ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА Стартер СТ-700 Электростартер марки СТ-700 (рис. 148) предназначен для запуска двигателя. Он представяет собой сериесный электромотор постояннного тока, рассчитанный на кратковременную работу. Стартер снабжён специальным приводным механизмом и реле РСТ-334, которое посредством рычажной вилки вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика во время запуска двигателя. Реле привода РСТ-334 закреплено непосредственно на корпусе стартера и является неотъемлемой частью стартера.
Рис. 148. Общий вид стартера СТ-700: 1— корпус стартера; 2— крышка со стороны привода; 3— крышка со стороны коллектора; 4— хвостовик (шестерня); 5— реле привода РСТ-334; 6— кожух рычага привода; 7— соединительный провод (шина), соединяющий реле привода с мотором стартера; 8— выводной болт реле привода; 9— выводной болт мотора стартера; 10— защитная лента Включение стартера дистанционное. Включение производят при помощи пусковой кнопки и пускового реле РС-400 или РС-371, смонтированных в танке отдельно от стартера. Мощность стартера 15 л.с. Номинальное напряжение 24 В Направление вращения якоря— левое, если смотреть со стороны привода. Число зубьев шестерен 10 Модуль шестерён 4,5 (зуб коррегированный) Вес стартера 45 кг Момент, на который отрегулирована фрикционная муфта 24...28 кг Стартер выполнен применительно для работы при однопроводной системе питания. Устройство стартера Состоит стартер из следующих основных частей (рис. 149): · корпуса в сборе с полюсами; · якоря в сборе с коллектором; · крышки со стороны коллектора с траверзой; · крышки со стороны привода; · приводного механизма, состоящего из шестерни, фрикционной муфты, свободного хода и поводковой рычажной системы; · электромагнитного реле привода РСТ-334. Корпус стартера Корпус стартера представляет собой цилиндр из мягкой стали, в котором изнутри прикреплено четыре полюса. Полюса набраны в пакет из стальных пластин, склёпанных четырьмя заклёпками. На полюсах помещены катушки возбуждения 8 (рис. 150) из шинной меди. На корпусе расположен выводной болт 9, соединённый с катушками возбуждения. Две левые катушки, так же как и две правые, соединены одна с другой последовательно, а обе пары катушек присоединены к выводному болту параллельно. Вторые концы катушек присоединены через плюсовые щётки, обмотку якоря и минусовые щётки к массе. Якорь стартера Якорь 23 (см. рис. 149) состоит из пакета пластин из листовой стали, имеющего 27 полузакрытых пазов и напрессованного на вал. В пазы заложены секции из шинной меди, изолированные от стенок паза и одна от другой изоляционными прокладками. На лобовые части надеты бандажи 24. На вал насажен коллектор 25 с 27 коллекторными пластинами, изолированными одна от другой и от стягивающих стальных колец миканитовой изоляцией. Нажимные кольца затянуты гайкой. Коллектор напрессован на вал. Секции якоря спаяны с петушками коллектора.
Рис. 149. Продольный разрез стартера СТ-700: 1— болт крепления якоря во внутренней обойме шарикоподшипника со стороны коллектора, 2— стяжная шпилька крышек стартера; 3— крышка со стороны коллектора, 4— щетки; 5— защитная лента коллектора; 6— резиновый защитный колпачок; 7— крышка реле привода; 8— реле привода; 9— якорь реле привода; 10— стопор якоря, 11— серьга; 12— защитный кожух серьги; 13— рычажная вилка привода; 14— ось вилки, 15— крышка со стороны привода; 16— шестерня стартера; 17— пробка шестерни; 18— бронзовые втулки, запрессованные в хвостовике шестерни; 19— двухрядный шарикоподшипник; 20— поводковый шарикоподшипник; 21— фрикционная муфта в сборе;22— полюсный наконечник; 23— якорь стартера; 24— бандаж обмотки якоря; 25— коллектор; 26— шарикоподшипник; 27— буферная пружина; 28— гарантийные шайбы; 29— ведущий диск муфты; 30— пружина предварительного сжатия дисков; 31— ведущая чашка фрикциона; 32— упорное кольцо; 33— ведомый диск муфты; 34— бронзовая гайка; 35— обмотка реле; 36— поперечный штифт; 37— круглая гайка; 38— шток; 39— возвратная пружина; 40— гайка; 41— неподвижный контакт;42— буферная пружина; 43— латунная шайба; 44— втулка; 45— подвижный контакт; 46— неподвижная стопа. Крышки стартера С внутренней стороны крышки коллектора (см. рис. 149) укреплена траверза с четырьмя щёткодержателями и спиральными нажимными пружинами. Одна пара щёток 4 изолировала от массы. При сборке стартера её присоединяют к выводам от катушек возбуждения. Другая пара щёток замкнута через траверзу на массу. В крышку запрессован шарикоподшипник 26. В крышке со стороны привода стартера 15 помещено два двухрядных сферических шарикоподшипника 19 для опоры хвостовика шестерни 16. Внутри хвостовика шестерни запрессованы две втулки 18 для опоры конца якоря. В верхней части крышки имеется отлитый заодно с крышкой патрубок с квадратным отверстием, через который проходит рычажная вилка 13 включения привода, укреплённая на оси 14. На этой же оси помещена возвратная пружина привода, одним концом упирающаяся в рычажную вилку. Муфта свободного хода Фрикционная муфта свободного хода 21 (см. рис. 149) служит для отъединения якоря стартера от шестерни после начала работы двигателя. Муфта состоит из пакета фрикционных дисков: четырёх ведущих 29 с наружными выступами и пяти ведомых 33 с внутренними выступами. Ведущие диски входят своими выступами в пазы ведущей фрикционной чашки 31; ведомые же диски входят выступами в пазы бронзовой зажимной гайки 34, имеющей буртик. Эта гайка передвигается по трёхзаходной червячной резьбе с крупным шагом, нарезанной на хвостовике шестерни 16. Ведущая фрикционная чашка передвигается вдоль конца вала якоря по его продольным шлицам. Внутри чашка имеет буртик, в который упираются пружинные (гарантийные) шайбы 28. Между пружинными шайбами и пакетом фрикционных дисков 29 помещается упорное кольцо 32, имеющее по наружному диаметру буртик, которым кольцо упирается в пружинные шайбы. Пакет фрикционных дисков сжимает (через буртик червячной гайки) пружина 30, называемая пружиной предварительного сжатия дисков. Для заклинивания муфты привода при рабочем ходе стартера и для расцепления её10 резьба на хвостовике шестерня и червячной гайке имеет такое направление, что при торможении шестерни гайка свинчивается с её хвостовика по косым шлицам, и бурт гайки зажимает пакет фрикционных дисков.
