ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Ходовая часть танка (рис. 125) подразделяется на движитель и подвеску. ДВИЖИТЕЛЬ Назначение и устройство движителя Движитель сообщает танку поступательное движение, передавая усилие от двигателя к ведущим колёсам. Движитель состоит из ведущих колёс, гусеничных цепей, направляющих колёс (ленивцев) с натяжными механизмами и опорных катков. Ведущие колёса Ведущие колёса танка служат для перематывания гусеничной цепи. На танк устанавливают ведущие колёса следующих типов: 1) Ведущее колесо цельнолитое с роликами. 2) Ведущее колесо с роликами и штампованными дисками. Цельнолитое ведущее колесо (рис. 126) имеет ступицу 4, отлитую заодно с дисками 5 и ободами 2. Между дисками расположено шесть роликов 1. Рабочая поверхность ролика, с которой соприкасаются гребни траков, выполнена в виде желобка — для лучшего зацепления с гребнем трака и уменьшения его износа. Оси роликов 3 установлены в приливах дисков колеса, головками наружу. На концах осей, расположенных со стороны корпуса, навинчены гайки, крепящие оси в колесе. Для предотвращения проворачивания осей их конические головки снабжены лысками, помещаемыми против площадок приливов. Некоторые танки имеют колёса со штампованными дисками (рис. 127). Эти диски привёртываются к ступице при помощи стяжных призонных болтов. На ободы дисков напрессованы и приварены стальные бандажи. К дискам приварены бонки, в которых установлены оси роликов. На оси роликов надеты втулки, зажатые между дисками. На втулки свободно посажены ролики. Ведущее колесо устанавливают на шлицы вала бортовой передачи и закрепляют на нём кольцом 10, которое крепят восемью болтами, ввёрнутыми в ведомый вал (на машинах прежних выпусков кольцо крепилось четырьмя болтами). Торец вала бортовой передачи защищён броневым колпаком, крепимым пятью болтами к ступице колеса. При установке ведущего колеса необходимо не допускать «закусывания» сальника 11 ведомого вала бортовой передачи, для чего рекомендуется болты, крепящие крышку сальника к крышке бортовой передачи, затягивать уже после установки ведущего колеса. Необходимо также следить, чтобы головки болтов, крепящих штампованные диски ведущего колеса, не касались крышки сальника, запиливая, если нужно, головки болтов.
Рис. 126. Общий вид ведущего колеса (литого): 1— ролик; 2— обод; 3— ось ролика; 4— ступица; 6— диск колеса Гусеничная цепь Устройство гусеничной цепи Гусеничная цепь состоит из чередующихся между собой 36 траков с гребнем, 36 траков без гребня, шарнирно соединённых 72 пальцами (рис. 123). Гребни траков служат для зацепления с роликами ведущего колеса, а также для предохранения гусеницы от соскакивания на поворотах и при движении. На поверхности траков, соприкасающейся с грунтом, имеются зацепы, увеличивающие оцепление гусеницы с грунтом. Значительная ширина траков и длина опорной поверхности гусениц обеспечивает танку хорошую проходимость. Палец траков имеет головку, удерживающую его от смещения наружу. Головка пальца обращена к корпусу. В верхней части крышки бортовой передачи укреплён кулак (рис. 129), имеющий две наклонные плоскости, обеспечивающие возвращение пальца на место (в случае смещения его в сторону корпуса) при движении танка как вперёд, так и назад. Для движения танка по обледенелым дорогам, когда сцепление гусениц с почвой оказывается недостаточным, гусеницы снабжаются добавочными съёмными почвозацепами— шпорами (рис. 130). Их крепят к плоскому траку двумя болтами (см. рис. 125), проходящими через отверстия в траке. Некоторые танки оборудованы гусеницами с траками, имеющими посредине отверстие для прохождения болта, кренящего шпору а, на утолщенных краях — по два прямоугольных паза. На краях шпор в этом случае имеется по два выступа, один из которых длиннее другого. При надевании таких шпор их вкладывают в пазы плоского трака сначала длинными выступами, а затем, отведя назад— короткими выступами. Шпоры крепят к траку болтами. Зубья шпор должны быть направлены назад (в верхней ветви гусеницы).
