщить генератору переменное число оборотов в пределах 800...3000 об/мин. 2) Установить регулятор, придав ему такое положение, какое он должен иметь на танке (зажимами для проводов— вниз). 3) Произвести подключение регулятора к генератору. 4) Снять крышку реле-регулятора и измерить щупом зазор между якорем 3 и сердечником 18 и в случае необходимости довести его до нормы 1,8...2,4 мм. 5) Отпустить ключом с изолированной рукояткой или изолированной отвёрткой стопорный винт регулировочной планки 6. 6) Запустить мотор и довести число оборотов до 1500 в минуту. 7) Установить нагрузочным реостатом силу тока 30 А и проверить напряжение генератора под этой нагрузкой (при правильном натяжении пружины регулятора напряжение генератора должно быль в пределах 25...25,3 В). 8) Если напряжение генератора будет ниже указанных пределов, немного подтянуть пружину 4 регулятора, повернув для этого эксцентрик 5 против часовой стрелки. Если же напряжение генератора окажется выше указанных пределов, нужно немного ослабить пружину, повернув эксцентрик по часовой стрелке. В отношении нагретого реле-регулятора допускается отклонение в напряжении на 1...1,5 В по сравнению с напряжением реле-регулятора, находящегося в холодном состоянии (25...25,3 В). 9) После регулировки регулятора при 1500 об/мин проверить пределы регулирования, изменяя число оборотов , генератора от 1200 до 3000 об/мин. При изменении оборотов в этом диапазоне напряжение не должно изменяться более чем на 0,75 В. 10)По окончании регулировки закрепить положение регулировочной планки 6, закрыть крышку и проверить регулировку регулятора в закрытом состоянии. В закрытом состоянии регулятор может иметь отклонения в напряжении на 0,1...0,2 В. Реле-регулятор РРТ-4576А Общее описание На танках более ранних выпусков с генератором ГТ-4563А устанавливались реле-регуляторы РРТ-4576А (рис. 147). Основное конструктивное отличие реле-регулятора РРТ-4576А от реле-регулятора РРА-24Ф состоит в том, что в нём имеется, помимо реле обратного тока и регулятора напряжения, дополнительный аппарат — ограничитель силы тока генератора, но в то же время отсутствует специальный фильтр для устранения помех радиоприёму, которым располагает реле-регулятор РРА-24Ф. Принципы работы реле обратного тока и регулятора напряжения реле-регулятора РРТ-4576А точно такие же, как и у реле-регулятора РРА-24Ф. Принцип действия ограничителя силы тока генератора Установленный на реле-регуляторе РРТ-4576А ограничитель силы тока служит для защиты генератора от перегрева в случае чрезмерного увеличения нагрузки при одновременном включении большого количества потребителей электроэнергии. При токе нагрузки более 40 А ограничитель автоматически снижает силу тока, отдаваемого генератором в сеть. При снижении нагрузки ограничитель тока прекращает свою работу. Весь ток нагрузки, как видно из схемы (см. рис. 147), приходит через сериесную обмотку «С» ограничителя и намагничивает сердечник пропорционально силе этого тока. При токе силой 40 А магнитный поток, созданный сериесной обмоткой, в состоянии притянуть якорёк и разомкнуть контакты автомата. При размыкании контактов питание обмотки возбуждения генератора начинает происходить через добавочное сопротивление. Это вызывает ослабление магнитного поля, создаваемого обмотками полюсов, и немедленное общее снижение напряжения генератора, а следовательно, и уменьшение силы тока, отдаваемого генератором. При уменьшении же силы тока, отдаваемого генератором, действие сериесной обмотки «С» ослабляется, контакты снова замыкаются.
T34 Процесс размыкания и замыкания контактов будет повторяться
Рис. 147. Схема реле-регулятора РРТ-4576А: Ш— шунтовые обмотки; С— сериесные обмотки; У— ускоряющие обмотки; В— выравнивающая обмотка Процесс размыкания и замыкания контактов будет повторяться до тех пор, пока часть потребителей электроэнергии не будет выключена. Среднее значение тока при колебаниях якорька будет находиться в пределах 38...42 А. Чтобы уменьшить колебание напряжения и силы тока при работе якорька, на сердечник ограничителя силы тока наматывают ускоряющую обмотку «У», увеличивающую частоту замыкания контактов. Через обмотку «У» будет поступать часть тока, проходящего в обмотку полюсов, а так как её действия противоположны действию сериесной обмотки «С», то это будет способствовать скорейшему замыканию контактов. В результате увеличится частота колебаний якорька и уменьшится амплитуда колебания тока, отдаваемого генератором. Общие правила ухода за генератором и реле-регулятором 1) Систематически проверять крепление проводов к генератору, к реле-регулятору и к аккумуляторам. 