Рис. 150. Принпипиальная схема включения стартера СТ-700: 1— неподвижный контакт; 2— подвижный контакт; 3— сериесная обмотка реле привода; 4— шунтовая обмотка реле привода; 5— якорь реле привода; 6— валик рычага включения стартера; 7— рычажная вилка привода; 8— катушка возбуждения; 9— выводной болт Чем больше маховик сопротивляется проворачиванию его стартером, тем сильнее сжимаются фрикционные диски и, следовательно, тем большим становится трение между ними, что и обеспечивает передачу крутящего момента к маховику без пробуксовки. Если двигатель заведен и начал вращать шестерню стартера, то бронзовая гайка навинчивается на хвостовик шестерни по косым шлицам11, и диски расцепляются. Таким образом, стартер может вращать маховик, а маховик не может вращать якорь стартера. Для предохранения стартера от перегрузок, а его деталей от поломки имеется специальный предохранитель в виде пружинных (гарантийных) шайб 28, входящих в фрикционную муфту привода. Предохранение обеспечивается тем, что сжимаемый пакет фрикционных дисков через буртик упорного кольца действует на пружинные шайбы, которые при чрезмерном возрастании нагрузки изгибаются таким образом, что торец бронзовой червячной гайки упирается непосредственно в пружинные шайбы и через них в буртик ведущей фрикционной чашки. Как только гайка получит жёсткий упор, сжатие пакета фрикционных дисков превращается. При дальнейшем возрастании нагрузки начнётся пробуксовка фрикционных дисков, которые будут сжаты только силой пружинных шайб и смогут передать на якорьки стартера лишь вполне определенный момент. Регулировка муфты на момент, при котором должна начаться пробуксовка дисков, производится посредством набора регулировочных шайб, вкладываемых между пакетом дисков и упорным кольцом. Для 10 Для свободного проворачивания хвостовика относительно якоря после запуска двигателя. 11 Вследствие легкого трения между ведомыми и ведущими дисками под действием пружины предварительного сжатия обеспечения стабильности момента пробуксовки смазывают диски муфты смазкой НК-50 (минеральное авиамасло, загущенное натриевыми солями жирных кислот с масляным графитом) Реле привода РСТ-334 Реле привода служит для ввода шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика и автоматического включения стартера на полное напряжение батареи. Устройство и работа реле привода, После включения пускового реле электрический ток проходит через неподвижный контакт 41 (см. рис. 149) в сериесную и шунтовую обмотки реле 35. Якорь реле 9 под действием магнитного поля этих обмоток втягивается внутрь катушки и притягивается к неподвижной стопе 46. При этом он через поперечный штифт 36 начинает нажимать на круглую гайку 37, в которой укреплён шток 38. Шток в свою очередь начинает сжимать через гайку 40 возвратную пружину 39. В то же время круглая гайка 37 нажимает через буферную пружину 42 и тонкую латунную шайбу 43 на втулку 44, на которой помещён подвижный контакт 45. При движении якоря реле и вместе с ним штока буферная пружина, нажимая на втулку через шайбу, стремится двигать её вместе с якорем реле, однако вследствие магнитного притяжения втулки к якорю втулка не будет двигаться до тех нор, пока на неё не начнёт нажимать непосредственно якорь реле. Следовательно, буферная пружина будет сжиматься силой магнитного притяжения втулки к якорю. При нажатии якоря реле непосредственно на втулку последняя двигается вместе с якорем, причем подвижный контакт, помещённый на втулке, также двигается, приближаясь к неподвижным контактам. В момент упора якоря в стопу неподвижный контакт 41 ещё не замкнётся подвижным контактам 45, но магнитный поток уже начнёт проходить главным образом из якоря в стопу, и магнитное притяжение втулки к якорю ослабнет. Под действием буферной пружины, а также вследствие ослабления силы магнитного притяжения втулки к стопе втулка оторвётся от якоря и подвижный контакт замкнёт неподвижные контакты (прижимание подвижного контакта произойдёт за счет силы буферной пружины). Такая конструкция реле привода обеспечивает автоматическое переключение стартера на полное напряжение батареи только после полного хода якоря реле, т.е. после полного сцепления шестерни стартера с венцом маховика. После выключения пускового реле все части реле привода возвратятся в исходное положение под действием возвратной пружины 39 привода. Пусковое реле РС-400 Пусковое реле предназначено для включения стартера на аккумуляторную батарею во время запуска двигателя и рассчитано на кратковременную работу. При замыкании пусковой кнопки на щитке механика- водителя обмотка реле включается на аккумуляторную батарею. Якорь реле втягивается внутрь электромагнитной катушки к неподвижно укреплённой в ней стопе 5 (рис. 151), преодолевая силу возвратной пружины 9. Вместе с якорем начинает двигаться связанный с ним суппорт с подвижными контактами, приближаясь к неподвижным контактам. С момента касания подвижных контактов с неподвижными движению якоря будут противодействовать, кроме возвратной пружины 9, также четыре буферные пружины 10, укреплённые на осях подвижных контактов, так как после соприкосновения контактов между собой подвижные контакты начнут поворачиваться на своих осях, сжимая буферные пружины. При этом подвижные контакты будут перекатываться по поверхности неподвижных контактов, пока якорь реле не упрётся в стопу 5. Выключение реле происходит в обратной последовательности. Такая контактная система уменьшает подгорание рабочих поверхностей контактов. Применявшееся до недавнего времени пусковое реле РС-371 имеет большие вес и габариты, явно уступая новой конструкции реле. Кроме того, оно менее надёжно в работе, чем реле РС-400. В настоящее время реле РС-371 не изготовляют.