Рис. 127. Штампованное ведущее колесо (в разреза): 1— ролик; 2— бандаж; 3— ось ролика; 4— ступица колеса; 5— диск колеса; 6 — стяжной болт; 7— броневой колпак; 8— бонка; 9— втулка; 10— кольцо; 11— сальник
Рис. 125. Ходовая часть танка Т-34: 1— направляющее колесо (ленивец); 2— каток с наружной амортизацией; 3— каток с внутренней амортизацией: 4— ведущее колесо; 5— ведомый вал бортовой передачи; 6— гусеничная цепь; 7— болт крепления шпоры; 8— опорный каток с обрезиненным ободом; 9— ступица; 10— средний диск; 11— диск с ободом; 12— крайний диск; 13— амортизатор; 14— стопорное полукольцо; 15— ось катка; 16— ось балансира; 17— цапфа; 18 и 19— втулки оси балансира; 20— пробка; 21— балансир; 22— планка; 23— болт планки; 24— шайба; 25— пружины; 26— шток; 27— гайка штока; 28— палец траверзы; 29— противопыльный чехол подвески; 30— траверза
Рис. 128. Траки гусеничной цепи
Рис. 129. Возвратное устройство: 1— возвратный кулак; 2— гусеница; 3— палец траков
Рис. 130. Добавочный почвозацеп (шпора) Надевание гусеничной цепи Надевать гусеничную цепь можно двумя способами: а) при помощи стального троса (при надевании обеих гусениц или одной, но уже при надетой другой) и б) без помощи троса (только при надевании одной гусеницы, когда другая уже надета). Надевать гусеничную цепь при помощи троса нужно так: 1. Разостлать впереди танка гусеницу так, чтобы головки пальцев были обращены к корпусу танка, а зацепы траков направлены в сторону движения танка. 2. Наехать танком на разостланную гусеницу так, чтобы за задним опорным катком осталось два трака. Постановка танка на гусеницы может быть осуществлена и своим ходом, если уже надета одна гусеница. В этом случае включают первую передачу и наезжают на разостланную впереди гусеницу, направляя гребни траков между дисками колёс. Если же сняты обе гусеницы, то накатить танк на гусеницу можно при помощи буксира или домкратов или поднимают танк с одной стороны и подводят гусеницу под опорные катки. 3. Установить направляющее колесо в крайнее заднее положение— коленом кривошипа к корме танка. 4. Подтянуть свободный конец разостланной гусеницы ближе к танку для присоединения к переднему траку троса приспособления. 5. Соединить один конец стального троса с передним траком гусеницы, а другой конец троса укрепить на ведущем колесе. 6. Включить передачу заднего хода. Если же на танк уже надета одна гусеница, то затормозить её и, работая на малых оборотах, намалывать трос на ведущее колесо как на барабан лебёдки. Натягивать гусеницу необходимо до тех пор, пока передний трак дойдёт до ведущего колеса. После этого отъединить трос от трака и снять его с ведущего колеса. 7. Ввести гусеницу в зацепление с ведущим колесом. Включить задний ход и провернуть ведущее колесо. Соединить пальцем траки, стягивая их специальным приспособлением (см. ниже «Замена трака или пальца», а также рис. 131). Части этого приспособления показаны на рис. 132.
Рис. 131. Соединение гусеницы приспособлением: 1— палец приспособления; 2— трос; 3— валик.
Рис. 132. Приспособление для установки гусениц. 1— ломик; 2— валик; 3— трос; 4— труба; 5— палец приспособления; 6— петля При надевании гусеничной цепи без помощи, троса нужно: 1. Поставить танк на разостланную гусеницу так, чтобы задний опорный каток стал примерно на 12-й или 13-й трак от конца (головки пальцев должны быть обращены к корпусу танка), 2. Ввести гребень трака в зацепление с роликом ведущего колеса и, включив первую передачу, медленно продвигать танк по разостланной гусенице. При этом необходимо, вставив в проушины первого трака палец или ломик, поддерживать траки верхней ветви гусеницы, чтобы её не затянуло между колёсами. Остановку танка сделать тогда, когда передний опорный каток будет находиться от края гусеницы на один...два трака. 3. При помощи уже упоминавшегося приспособления стянуть оба конца гусеницы и соединить траки пальцем. Замена трака или пальца Замену трака или пальца производят при помощи приспособления для соединения гусеничной ленты (см. рис. 131 и 132), имеющего укороченные пальцы. При замене нужно: 1. Поставить танк так, чтобы заменяемый трак или палец находились в передней или задней наклонных ветвях гусеницы. 2. Вбить с наружной стороны гусеницы в проушины трака пальцы приспособления 1 (см. рис. 131) так, чтобы они несколько выбили пальцы трака. При этом пальцы приспособления и пальцы трака должны выступать из проушин на величину, достаточную для зацепления с тросом приспособления 2. Пальцы приспособления нужно вбивать в траки, расположенные по обе стороны заменяемого трака. 3. На концы пальцев, выступающие из проушины траков, надеть тросы приспособления и, вращая ломиком валик приспособления 3, стянуть гусеницы. 4. Выбить пальцы заменяемого трака, вынуть трак и установить. новый, забив в его проушины пальцы. 5. Освободить и снять тросы приспособления. 6. Забить на место выступающие пальцы траков, выбив этим из проушин пальцы приспособления. Примечания: 1. Пальцы приспособления изготовляют путём обрезки пальцев трака до длины в 180 мм. 2. При пользовании приспособлением с тросами, имеющими крюки, необходимо заводить крюки в отверстия траков, после чего стягивать гусеницу. Когда гусеница будет надета, её необходимо натянуть. Направляющее колесо (ленивец) и механизм натяжения гусеницы Направляющие колёса служат для направления передней ветви гусениц во время движения танка, а также для натяжения гусениц. Расположены они в носовой части танка. Устройство направляющего механизма (рис. 133) Основными деталями направляющего механизма являются: колесо, кривошип колеса и червяк с червячной шестерней.