2) Регулярно очищать генератор и реле-регулятор от пыли, масла и влаги. Осмотр и чистку их производить по мере надобности, однако не реже одного раза в 10...15 дней. 3) Добавлять смазку в подшипники генератора через каждые 100...150 часов его работы. Один раз в год полностью заменять смазку подшипников, независимо от количества проработанных ими часов. 4) Через 100...150 часов работы генератора продувать его мехами (или сжатым воздухом от компрессора) для удаления скопившейся угольной пыли от щёток, проверять износ щёток, а также их прилегание к коллектору. При загрязнении коллектора или попадании в него масла протирать его тряпкой, слегка смоченной бензином. Шарикоподшипники смазывать консталином. Уход за реле-регуляторами РРА-24Ф и РРТ-4576А заключается главными образом в регулярном очищении их от грязи, пыли и влаги и в наблюдении за правильным и надёжным креплением как проводов, так и самих реле-регуляторов на резиновых амортизаторах. Реле-регуляторы устанавливают на танке в запломбированном виде. Обнаружив явные признаки отказа в работе реле-регулятора, необходимо снять его с танка для регулировки или ремонта в электромастерской. Регулировать реле-регулятор на танке категорически запрещается. Установка генератора и реле-регулятора Устанавливаются генератор и реле-регулятор так: 1) Перед установкой генератора на конец его вала ставится шпонка и надевается приводная часть эластичной муфты, плотно затягиваемая корончатой гайкой, которая затем шплинтуется. 2) Генератор устанавливается в горизонтальном положении в гнезде картера двигателя и закрепляется стяжными лентами. 3) Реле-регулятор устанавливается на резиновых амортизаторах вертикально, клеммовой колодкой вниз. При этом надо следить за тем, чтобы коробка реле-регулятора имела надёжный электрический контакт с корпусом (массой) танка. 4) Присоединяются провода согласно схеме 5) Надёжно закрепляются провода на клеммах, а металлическая оплётка проводов — на втулках (штуцерах) при помощи хомутиков. 6) Записываются номера генератора и реле-регулятора в формуляр танка с указанием даты установки, чтобы в дальнейшем можно было учитывать число часов работы генератора и реле-регулятора. Возможные неисправности генератора и реле-регулятора, их причины и способы устранения Прежде чем искать неисправность в каком-либо агрегате электрооборудования, нужно проверить надёжность соединения и креплений проводов, наличие и состояние предохранителей, а также заряженность аккумуляторной батареи. Неисправность Причина Способ устранения Нет зарядки (амперметр не показывает зарядного тока генератора). Сгорел предохранитель на 40 А в блоке защиты аккумуляторов. Неисправен реле-регулятор. Заменить предохранитель. Проверить положение контактов реле обратного тока. При оборотах двигателя свыше 650 в минуту (по тахометру) контакты должны быть замкнуты. Проверить напряжение, поддерживаемое регулятором. В случае если оно окажется выше 27 В, отправить реле-регулятор в ремонт для отрегулировки. Мал зарядный ток (при выключенных потребителях и полностью заряженных аккумуляторах амперметр показывает ток ниже 8 А). Разрегулированный регулятор напряжения поддерживает низкое напряжение. Отправить реле-регулятор на отрегулировку. Велик зарядный ток (при всех выключенных потребителях амперметр показывает ток свыше 35 А). Регулятор напряжения во время работы разрегулировался и поддерживал напряжение генератора выше нормального. Проверить напряжение генератора и, если оно окажется выше нормального, отправить реле-регулятор на регулировку. При снижении оборотов реле-регулятор не отключает генератор при обратном токе 2...5 А. Нарушена регулировка реле обратного тока. Сдать реле-регулятор на регулировку. Ток зарядки сильно меняется с изменением числа оборотов двигателя. Стрелка амперметра при измерении числа оборотов двигателя сильно вибрирует. Загрязнён коллектор или на его поверхностях имеются выбоины от обгорания. Зачистить коллектор мелкой стеклянной бумагой марки "00", приподняв на это время щётки. В случае незначительного загрязнения прочистить коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине. Щётки или неплотно прилегают к коллектору, или сработались. Проверить положение щеток и при необходимости отрегулировать их, добившись нормального давления на коллектор. Сработавшиеся щетки заменить.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ



Тэги - где находились аккумуляторы на Т-34





Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне
ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Башни Т-34 ставились на бронепоездах и бронекатерах

Война окончена главная страница


URL