Рис. 151. Пусковое реле РС-400: 1— корпус; 2— электромагнит; 3— суппорт; 4— передняя крышка; 5— стопа; 6— неподвижные контакты; 7— подвижные контакты; 8— якорек; 9— возвратная пружина; 10— буферная пружина; 11— пружина дополнительного хода; 12— передняя защитная крышка; 13— задняя крышка Работа стартера При замыкании пусковой кнопки на щитке механика-водителя ток из аккумуляторной батареи проходит в обмотку пускового реле РС-400 по следующей цепи (см. рис. 142): от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи на центральный болт блока защиты аккумуляторов 40 А, предохранитель 40 А, клемму №6 щитка механика-водителя, амперметр, пусковую кнопку, предохранитель 20 А на щитке электроприборов, клемму№4 щитка, кнопку стартера, первый зажим пускового реле, через обмотку пускового реле и второй его зажим на клемму «К» и клемму «+Я» реле-регулятора, через переходную коробку и клемму «+Я», положительные щётки, обмотку генератора, отрицательные щётки, корпус танка и через выключатель массы на минусовый зажим аккумуляторной батареи. Указанная 24-вольтовая электрическая цепь называется цепью питания пускового реле стартера. Пропуск тока через контакты «К» и «+ Я» реле-регулятора объясняется исключительно тем, что тут преследовалось удобство монтажа проводов. Пропуск же тока через генератор произведён для обеспечения автоматического выключения стартера воздействием напряжения генератора на обмотку реле РС-400 после запуска двигателя при задержке нажатия пусковой кнопки. Под действием тока, протекающего в обмотке пускового реле по этой цепи, контактная система реле замыкается, пропуская ток от плюсовой клеммы батареи по толстому проводу в стартер, т.е. на клемму реле привода, к которой присоединены начала сериесной и шунтовой обмоток реле. Отсюда ток проходит (рис. 152) по одному пути через сериесную толстую обмотку реле в обмотку стартера и на массу и одновременно по другому пути через тонкую шунтовую обмотку непосредственно на массу. Следовательно, стартер через сериесную обмотку реле привода оказывается приключённым к батарее. Под действием магнитного потока, создаваемого в основном сериесной обмоткой 3 реле привода, якорь реле 5, преодолевая силу возвратной пружины 6, втягивается и при помощи рычажной вилки 7 передвигает привод вдоль шлицованного вала якоря стартера в направлении к зубчатому венцу маховика двигателя. Одновременно ток, проходящий последовательно через сериесную обмотку реле 3 в стартер, заставляет якорь стартера вместе с приводом медленно вращаться. Таким образом, привод получает два движения: поступательное и медленное вращательное. В результате этих двух движений привода обеспечивается плавное сцепление приводной шестерни стартера с венцом маховика.
Рис. 152. Принципиальная схема включения стартера СТ-700: 1— неподвижный контакт; 2— подвижный контакт; 3— сериесная обмотка реле привода; 4— шунтовая обмотка реле; 5— якорь реле привода; 6— возвратная пружина привода стартера; 7— рычажная вилка привода Сопротивление сериесной обмотки реле и сила тяги реле должны быть такими, чтобы в случае упора зубцов шестерни в зубцы маховика торцами вращающий момент стартера был достаточным для провёртывания приводной шестерни. Когда шестерня привода стартера войдёт в полное сцепление с венцом маховика (в конце хода якоря 5), подвижный контакт реле 2 замкнёт два неподвижных контакта 1, вследствие чего стартер автоматически включится на полное напряжение аккумуляторной батареи (минуя сериесную обмотку 3 реле). С этого момента стартер, развивая полный крутящий момент, начнёт вращать маховик двигателя. Фрикционная муфта свободного хода при этом заклинится бронзовой гайкой 34 (см. рис. 149) с трёхзаходной червячной нарезкой. При передаче усилий от якоря стартера к маховику гайка сожмёт пакет фрикционных дисков и тем самым обеспечит передачу крутящего момента от стартера к маховику. При замыкании контактов реле 1 (см. рис. 152) сериесная обмотка реле закорачивается, и электрический ток в ней исчезает. Шунтовая обмотка остаётся включённой на полное напряжение аккумуляторной батареи и удерживает якорь реле, а вместе с ним и весь привод во включённом положении. Как только двигатель начнёт работать, направление усилий в муфте изменится на обратное, так как теперь уже двигатель начнёт вращать вал стартера и притом с очень большим числом оборотов (до 25 000...29 000 об/мин). В результате произойдёт расцепление дисков фрикционной муфты (свободный ход). Выход шестерни стартера из зацепления с маховиком в описываемом стартере происходит только после разрыва электрической цепи, т.е. после отключения стартера от аккумуляторной батареи при размыкании контактов пускового реле. Пусковое реле механик-водитель должен выключать сразу же после запуска двигателя. Возвращение шестерни и всего приводного механизма стартера в исходное положение после исчезновения тока в реле привода производится возвратной пружиной привода стартера. Автоматическое выключение стартера Для предохранения стартера от разноса при задержке нажатия на пусковую кнопку и для устранения включения стартера при работающем двигателе от случайного нажатия пусковой кнопки предусмотрено автоматическое выключение стартера. Такое выключение стартера достигается тем, что обмотка пускового реле включена между аккумуляторными батареями и клеммой "+ Я" генератора и после запуска двигателя находится не под полным напряжением аккумуляторов, а под разностью напряжений аккумуляторов и генератора. Сразу же после запуска двигателя обороты генератора резко возрастают, напряжение его также возрастает и достигает величины, приближающейся к величине напряжения аккумуляторов. В результате этого ток в обмотке пускового реле, создающийся разностью напряжений, уменьшается. Магнитный поток обмотки и сила притяжения сердечника пускового реле также уменьшаются. Возвратная пружина реле преодолевает уменьшенное магнитное притяжение и размыкает контакты реле, пропускающие электрический ток от аккумуляторов к стартеру. Из сказанного ясно, что стартер будет выключен даже в том случае, если механик-водитель своевременно не прекратит нажатия на пусковую кнопку. При случайном нажатии пусковой кнопки на щитке механика-водителя во время работы двигателя включения стартера не произойдёт, так как напряжение на выводных клеммах обмотки пускового реле будет весьма малым (оно не сможет обеспечить достаточно мощного магнитного потока), и контакты реле не включатся. Регулировка стартера. Разбирать, собирать и регулировать СТ-700 разрешается лишь квалифицированному персоналу и только в ремонтной мастерской. Для регулировки привода разбирают муфту и промывает детали, причём все фрикционные диски во время производимой затем сборки обязательно смазывают лёгким слоем графитной или другой консистентной смазки. Собрав муфту, проверяют