Рис. 133. Направляющее колесо (ленивец) и натяжной механизм: 1— колесо; 2— шарикоподшипник; 3— кривошип ленивца; 4— кронштейн ленивца; 5— втулка картера червяка; 6 — броневая заглушка; 7— корпус стопора; 8— ручка стопора; 9— гайка кривошипа; 10— крышка; 11— картер червяка; 12— фланец картера червяка; 13— червяк наружного механизма; 14— червячная шестерня; 15— кольцо с зубцами; 16 — крышка сальника; 17— нажимное кольцо сальника; 18— роликоподшипник; 19— распорная втулка; 20— корончатая гайка; 21— броневой колпак. Колесо представляет собой фасонную отливку диска со ступицей и ободом. Внутри ступицы имеются выточки для посадки подшипников. Колесо 1 установлено на оси, изготовленной заодно с кривошипом 3 на двух подшипниках: с наружной стороны на шариковом подшипнике 2, а с внутренней — на роликовом подшипнике 18. Роликоподшипник закрывается нажимным кольцом сальника 17 к крышкой 16 сальника. На конец оси колеса навинчивают (и шплинтуют) корончатую гайку 20, которая упирается во внутреннюю обойму шарикоподшипника, закрепляя колесо на оси. Шарикоподшипник закрывается броневым колпаком 21, крепимым болтами к ступице колеса. Между подшипниками установлена распорная втулка 19. Ось кривошипа входит в специальный кронштейн 4, вваренный в корпус танка, и удерживается в нём гайкой 9, навёрнутой на конец оси. Между торцами гайки и кронштейна установлено стальное кольцо. На конце гайки имеется буртик, а на цилиндрической наружной поверхности — шлицы, на которые при натяжении гусеницы надевают ключ-трещотку. К торцу кронштейна корпуса крепят крышку 10, которая своим заплечиком находит на буртик гайки 9 и удерживает её от смещения вдоль оси. При вращении гайки происходит ввинчивание или вывинчивание оси кривошипа. От проворачивания гайку удерживает стопорный механизм, помещённый в крышке 10. Зуб стопора заходит между шлицами гайки. Из шлиц зуб выводился ручкой которая входит в прорезь корпуса стопорного механизма 7. На торце щеки кривошипа имеются зубцы, входящие в зацепление с зубцами кольца 15, приваренного на торце кронштейна корпуса, и удерживающие направляющее колесо на корпусе танка в заданном положении. Нужное натяжение гусеницы достигается поворотом кривошипа. При его повороте расстояние между центрами ведущего колеса и ленивца изменяется, и гусеница или натягивается, или ослабляется (в зависимости от направления поворота кривошипа). Поворачивают кривошип при помощи червячной передачи. Червячная шестерня 14 посажена на шлицы оси кривошипа. Червяк 13 помещается в картере 11, укреплённом на кронштейне корпуса, и вращается на двух втулках, одна из которых 5 впрессована в картер, а другая— во фланец 12, укреплённый в торце картера. Хвостовик червяка заканчивается квадратной головкой под ключ и выходит в отверстие переднего носового листа корпуса. Снаружи это отверстие закрыто заглушкой 6. Перед поворотом кривошипа необходимо вывести зубцы на его торце из зацепления с зубцами кронштейна. Для этого надо вывести зуб стопора из шлиц гайки, потянув ручку на себя до выхода её из паза корпуса, а затем повернуть ручку на 90°, зафиксировав её тем самым на корпусе стопорного механизма. После этого надеть на шлицы гайки ключ-трещотку и вращать гайку до расцепления зубцов. Максимальная величина поворота (вылета) кривошипа в состоянии обеспечить (в случае большого износа деталей гусеничной цепи) сокращение цепи на два трака. Смазывают ленивец и механизм натяжения гусеницы путём заполнения смазкой ступицы колеса и картера натяжного механизма. Для смазки применяют: летом солидол, а зимой смесь из 50% солидола и 50% авиамасла МЗ. Сборка и установка направляющего механизма Для сборки и установки его нужно: 1) Запрессовать в ступицу колеса наружную обойму роликоподшипника 18 (см. рис. 133). 2) Запрессовать в ступицу колеса шарикоподшипник 2. 3) Надеть на ось колеса крышку сальника 16, сальник и нажимное кольцо 17 (сальник перед установкой пропитать в автоле или авиационном масле). 4) Напрессовать на ось колеса внутреннее кольцо роликоподшипника 18 до упора в бурт кривошипа. 5) Надеть на ось колеса распорную втулку 19 до упора во внутреннее кольцо роликоподшипника и надеть направляющее колесо на ось до упора шарикоподшипника 2 в распорную втулку. 