её на пробуксовку. Для проверки зажимают в тиски старый, негодный якорь стартера СТ-700, на его шлицы надевают собранную муфту и к шестерне через плотно закреплённый рычаг (длиной в 1 м) прикладывают груз. Если пробуксовка муфты будет начинаться при грузе менее 24 кг, то разбирают муфту и подкладывают между нажимным (упорным) кольцом и пакетом фрикционных дисков одну или несколько тонких регулировочных шайб (из запасных частей), добиваясь нормальных показателей. Применять для этого новый якорь нельзя, так как при зажиме якорь повреждается. Сборку стартера производят в обратном порядке. При сборке необходимо следить за тем, чтобы привод свободно двигался по шлицам вала, а якорь свободно вращался в подшипниках. Перед сборкой нужно протереть шейки вала чистой тряпкой и смазать их авиамаслом. При сборке необходимо проверять стартер на холостой ход. Потребляемый стартером ток холостого хода должен быть не более 115 А при 24 В, а обороты стартера не менее 5500 об/мин. При сборке реле привода полный ход якоря реле регулируют в следующем порядке: а) вдвигают якорь 9 (см. рис. 149) реле до упора и на поверхность его наносят риску А; б) выдвигают якорь реле на 14...15 мм и наносят вторую риску Б; в) оставив якорь неподвижным, ослабляют стопорный винт 10 в теле якоря и отвёртывают или завёртывают болт серьги 11 до тех пор, пока не удастся соединить серьгу с рычагом привода посредством штифта (штифт должен касаться края прорези рычага); г) закрепляют стопорный винт 10 в теле якоря и заливают его быстросохнущей замазкой. Установка стартера и пускового реле в танке Стартер устанавливается (рис. 153) в ложе 4 на коробке перемены передач. Это ложе имеет установочный штифт 3, который при правильной установке должен войти в шлицу на корпусе стартера. В осевом направлении стартер закрепляется так, что между торцом шестерни стартера и торцом зубчатки маховика образуется зазор в пределах 4...4,5 мм. Зазор проверяют щупом. По высоте стартер должен быть установлен с таким расчётом, чтобы при сцеплении шестерни привода с венцом маховика боковой зазор между зубцами шестерён был в пределах 0,6...0,8 мм. Зазор регулируется прокладками 5, внося их под ложе стартера, а измеряют зазор при помощи свинцовых пластинок. При установке в танке новой коробки перемены передач или нового стартерного ложа необходимо после проверки указанных зазоров снять с танка стартер, затем рассверлить в ложе, не снимая его, два отверстия для призонных болтов 6. Эти два отверстия рассверливаются так, чтобы сверло проходило через тело площадки коробки перемены передач. После этого развёртывают отверстия развёрткой и, вставив в них призонные болты, затягивают болты гайкой. Затянув болты, жёстко закрепляют стартер стяжными лентами 2, проверяют крепление поддерживающего кронштейна 1 и на кронштейне, приваренном к штампованной крышке шестерни заднего хода коробки перемены передач, устанавливают пусковое реле, которое крепят двумя болтами. Проделав все это, присоединяют приводы к стартеру и пусковому реле согласно схеме (см. рис. 150).
Рис. 153. Установка стартера СТ-700: 1— поддерживающие кронштейны; 2— стяжные ленты; 3— установочный штифт; 4— ложе (подушка), 6— установочные прокладки; 6— призонный болт Уход за стартером в условиях эксплуатации При уходе за стартером необходимо: 1. Поддерживать в исправном состоянии подводящие провода, пусковое реле, аккумуляторные батареи, периодически проверять прочность крепления проводов к выводным болтам, прочность крепления стартера к подушке, а также установочные зазоры. 2. Через 50...60 моточасов смазывать подшипники со стороны привода, для чего, отвернув болт, закрывающий отверстие маслёнки в крышке со стороны привода, залить в них до 20 капель (не больше) авиамасла МК или МЗ. 3. Производить осмотр коллектора и щёток не реже одного раза в три месяца и продувать коллектор и щёткодержатели воздухом (мехами) для удаления щеточной пыли. При загрязнении коллектора протереть его чистой тряпкой, смоченной в бензине, и проверить прилегание щёток к коллектору. В случае большого подгара коллектора зачистить его стеклянной шкуркой 00. После зачистки протереть коллектор тряпкой, слегка смоченной в бензине. 4. Не реже одного раза в месяц или сразу же после 50-часовой работы двигателя осмотреть контакты пускового реле РС-400. При обнаружении подгара контактов реле зачистить места подгара стеклянной шкуркой 00. При зачистке контактов снимать только выступы от подгара, не нарушая плоскости неподвижных контактов и радиуса подвижных контактов реле. После зачистки удалить металлическую пыль. Для осмотра и зачистки контактов снимать реле с посадочного места и открывать крышку с выводными болтами (отвернуть отвёрткой четыре болта). Предостережение. Запрещается пользоваться при запуске двигателя сильно разряженными аккумуляторными батареями, так как это может привести к аварии стартера (вследствие приваривания контактов пускового реле РС-400). Приваривание контактов реле чаще всего наблюдается в тех случаях, если они подгорели или перекошены. Дело в том, что напряжение полного замыкания контактов при подгоревшей (негладкой) поверхности контактов реле увеличивается, так как затрудняется катание подвижных контактов по неподвижным во время включения (из-за повышенного трения). Вследствие этого электромагнитная сила, создаваемая обмоткой реле РС, во время включения стартера (особенно при низком напряжении из-за разряженных аккумуляторных батарей) оказываемая недостаточной для полного сжатия всех пружин реле, а также преодоления трения скольжения контактов, в результате чего контакты остаются плохо прижатыми. Неполное же замыкание контактов или плохое прилегание их во время полного замыкания приводит обычно к привариванию контактов. При этих условиях после выключения обмотки реле РС-400 сила упругости пружин (неполностью сжатых) окажется недостаточной для разрыва сваренных контактов реле, и они останутся замкнутыми. А при замкнутых контактах реле шестерня стартера не выйдет из зацепления маховика после запуска двигателя, что и приведёт к разрушению якоря стартера (разносу). Если стартер не заведёт двигателя и контакты реле будут замкнуты, то при заводке двигателя другими способами (сжатым воздухом или буксиром) стартер также будет разрушен. При обнаружении приваривания контактов реле РС нужно немедленно выключить выключатель массы и устранить обнаруженные неисправности. Неисправности стартера, их причины и способы устранения Неисправность Причина Способ устранения Якорь стартера вращается, шестерня стартера вошла в зацепление с венцом маховика, но коленчатый вал двигателя не проворачивается (слышен звук работающего стартера). Пробуксовывают диски фрикциона в муфте привода стартера Отправить стартер в мастерскую. Отрегулировать муфту сцепления и устранить обнаруженные после разборки неисправности. Якорь стартера не вращается, но шестерня вошла в зацепление с венцом маховика. Ослабло крепление перемычки на реле привода РСТ или на клеммовом болте корпуса стартера. Контакты реле привода РСТ не замыкаются. Проверить крепление проводов и перемычки стартера и затянуть гайки. Снять стартер и отправить в мастерскую для регулировки или ремонта. Якорь стартера заедает в корпусе из-за разноса. обмотки или коллектора. Снять стартер и отправить в мастерскую для ремонта. Якорь стартера вращается с малым числом оборотов, шестерня не выдвигается к венцу маховика. Реле РСТ сильно нагревается. Муфта привода стартера туго ходит по шлицам. вала. Заедание втулок шестерни привода на валу стартера. Снять стартер и отправить в мастерскую для ремонта. То же. Стартер завёл двигатель, но шестерня привода не вышла из зацепления с венцом маховика (слышен вой шестерни стартера, которая вращается с большим числом оборотов). Приварились контакты в пусковом реле РС. Заедание втулок шестерни привода на валу стартера из-за отсутствия смазки. Быстро выключить выключатель массы и заглушить двигатель. Снять пусковое реле РС и пусковую кнопку стартера, разобрать их и, если нужно, зачистить контакты. Проверить зарядку аккумуляторов и, если нужно, за рядить или сменить их на заряженные. Заедание муфты привода на шлицах вала стартера. Заедание зубьев шестерни привода в зубьях венца маховика вследствие неправильной установки стартера. В случае заедания при вода на валу снять стартер и отправить в мастерскую Проверить правильность установки стартера и его крепление. При многократных включениях двигатель не прокручивается Забиты зубья венца маховика. Зачистить забоины на торцах зубьев венца маховика напильником. Стартером, но слышен стук шестерни стартера о венец маховика. Низко установлен стартер или допущен перекос в установке. Подложить подкладку под ложе стартера, затянуть туго стяжные ленты и проверить зазоры Обрыв шунтовой обмотки РСТ в месте припайки к массе (частый стук шестерни при нажатой кнопке). Отправить реле РСТ в ремонтную мастерскую. Мотор поворота башни МБ-20А. Мотор типа МБ-20А (рис. 154) предназначен для вращения башни танка. Направление и скорость вращения башни регулируют при помощи реостата, смонтированного заодно с мотором. Перед пуском мотора необходимо прежде всего убедиться в том, освобождено ли стопорение башни. В исходном (нерабочем) положении рукоятка 9 реостата, при помощи которой управляют мотором, застопорена специальным фиксатором. Чтобы включить мотор, нужно нажать на кнопку фиксатора 10 и этим освободить рукоятку, а затем повернуть её. Для поворота башни вправо отводят рукоятку реостата вправо (по часовой стрелке), для поворота влево отводят рукоятку влево. Рукоятка реостата может иметь как при повороте вправо, так и при повороте влево три положения, соответствующие трём скоростям вращения мотора. Положения рукоятки не фиксируются, потому переход с одной скорости на другую при её поворачивания происходит плавно. Передаточное отношение от вала мотора к погону башни составляет 1257:1. В связи с этим число оборотов мотора и башни изменяется следующим образом: № ступеней Обороты мотора в минуту Обороты башни в минуту 1-я ступень 2-я » 3-я » 2900 4300 5800 2,3 3,4 4,6
Рис. 154. Мотор поворота башни МБ-20А: 1— корпус; 2— якорь; 3— коллектор; 4— полюсы; 5— катушка полюсов; 6— щит со стороны привода; 7— щит со стороны коллектора, 8— реостат; 9— рукоятка; 10— кнопка фиксатора; 11— щетка. Мотор потребляет различную силу тока в зависимости от наклона танка от 90 А при горизонтальном положении до 200 А и более при наклоне танка. В зависимости от угла наклона изменяется и скорость вращения башни. Предельный угол наклона танка (подъёма или крена), при котором мотор ещё вращает башню, находится в пределах 17...22° (в зависимости от состояния аккумуляторной батареи и окружающей температуры). При быстрых переменах направления вращения башни при наклонном положении танка обмотки мотора и спирали сопротивления реостата 8 сильно перегреваются вследствие большой перегрузки и могут перегореть. Поэтому в условиях трудной работы необходимо следить за тем, чтобы башня не вращалась напрасно, и время от времени делать для охлаждения мотора перерывы в её поворачивании. Мотор МБ-20А устанавливают на поворотном механизме и крепят к нему двумя стальными лентами (см. рис. 23). С валом поворотного механизма вал мотора соединяют при помощи эластичной муфты. Питание к мотору подводят от аккумуляторной батареи через вращающееся контактное устройство ВКУ. Общая электрическая цепь питания мотора поворота башни, установленного в танке (см. рис. 142), следующая: плюсовая клемма аккумуляторной батареи, центральный болт на блоке защиты аккумуляторов, предохранитель 200 А, средняя щётка ВКУ, среднее кольцо ВКУ, входная клемма мотора, обмотка мотора, корпус башни, корпус танка, выключатель массы, минусовая клемма аккумуляторной батареи. Мотор-вентилятор МВ-12 Мотор-вентилятор МВ-12 (рис. 155) предназначен для вентиляции отделения управления и боевого отделения танка главным образом при стрельбе из пушки и пулеметов. Он состоит из электромотора постоянного тока и насаженной на его вал крыльчатки. В щите со стороны коллектора укреплено четыре щёткодержателя со щётками. Для уменьшения искрообразования между щётками и коллектором, а также для уменьшения помех радиоприёму на зажимах мотора включён конденсатор. Он заделан в металлический кожух и укреплён на щите мотора со стороны коллектора. Этот щит со стороны коллектора закрыт железной крышкой 9, предохраняющей конденсатор, щётки, контакты и внутреннюю часть мотора от попадания в них пыли, масла и влаги. По окружности корпуса мотора сделана проточка для крепления хомутов, состоящих из двух половин, к которым приварено по два кронштейна с отверстиями для крепления мотора-вентилятора. На одном из кронштейнов смонтирован также тумблер для включения и выключения мотора-вентилятора. Устанавливается мотор в вентиляционном отверстии крыши башни или на моторной перегородке. Мотор- вентилятор получает питание от аккумуляторов по следующей цепи: плюсовой зажим переднего аккумулятора правой группы, минусовый зажим переднего аккумулятора левой группы, предохранитель 50 А блока защиты аккумулятора, предохранитель №7 на щитке электроприборов механика-водителя, нижняя щётка ВКУ, щиток башни, тумблер, плюсовые щётки мотора, обмотка якоря, минусовые щётки и далее по корпусу на минус аккумуляторной батареи. Примечание. Необходимо периодически осматривать коллектор, щётки и продувать сжатым воздухом или мехом скопившуюся в моторе угольную пыль. Кроме того, нужно через каждые 100 часов работы двигателя смазывать подшипники мотора-вентилятора. Делают это так: открывают крышки и закладывают в шарикоподшипники консталин.