6. Навинтить на резьбовой конец оси колеса гайку 20 до плотного упора во внутреннюю обойму шарикоподшипника и зашплинтовать её. 6) Укрепить на ступице колеса (болтами) крышку сальника 16, зажав сальник между крышкой и нажимным кольцом 17. 7) Заполнить полость ступицы смазкой: летом солидолом, а зимой смесью 50% солидола и 50% авиамасла МЗ. 8) Укрепить броневой колпак 21 на ступице. 9) Установить червяк в картере. Отрегулировать осевой зазор червяка в пределах 0,5...1,0 мм прокладками, помещаемыми между торцами фланца и картера. Притянуть фланец к картеру. 10)Перед установкой направляющего колеса на танке внутреннюю полость кронштейна заполнить смазкой в количестве 0,5 кг: летом солидолом, а зимой смесью 50% солидола и 50% авиамасла МЗ. 11)Вложить в кронштейн червячную шестерню 14, после чего ввести в кронштейн кривошип 3 до плотного сцепления зубцов на его щеке с зубцами кольца, приваренного к корпусу. При этом совместить шлицы оси кривошипа с шлицами червячной шестерни. 12)Установить картер 11 с червяком 13 и укрепить его на кронштейне 4 болтами, под головки которых подложить пружинные шайбы. 13)Проверить правильность установки картера с червяком проворачиванием червяка. При отсутствии зазора в зацеплении подложить под фланец картера картонную прокладку. 14)Надеть на конец оси кривошипа кольцо и навернуть гайку 9, которую затянуть до плотного упора. При этом зубцы кривошипа должны зайти между зубцами кронштейна. Односторонний зазор между наклонными плоскостями зубцов кривошипа и кронштейна допускается до 1 мм, однако не более чем в десяти местах по окружности. 15)Укрепить крышку 10 со стопорным механизмом на торце кронштейна болтами, под которые подложить пружинные шайбы. Ручка стопора 8 должна быть при этом выведена, из прорези корпуса стопорного механизма 17. Повернуть ручку стопора и завести её в прорезь корпуса зуб стопора при этом застопорит гайку 9. При отсутствии подъемника, направляющее колесо можно ставить при установленном в кронштейне корпуса кривошипе. Снятие направляющего колеса Для замены сальника, подшипников 2 и 18, а также для замены смазки в подшипниках необходимо снимать ленивец с оси. Делать это нужно так: 1) Отвернуть болты и снять броневой колпак. 2) Отвернуть гайку, крепящую ленивец на оси. 3) Отвернуть болты, крепящие крышку сальника. 4) Снять при помощи молотка или ломика ленивец вместе с шарикоподшипником и наружной обоймой роликоподшипника. При снятии сальника освобождают кривошип от распорной втулки, спрессовывают с оси кривошипа внутреннее кольцо роликоподшипника и снимают сальник вместе с нажимным кольцом и крышкой. Натяжение гусеницы Износ пальцев и шарнирных соединений траков вызывает удлинение гусеничной цели. Вытянувшаяся же цепь не только увеличивает шум во время работы, но и может соскакивать с катков, а при движении по косогорам и дорогам с ухабами заклиниваться на ведущем колесе. В результате этого может произойти разрыв цепи или разрушение подшипников бортовой передачи. Поэтому при эксплуатации танка необходимо периодически регулировать натяжение гусеничной цепи. Для натяжения гусеницы необходимо: 1) Вывести ручку 8 из прорези корпуса стопорного механизма 7 и повернуть её на 90° (зуб при этом выйдет из шлиц гайки 9). 2) Вращать гайку ключом-трещоткой до выхода зубцов кривошипа из сцепления с зубцами корпуса. 3) Вывернуть броневую заглушку 6 над червяком в носовой части корпуса и, вращая специальным ключом червяк натяжного механизма, произвести требуемое натяжение гусеницы, повернув кривошип так, чтобы ленивец перемещался снизу вверх— вперёд. 4) Затягивать гайку на оси кривошипа до входа зубьев кривошипа в зацепление с зубцами корпуса. Для обеспечения плотного сцепления зубцов необходимо слегка пошатывать кривошип, поворачивая червяк то вправо, то влево. Односторонний зазор между наклонными плоскостями зубцов кривошипа и зубцов кронштейна допускается до 1 мм, однако не более чем в десяти местах по окружности. 5) Застопорить гайку 9 зубом стопорного механизма, для чего повернуть ручку 8 и ввести ее в прорезь. 6) Вынуть специальный ключ и поставить на место заглушку 6 над червяком. На рис. 134 показан общий вид направляющего колеса с кривошипом.