Рис. 155. Мотор-вентилятор МВ-12: , 1— корпус; 2— полюс; 3— катушки полюсов; 4— якорь; 5— коллектор; 6— передний щит; 7— задний щит; 8— шарикоподшипники; 9— крышка; 10— втулка вывода; 11— траверза; 12— щетка. Вращающееся контактное устройство ВКУ-37Т Назначение вращающегося контактного устройства ВКУ-37Т (рис. 156) — передавать из неподвижной части танка (корпуса) во вращающуюся его часть (башню) ток от аккумуляторной батареи. Основные части ВКУ-37Т: неподвижный корпус (статор) и вращающийся ротор. На корпусе смонтированы три силовые и семь слаботочных щёток. Все они занумерованы. Соответствующий щётке зажим на панельке ротора имеет тот же номер (это сделано для облегчения присоединения к ВКУ проводов). Среднее сильноточное кольцо (щётка № 2) пропускает ток (24 В) К мотору поворота башни; нижнее сильноточное кольцо (щётка №1) пропускает ток (12 В) к потребителям тока башни. Верхнее сильноточное кольцо (щётка №3) в настоящее время не используется. В старых конструкциях оно служило для соединения корпуса башни с корпусом танка (заземляющее кольцо). Шесть малых слаботочных колец связывают аппараты переговорного устройства в башне и в корпусе танка. Щётки соединены с зажимами, смонтированными из боковой изоляционной панели. К этим зажимам присоединяются провода от потребителей электроэнергии и источников питания, размещённых в корпусе. На вращающемся роторе смонтировано три силовых и семь слаботочных колец, соединенных с зажимами на роторе. От зажимов провода выводятся сквозь пустотелую ось ротора и железную трубу. Нижним своим концом труба посажена на ось ротора, а верхним продета сквозь отверстие в поводке на погоне башни. Из верхнего конца трубы провода выводятся в башню. ВКУ-37Т устанавливается на специальном кронштейне, приваренном на полу боевого отделения. Оси вращения башни и ВКУ должны совпадать. Правила ухода за ВКУ таковы: нужно периодически продувать его воздухом, содержать в чистоте контактные поверхности, предохранять ВКУ от попадания в него влаги. Кроме того, нужно периодически смазывать техническим вазелином наружную поверхность полой оси ВКУ в месте её прохода сквозь крышку, а также покрывать тонким слоем технического вазелина рабочую поверхность колец.
Рис. 156. Вращающееся контактное устройство ВКУ-37Т Электросигнал Электросигнал ГФ-12 вибрационного типа предназначен для подачи звуковых сигналов как на стоянке, так и во время хода машины. Звук производится колебаниями мембраны, вызванными воздействием на неё электромагнита гудка. Основные части электросигнала: корпус, электромагнит, мембрана с якорем, прерыватель (контактная система) и конденсатор. На корпусе электросигнала смонтировано два зажима. К одному из них — изолированному от корпуса — присоединяют провод от 2-й клеммы на щитке электроприборов механика-водителя. Второй зажим соединён непосредственно с корпусом электросигнала. На задней стенке электросигнала имеются регулировочные винты с контргайками. Винт один — установленный в центре корпуса, предназначен для регулировки магнитного зазора между сердечником электромагнита и якорем-мембраной. Другой винт, несколько смещенный относительно центра, предназначен для регулировки зазора между контактами прерывателя. Для предохранения контакта прерывателя от подгорания поставлен конденсатор, присоединённый к обоим этим контактам. Электросигнал устанавливается на левой косынке моторной перегородки. Принцип действия гудка следующий: при нажатии на кнопку гудка цепь сигнала замыкается, ток проходит через электромагнит, и мембрана притягивается к магниту. В этот момент зуммер размыкает цепь тока, мембрана под действием пластинчатой пружины отходит от магнита, и цепь тока замыкается, отчего мембрана снова притягивается. Таким образом, мембрана будет вибрировать до тех пор, пока не будет прекращено нажатие на кнопку гудка. Через каждые 50 часов работы танка необходимо снимать крышку гудка, вытирать пыль и грязь и прочищать контакты прерывателя мелкой стеклянной шкуркой. При ослаблении звука гудка или при полном отказе его в работе нужно: 1) снять кожух гудка, отвернув крепящие его винты; 2) проверить исправность соединения проводов обмотки и конденсатора; 3) ослабить контргайку регулирующего винта; 4) провёртывая отвёрткой регулировочный винт на небольшие углы в одну и другую сторону, нажимать на кнопку гудка (делать это последовательно: сначала поворот винта, затем нажатие кнопки) Добившись звука нормальной силы, закрепляют винт контргайкой, держа отвертку в прорези винта, а затем надевают и закрепляют кожух. Если невозможно добиться хорошего звука, гудок отправляют в мастерскую для ремонта. Следует избегать частой регулировки гудка, так как она ведёт с разработке винта. На танках старого выпуска ставился гудок ГФ-4702. Гудок ГФ-12Т отличается от гудка ГФ-4702 тем, что он имеет пластинчатый кронштейн для крепления. Распределительные щитки с приборами На танке Т-34 устанавливаются следующие щитки: 1) электроприборов механика-водителя; 2) башни; 3) аварийного освещения; 4) питания радиостанции; 5) блок защиты аккумуляторов. Щиток электроприборов механика-водителя Щиток электроприборов предназначается для установки и сосредоточения около механика-водителя приборов, необходимых для управления электрооборудованием танка. На лицевой стороне щитка (рис. 157), в верхней его части, смонтированы восемь предохранителей 7 с клеммами для включения, шунт амперметра 8 и патрон для лампы освещения щитка 9. На средней части щитка установлены вольтметр 11 и амперметр 10.
Рис. 157. Щиток электроприборов механика-водителя: 1— тумблер для включения заднего фонаря; 2— тумблер для включения освещения; 3— кнопка сигнала; 4— тумблер для включения большого света фонаря; 5— тумблер для включения малого света фонаря; 6— резиновые амортизаторы; 7— предохранители; 8— шунт амперметра: 9— патрон лампы освещения щитка; 10— амперметр 50...0...50 А; 11— вольтметр 0...35 В В нижней части щитка смонтированы четыре тумблера 1, 2, 4 и 5 и кнопка электросигнала 3. Для удобства пользования тумблеры и кнопка электросигнала открыты, а вся остальная часть щитка закрыта крышкой с вырезами для вольтметра и амперметра. В верхней своей части крышка имеет прорезь для проводов, подводимых к клеммам (на предохранителях и шунте амперметра). К щитку электроприборов подведены два напряжения: а) 24 В для питания обмотки реле «РС-400» и контроля за работой генератора и аккумуляторов; б) 12 В для питания цепей всех остальных потребителей. +24 В подаётся к клемме № 6 щитка электроприборов от предохранителя 40 А на блоке защиты. +12 В подаётся к перемычке, соединяющей предохранители на 30 и 40 А на щитке, электроприборов, от предохранителя на 50 А на блоке защиты аккумуляторов. От щитка электроприборов питание распределяется по электрическим цепям танка через предохранители, расположенные в следующем порядке (если считать слева направо): 1-й на 10 А (цепь заднего фонаря); 2-й на 10 А ( » электросигнала.); 3-й на 10 А ( » освещения щитков контрольных измерительных электроприборов); 4-й на 20 А (цепь пускового реле «РС-400»); 5-й на 30 А ( » питания башни — 12 В); 6-й на 40 А ( » питания радиостанции и ТПУ); 7-й на 10 А ( » большого света фары); 8-й на 10 А ( » малого света фары). К зажимам шунта амперметра подведены провода: с одной стороны— от клеммы «+Б» на реле-регуляторе, с другой— от предохранителя 40 А на блоке защиты аккумуляторов. Тумблеры предназначены для включения следующих потребителей: 1-я— заднего фонаря; 2-й— лампы освещения щитка контрольных и измерительных электроприборов; 3-й— лампочки большого света фары; 4-й— лампочки малого света фары. 170 Амперметр на щитке показывает силу зарядного тока в цепи аккумуляторов и разрядного тока в цепи обмотки и реле «РС-400» при запуске двигателя. Вольтметр показывает напряжение в цепи зарядки аккумуляторов. Устанавливается щиток электроприборов механика-водителя на левом бортовом листе в носовой части танка, против сиденья, механика-водителя. Для предохранения от тряски щиток подвешивается на резиновых амортизаторах. Панель щитка электрически соединена с корпусом танка. Щиток электроприборов башни Питание для щитка башни (рис. 158) подводится к перемычке, соединяющей все три предохранителя, от щитка электроприборов механика-водителя через нижнюю щётку и кольцо ВКУ. От перемычки общей шины питание распределяется по следующим потребителям (см. рис. 142 и 158): а) через верхний предохранитель 3 на 20 А к тумблеру мотора-вентилятора; б) через средний предохранитель 4 на 10 А к плафону освещения башни; в) через нижний предохранитель 5 на 10 А к лампочкам освещения артиллерийских приборов и угломера. Правый тумблер 2 включён в цепь дневного освещения артиллерийских приборов и в цепь освещения шкалы угломера. Левый тумблер 1 служит для включения ночного освещения артиллерийских приборов. Плафон включается тумблером, расположенным непосредственно у плафона. Устанавливается щиток, на левом борту башни. Щиток аварийного освещения Щиток аварийного освещения (рис. 159) предназначен для освещения боевого отделения танка (плафоном) и его частей (переносной лампой) при аварии, а также в случае повреждений общей цепи питания.
Рис. 158. Щиток электроприборов башни: 1— тумблер для включения ночного освещения артиллерийских приборов; 2— тумблер для включения дневного освещения артиллерийских приборов; 3— предохранитель 20 А; 4— предохранитель 10 А; 5— предохранитель 10 А; 6 — перемычка Цепь питания приборов аварийного освещения двухпроводная, один провод (от предохранителя 20 А блока защиты аккумуляторов) подводится к одному из зажимов переходной коробки на щитке, а обратный провод (от второго зажима переходной коробки)— к зажиму выключателя массы, т.е. к минусу аккумуляторной батареи. На щитке смонтированы: тумблер 3, плафон 1, штепсельная розетка для включения переносной лампы 2 и разветвительная 2-клеммовая коробка 4. Устанавливается щиток аварийного освещения на трёх бонках в верхней части первой правой шахты. Щиток питания радиостанции Щиток питания радиостанции (рис. 160) предназначен для подачи питания к радиостанции и ТПУ, а также для управления освещением радиостанции. На щитке смонтированы: тумблер 2 и переходная 2-клеммовая коробка 1. Питание к щитку подводят от аккумуляторной батареи через предохранитель 50 А на блоке защиты, предохранитель 40 А на щитке электроприборов механика-водителя и зажим переходной коробки на щитке питания радиостанции.
Рис. 159. Щитов аварийного освещения. 1— плафон; 2— штепсельная розетка; 3— тумблер включения плафона; 4— переходная двухклеммовая коробка Питание электроэнергией распределяется по цепям следующим образом: 1) от зажима разветвительной коробки проведён провод в кабель щитка управления радиостанцией; 2) от зажима тумблера провод выведен к фонарю освещения радиостанции; 3) от зажима разветвительной коробки на клемму + на правой плате аппарата №2 ТПУ-4Р. Щиток питания устанавливается на наклонном носовом листе танка, над приёмником, перед стрелком- радистом.
Рис.160. Щиток питания радиостанции: 1— переходная коробка; 2— тумблер Блок защиты аккумуляторов Назначение этого блока (рис. 161) — защита аккумуляторной батареи от коротких замыканий в электрической сети танка. Питание всех потребителей электроэнергии, за исключением стартера, проходит через предохранители блока защиты аккумуляторов; поэтому при коротких замыканиях в электрической сети аккумуляторы вследствие перегорания предохранителей будут своевременно отключены. Схема включения блока защиты дана на рис. 142. На изоляционной панели блока защиты смонтированы: 1. Центральная втулка с болтом 5 (см. рис. 161), которым крепят наконечники перемычек от + левой группы аккумуляторов (+24 В) и от силового контакта на пусковом реле РС-400. 2. Верхний предохранитель 1 на 20 А в цепи щитка аварийного освещения. 3. Средний предохранитель 2 на 50 А в цепи щитка электроприборов механика-водителя (12 В). 4. Нижний предохранитель 3 на 40 А в цепи щитка электроприборов водителя (24 В). 5. Вертикально расположенный предохранитель 4 на 200 А (медная проволока диаметром 1,3 мм) в цепи мотора поворота башни. Блок защиты устанавливается над левой группой аккумуляторов на левой стороне перегородки между боевым и моторным отделениями.