Рис. 134. Общий вид направляющего колеса с кривошипом: 1— колесо; 2— кривошип; 3— червячная шестерня; 4— ось кривошипа Опорные катки с балансирами Опорные катки могут быть установлены на танке только в следующем сочетании: 1) все опорные катки с наружной амортизацией; 2) передний и задний катки с наружной амортизацией, 2, 3 и 4-и катки— с внутренней амортизацией. Опорный каток с наружной амортизацией (рис. 135) состоит из ступицы 1 и двух штампованных дисков, 2 с обрезиненными ободами 3. Ступица отлита заодно с фланцем, к которому крепят шестью болтами 4 диски. На диски в нескольких местах напрессованы и приварены обода с резиновой шиной 5. Диски стягивают десятью болтами 6. В гнездах ступицы устанавливаются шарикоподшипники до плотного упора в бурты. Перед постановкой подшипников полость ступицы и подшипника заполняют солидолом. К ступице со стороны корпуса крепится крышка лабиринтового уплотнения 9, которая вместе с кольцом лабиринта 10 предохраняет смазку подшипников от загрязнения и вытекания. Кольцо лабиринта приварено к оси катка. Каток с наружной амортизацией может иметь также литые диски, отлитые заодно со ступицей. Каток с внутренней амортизацией 3 (см. рис. 125) имеет ступицу 9, один средний диск 10, два диска с ободом 11 и два крайних диска 12. Все диски имеют на торцовых поверхностях кольцевые выточки под резиновые кольца-амортизаторы 13. Средний диск приваривают к ступице посредине. По обе стороны от него ставят по одному диску с ободами и по одному крайнему диску. Диски с ободами не касаются ступицы. От перемещения их удерживают резиновые кольца-амортизаторы. Крайние диски сидят на ступице свободно. Диски с вложенными между ними амортизаторами обжимают под прессом, после чего в выточки ступицы и крайних дисков вкладывают стопорные полукольца 14, удерживающие диски на ступице,
Рис. 135. Опорный каток с наружной амортизацией: 1— ступица; 2— диск; 3— обрезиненный обод; 4— стяжной болт; 5— резиновая шина; 6— стяжной болт дисков; 7— распорная втулка: 8— шарикоподшипник; 9— крышка лабиринтового уплотнения; 10— кольцо лабиринта; 11— броневой колпак; 12— ось катка; 13— распорная втулка; 14— корончатая гайка Колёса всех типов в сборе полностью взаимозаменяемы. Собранный опорный каток надевают на ось 12 (см. рис. 135) впрессованную в балансир, до плотного упора торца внутренней обоймы шарикоподшипника 8 в бурт оси. На оси каток крепят гайкой, упирающейся в торец внутреннего кольца подшипника. Гайку заворачивают до плотного упора после чего для обеспечения осевого люфта в подшипниках гайку отпускают на один...два паза под шплинт и зашплинтовывают. С наружной стороны к ступице крепят болтами броневой колпак 11. Опорные катки с подвеской связывают балансирами с запрессованными в них осями. Балансиры передних катков отличаются от остальных (рис. 136), Ось балансира переднего катка опирается на две втулки, запрессованные в кронштейн корпуса 1. Смазку передней втулки осуществляют снаружи танка через отверстие в торце оси балансира 3 (отверстие закрыто ввёрнутой пробкой), а задней втулки — изнутри танка через маслёнку, ввёрнутую в крышку торца кронштейна 4. На оси балансира имеются шлицы, на которые насажен рычаг 5, соединяющий балансир с подвеской. Для правильной постановки рычага на ось в неё ввёртывают установочный винт, заходящий в контрольный паз на шлицах рычага В кронштейне, приваренном к корпусу, имеется вырез для прохода рычага. Конец рычага соединён с подвеской. От осевых смещений балансир переднего катка, удерживает навёрнутая на его ось гайка 6, которая упирается в торец рычага (противоположный торец рычага упирается в кольцо 7, установленное между рычагом и кронштейном). Ряд заводов выпускает балансиры передних катков отштампованными заодно с их осью (см. рис. 137). В балансиры остальных катков (см. рис. 125) запрессованы ось катка 15, ось балансира 16 и цапфа 17, служащая для соединения балансира с подвеской. Оси балансиров этих катков опираются также на две втулки 18 и 19, запрессованные в кронштейн. Смазка втулок осуществляется через отверстия, имеющиеся в балансирах с наружного торца оси балансира. Отверстия закрыты ввёрнутой пробкой 20. В балансирах 21 всех катков, кроме переднего, на головке выфрезерован со стороны оси паз, в который заходит укреплённая на корпусе болтами 23 планка 22, удерживающая балансир от осевых смещений.