Рис. 161. Блок защиты аккумуляторов: 1— предохранитель 20 А, 2— предохранитель 50 А; 3— предохранитель 40 А; 4— предохранитель 200 А, 5— болт Выключатель массы Выключатель массы предназначен для отключения аккумуляторных батарей от сети танка в тех случаях, когда танк находится на стоянке, при устранении неисправностей, а также в случае аварии в электрической сети. При однопроводной системе питания наличие выключения массы позволяет избежать чрезмерного саморазряда аккумуляторов. Выключатель массы (рис. 162) состоит из цилиндрического железного корпуса со смонтированными в нём двумя латунными контактами. Один из контактов — неподвижный, изолированный от корпуса — снабжён выводимым наружу латунным болтом, к которому присоединяют провод от минусовой клеммы аккумуляторов; другой— подвижный— соединён с корпусом выключателя массы и, следовательно, с корпусом танка. Включение и выключение выключателя массы производятся поворотом рукоятки, снабжённой эксцентрическим кулачком. Устанавливается выключатель массы на кронштейне, приваренном к нижней части первой правой шахты, рядом с сиденьем стрелка-радиста. Рис. 162. Выключатель массы с рукояткой (старый) Для обеспечения безотказной работы выключателя массы необходимо: 1. Строго наблюдать за надёжностью крепления выключателя массы на кронштейне. 2. Постоянно следить за обеспечением надёжности контактов у провода на клеммах: а) минус аккумуляторов и б) выключателя массы. 3. Периодически осматривать контакты выключателя массы и в случае обнаружения на них подгара очистить их от него или отдать такой выключатель для ремонта в мастерскую. На машинах последних выпускав установлен новый выключатель массы типа ВБ-404 (рис. 163), отличающийся от вышеописанного выключателя рядом конструктивных изменений, а именно: 1) для обеспечения более надёжного контакта с меньшим падением напряжения применены контакты рубящего типа; 2) для предотвращения подгорания контактов в момент выключения под током выключатель снабжён дополнительными контактами, размыкающими цепь с током после размыкания главных контактов; 3) для быстрого (мгновенного) выключения применены две спиральные пружины, энергично разрывающие систему контактов при выключении; 4) для ускорения разрыва цепи система контактов выполнена по принципу замыкания двух контактов перемычкой (длина искрового промежутка удваивается, поэтому напряжение на контактной паре уменьшается вдвое, а следовательно, искра рвётся быстрее); 5) во включённом и выключенном положениях выключатель удерживается фиксатором, смонтированным в его передней крышке. Кроме того, этот фиксатор обеспечивает лёгкое и быстрое включение выключателя (путём нажатия на рукоятку) и такое же выключение (путём нажатая на кнопку фиксатора). Предостережения 1. Во время работы двигателя выключение выключателя массы не допускается, так как это может вызвать повреждение двенадцативольтовых потребителей тока. 2. При работе с сетью электрооборудования или в трансмиссионном отделении, а также при оставлении танка экипажем выключатель массы обязательно должен быть выключен.
Рис. 163. Выключатель массы ВБ-404 (новый) 1— вид в сборе; 2— вид со снятой подвижной контактной системой Приборы освещения Приборы внешнего освещения Для внешнего освещения на танке применены фары, укреплённые на кронштейне, приваренном на левом бортовом наклонном листе передней части танка. К приборам внешнего освещения относятся также задний фонарь и штепсельная розетка, установленные на верхнем броневом листе над трансмиссионным отделением танка. Фара Основными деталями фары являются корпус, рефлектор и рефлектор с ободком (рассеиватель). Фара имеет две лампы: одну 25-ваттную («большой свет») и другую 10-ваттную («малый свет»). В центре рефлектора подвижно укреплён патрон для лампы «большого света». При помощи винта он может перемещаться вместе с лампой вдоль оси рефлектора, что необходимо для регулировки фары. Несколько выше патрона для лампы «большого света» неподвижно укреплён патрон для лампы «малого света». Лампа «большого света» питается от клеммы №9 щитка механика-водителя через переходную коробку, смонтированную на кронштейне фары. Включается лампа «большого света» при помощи тумблера на щитке механика-водителя. Питание лампе «малого света» подаётся от клеммы №10 на щитке механика-водителя. Включение этой лампы также производится при помощи тумблера, установленного на щитке. Необходимо постоянно содержать рефлектор в чистоте, следить за надёжностью контактов, за исправностью и надёжностью уплотнения между стеклом и рефлектором, а также за тем, чтобы нить лампы «большого света» была в фокусе рефлектора. Задний фонарь В фонаре смонтирован патрон для электролампы. Фонарь прикрыт стеклом красного цвета. Включается лампа фонаря при помощи тумблера на щитке механика-водителя. При передвижении машины ночью фонарь необходимо всё время держать включённым. Питается лампа фонаря от клеммы № 1 щитка механика-водителя. Около фонаря монтируется штепсельная розетка, которая включается в цепь лампы. Во время эксплуатации танка нужно периодически очищать фонарь от грязи и следить за надёжным креплением его стекла. При закрывании защитной сетки жалюзи последнюю надо опускать осторожно, без удара, так как в противном случае оборвутся нити ламп. Внутреннее освещение Для внутреннего освещения танка установлены: а) плафон для освещения башни— на потолке башни; б) плафон для аварийного освещения— на щитке аварийного освещения; в) фонари для освещения щитка электроприборов и щитка контрольно-измерительных приборов — на самих щитках; г) фонари для освещения радиостанции— на наклонном листе перед панелью передатчика; д) фонарь для освещения шкалы угломера— на погоне башни возле поворотного механизма; е) фонарь для освещения башни, включаемый командиром по мере надобности. Приборы внутреннего освещения в особом уходе не нуждаются. Необходимо лишь следить за надёжностью контактов подводимых к ним проводов. Неисправности электрооборудования, их причины и способы устранения Неисправность Причина Способ устранения Отсутствие тока в щитке электроприборов механика-водителя при включенном выключателе массы Перегорел предохранитель на 50 А в блоке защиты аккумуляторов. Заменить предохранитель Не горят лампы освещения щитков механика-водителя контрольных и электроприборов Перегорели лампы. Перегорел предохранитель (№3) в щитке механика-водителя Неисправность патронов, тумблера или проводов. Заменить лампы. Заменить предохранитель Проверить и исправить. Амперметр не показывает зарядного тока генератора. Сгорел предохранитель на 40 А в блоке защиты батареи. Заменить предохранитель Неисправен амперметр. Проверить и в случае необходимости заменить. Не горят лампы фары. Перегорели предохранители на 10 А на щитке механика-водителя (№ 7 или № 8). Заменить предохранители Отсутствует ток в аварийном щитке. Перегорел предохранитель на 20 А в блоке защиты аккумуляторов. Заменить предохранитель Нет тока в щитке башни. Сгорел предохранитель на 50 А на блоке защиты. То же. Сгорел предохранитель на 30 А на щитке механика-водителя. То же. Нарушена цепь в ВКУ-37Т. Проверить, поступает ли ток в нижнюю щетку ВКУ-37Т. Если ток поступает, то искать обрыв в проводе от ВКУ-37Т до щитка в башне. Не работает сигнал. Сгорел предохранитель на 10 А №2 на щитке механика-водителя. Заменить предохранитель. Разрегулирована контактная система. Отрегулировать сигнал, не снимая его с машины Обрыв в катушке электромагнита. Заменить сигнал. Неисправна кнопка. Исправить. Отсутствует ток в щитке механика-водителя. Проверить предохранитель на 50 А на блоке защиты Не работает мотор вентилятора. Неисправен тумблер мотора вентилятора. Исправить тумблер. Неисправен мотор вентилятора. Отправить мотор вентилятора в ремонт. Не работает мотор поворота башни. Сгорел предохранитель на 200 А в блоке защиты аккумуляторов. Заменить предохранитель. Примечание. О неисправностях, возникающих в цепях включения генератора и стартера, см. в соответствующих разделах Руководства.
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