Рис. 136. Балансир и подвеска переднего опорного катка: 1— передний кронштейн; 2— передняя втулка; 3— балансир; 4— крышка переднего кронштейна; 5— рычаг балансира, 6— гайка рычага; 7— кольцо; 8— проставочное кольцо; 9— внутренняя пружина; 10— наружная пружина; 11— стакан подвески; 12— кольцо с цапфами, 13— опора пружин; 14— шток; 15— траверза; 16— палец траверзы; 17 — палец штока; 18— контргайка; 19— направляющая гайка штока Установка опорных катков и балансиров на танке Для установки опорных катков необходимо: 1) Установить балансиры и надеть катки в сборе на ось. 2) Отрегулировать колею. 3) Укрепить катки на оси гайкой и застопорить гайку шплинтом. 4) Привернуть к торцу ступицы катка броневой колпак. Для установки переднего балансира на танк нужно: 1) Надеть на ось балансира проставочное кольцо 8 (см. рис. 136). 2) Завести в передний кронштейн ось балансира и надеть на ось балансира последовательно: кольцо 7, рычаг 5, шайбу и гайку 6, заводя их через вырез в кронштейне. При этом внутренние зубцы 3) После отрегулировки колеи (см. ниже) затянуть гайку 6,. крепящую рычаг на оси балансира, до плотного упора и застопорить её отгибной шайбой.
Рис. 137. Передний опорный каток с балансиром: 1— гайка; 2— замковая шайба; 3— рычаг; 4— пробка отверстия для смазки; 5— балансир; 6— ось катка; 7— внутреннее кольцо лабиринтового уплотнения; 8— наружное кольцо лабиринтового уплотнения; 9— резина обода; 10— проставочное кольцо; 11— передняя труба; 12, 13— бронзовые втулки; 14— кронштейн рычага должны войти в оцепление с зубцами оси, а установочный винт— в контрольный паз рычага. При установке остальных балансиров поступают так: 1) Заполняют отверстие цапфы солидолом. 2) Вставляют в кронштейн корпуса. ось балансира 16 (см. рис. 125), направляя цапфу 17 балансира в проушину штока пружинной подвески, 3) Устанавливают на цапфу шайбу 24 и закрепляют её болтами. 4) После отрегулировки колеи закрепляют на корпусе танка болтами 23 плавки 22. Проверка установки опорных катков (регулировка колеи) При проверке установки опорных катков необходимо: 1) Натянуть нить, укрепив один конец её точно посредине направляющего колеса (между его бандажами), а другой посредине ведущего колеса (натяжения достигают применением груза, укрепляемого на конце нити). 2) Установить катки так, чтобы нить находилась посредине между внутренними торцовыми поверхностями бандажей, причём расстояние от неё до этих поверхностей должно быть не менее 24 мм, а при установке колёс с внутренней амортизацией— не менее 30 мм. Зазор между планкой, входящей в паз балансира, и приваренной к корпусу танка стойкой, образовавшейся при установке катков по струне, заполняют прокладками. Разность зазора между планкой и поверхностями паза балансира должна быть не более 1 мм. Зазор между внутренним торцом переднего балансира и торцом кронштейна заполнять проставочным кольцом так, чтобы осевое перемещение балансира находилось в пределах 0,1...1,0 мм. Осевое перемещение остальных балансиров после закрепления планок (см. рис. 125) и гайки 6 у переднего катка (см. рис. 136) должно быть в пределах 0,5...3,5 мм. Замена катков и балансиров в полевых условиях Для замены катков в полевых условиях необходимо: 1) Разъединить гусеницу. 2) Вырыть под катком яму такой глубины, чтобы опущенный в неё каток находился на весу. Если яму вырыть нельзя, то, чтобы опорный каток оказался на весу, нужно поднять балансир домкратом. 3) Освободить заменяемое колесо от гусеницы. 4) Снять броневой колпак 11 (см. рис. 135), расшплинтовав и отвернув гайку 14. 5) Снять заменяемый опорный каток. Для замены балансира в полевых условиях необходимо снять опорный каток заменяемого балансира. Замену балансира переднего опорного катка производить так.: 1) Расшплинтоватъ и вынуть палец, соединяющий шток подвески с рычагом 5 (см. рис. 136). 2) Расшплинтовать и отвернуть гайку 6, крепящую рычаг на оси балансира. 3) Снять заменяемый балансир. Замену балансиров 2, 3, 4 и 5-го опорных катков производят в такой последовательности: 1) Снять шайбу 24 (см. рис. 125), укреплённую болтами на торце цапфы балансира 17. 2) Отвернуть болты и снять планку 22, укреплённую на корпусе. 3) Снять заменяемый балансир. Перед снятием балансиров 4-го и 5-го опорных катков нужно предварительно снять впереди стоящие опорные катки. Уход за движителем Движитель танка изнашивается сравнительно быстро, поэтому уход за ним должен быть особенно тщательным. Прежде всего требуется регулярно проверять путём наружного осмотра всю ходовую часть, периодически смазывать подшипники и втулки осей балансиров (см. таблицу смазки) и постоянно наблюдать за натяжением гусеницы, от правильности которого в значительной мере зависит работа, ходовой часом танка. При нормально натянутой гусенице её верхняя ветвь должна лежать средней частью на опорных катках без провисаний. Однако степень необходимого натяжения у гусеницы определяют, исходя из характера пути. При движении танка по хорошим шоссейным и гудронированным дорогам натяжение должно быть несколько больше обычного (нормального) при движении же по песчаным и грязным дорогам — меньше нормального. При этом следует помнить, что чрезмерное натяжение гусениц приводит к преждевременному износу движителя, а иногда и к разрушению проушин траков, а также деталей направляющего колеса, бортовой передачи и ведущего колеса. Но и чрезмерное ослабление гусеницы также может привести при поворотах танка как на асфальтированных или булыжных так и на мягких грунтах к разрушению узлов ходовой системы (вследствие возможного заклинивания гусеницы на ведущем колесе). При подготовке танка к выезду водитель обязательно должен проверять состояние траков и при обнаружении траков, имеющих обрыв проушин или трещины, заменять их новыми (исправными). В случае выхода из строя проушин и пальцев трака, когда уже нельзя произвести натяжение гусеницы при помощи кривошипа направляющего колеса, нужно удалить из гусеничной цепи один трак с гребнем и один трак без гребня. Эксплуатация гусеницы возможна и с 70 траками. Дальнейшее же уменьшение числа траков не разрешается. Если траков осталось меньше 70, необходимо заменить изношенную гусеницу новой. Увеличение проходимости танка Для увеличения проходимости танка по болотистым грунтам и глубокому снегу уширяют гусеницу. Делается это так: 1) Трак с гребнем оставляется без изменения. 2) Трак без гребня смещается на две проушины в сторону от корпуса. 3) Пространства между освободившимися проушинами гребневым траков заполняются укороченными половинками траков, изготовленными из плоских или гребневых траков. 4) Траки перебранной таким образом гусеницы соединяются нормальными пальцами, забиваемыми со стороны вложенным половинок (т.е. со стороны, обращенной к корпусу). Всего для уширения гусеницы разрезается 36 плоских или гребневых траков, которые берут из запаса или из старой гусеницы, причём из плоского трака вырезается участок, заключённый между 2-й и 3-й проушинами, а из гребневого трака — 3-ю проушину вместе с гребнем, получая таким образом по две укороченные половинки трака с двумя проушинами каждая. Уширять гусеницу рекомендуется только в том случае, если движение по местности с нормальной гусеницей действительно невозможно или затруднительно. Подробные указания об уширениях гусениц даны в специальной инструкции. ПОДВЕСКА Назначение и устройство подвески Подвеской танка называется система механизмов и деталей, связывающих корпус танка с опорными катками. Основное назначение подвески — смягчение ударов, передаваемых на танк при движении, и равномерное распределение веса танка на гусеницу. Как указывалось, каждый из десяти опорных катков самостоятельно связан с корпусом танка своей наклонной пружинной подвеской. Такая подвеска называется индивидуальной, или независимой (рис. 138, 139, 140 и 141). Подвески передних опорных катков (рис. 138 и 139) расположены внутри носовой части корпуса и ограждены специальными щитками. Подвеска переднего катка (см. рис. 136) состоит из двух винтовых пружин — внутренней 9 и наружной 10; стакана 11 с приваренным к нему кольцом 12, имеющим цапфы; опоры пружин 13; штока 14; траверз 15 и пальцев 16, при помощи которых подвеску крепят к корпусу танка. Пальцы траверз стопорятся крышками, укреплёнными двумя болтами. Шток проходит внутри пружин и в стакане 11. Нижний конец штока выполнен заодно с проушиной, в которую входит палец 17, соединяющий шток с рычагом балансира 5. Вверху проушина имеет кольцевую опорную площадку для внутренней пружины. На эту же площадку устанавливают опору 13 наружной пружины. На верхний конец штока навинчивают до упора, направляющую цилиндрическую гайку 19 и стопорят её контргайкой 18. При движении танка передний опорный каток передаёт толчки и усилия пружинам. При этом верхний конец штока скользит по втулке, впрессованной в нижнюю часть стакана, а цилиндрическая направляющая гайка — по внутренней поверхности стакана. Подвески всех остальных опорных катков расположены внутри корпуса танка в специальных шахтах наклонно. В отличие от подвески передних опорных катков подвески 2, 3, 4 и 5-го опорных катков имеют винтовые пружины 25 (рис. 125), расположенные одна над другой, и соответственно удлинённый шток 26 с гайкой 27, навёрнутой на его конец. Шток посредством проушины соединён с цапфой балансира 17. Для удержания штока на цапфе балансира при работе подвески на торце цапфы укреплена двумя болтами шайба 24. Пальцы траверз 28 стопорятся шплинтом. Верхний открытый конец стакана защищён от пыли и грязи чехлом 29. Чехол 3-го опорного катка отличается своей формой от чехлов 2, 4 и 5-го опорных катков. Все остальные детали 2, 3, 4 и 5-го опорных катков полностью взаимозаменяемы. Отдельные детали передних подвесок, как например, втулки, траверзы, кольца с цапфами, пальцы траверз и стопорные винты втулок, также взаимозаменяемы с деталями подвесок остальных опорных катков. На рис. 140 показан общий вид подвески 2, 3, 4 и 5-го опорных катков а на рис. 141 вид этой подвески в разрезе.
Рис. 138. Общий вид передней подвески в сборе; 1— шток с проушиной; 2— наружная пружина; 3— внутренняя пружина; 4— опора наружной пружины; 5— регулировочный стакан. Рис. 139. Передняя подвеска (в разрезе): 1— шток, 2— наружная пружина; 3— внутренняя пружина; 4— опора наружной пружины; 5— регулировочный стакан; 6— регулировочная гайка: 7— гайка; 8— буфер; 9— траверза; 10— пальцы траверз; 11— контргайка; 12— проушина штока; 13— палец; 14— направляющее кольцо; 15— направляющая втулка Рис. 140. Общий вид подвески 2, 3, 4 и 5-го опорных катков 1— шток с проушиной; 2— пружина;3— регулировочный стакан; 4— направляющая втулка, 5— втулка проушины
Рис. 141. Подвеска 2, 3, 4 и 5-го опорных катков (в разрезе) 1— шток; 2— пружины; 3— регулировочный стакан; 4— регулировочная гайка, 5— гайка штока; 6— направляющая втулка пружины; 7— траверза, 8— пальцы траверз; 9— шайба; 10— кольцо; 11— направляющая втулка штока, 12— заглушка Замена подвесок в полевых условиях Для замены подвесок любого опорного катка необходимо снять колесо с балансиром. Для замены подвесок передних катков нужно: 1) Снять щиток ограждения подвески. 2) Отъединить шток 14 (см. рис. 136) подвески от рычага 5. 3) Снять крышки, стопорящие пальцы траверз. 4) Вынуть пальцы траверз, ввернув болты в резьбовые отверстия, расположенные на торцах пальцев 16. 5) Снять подвеску, натравляя траверзы 15 между планками корпуса. Для замены подвесок 2, 3, 4 и 5-го опорных катков требуется: 1) Для замены подвесок 2-го и 3-го опорных катков снять лючки шахт; для замены подвесок 4-го и 5-го опорных катков снять колпак над радиатором и часть крыши. 2) Отсоединить чехлы 29 (см. рис. 125) от стаканов. 3) Отвернуть болты, крепящие шайбу к цапфе балансира, и вывести цапфу 17 из проушины штока. 4) Снять шплинты, находящиеся в банках, вваренных в верхнюю часть шахты, и, вворачивая болты в резьбовые отверстия пальцев траверз, вынуть пальцы 28. 5) Снять подвеску, обхватив тросом или канатом стакан ниже цапф или крючок, ввёрнутый в резьбовое отверстие на торце штока. При снятии подвески поддерживать траверзы 30, направляя их между бонками корпуса, в которые проходят пальцы траверз.
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