Протепло Компания Протеплореализует алюминиевые радиаторы |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Общее описание системы смазки Система смазки дизель-мотора В-2-34 обеспечивает непрерывную подачу масла к трущимся поверхностям двигателя и отводит тепло от трущихся деталей. Система смазки циркуляционная, комбинированная (под давлением и разбрызгиванием), построенная по принципу сухого картера. Масло посредством маслонасоса подаётся под давлением к коренным и шатунным подшипникам, к нижней головке прицепного шатуна, а также к распределительным и наклонным валикам. Под действием центробежной силы масло разбрасывается и попадает на стенки цилиндров, смазывая поршень и верхнюю головку шатуна.
Рис. 69. Схема смазки двигателя: 1— трубка от маслобака к насосу; 2— трубка от насоса к уравнительному бачку; 3— трубка от шприца к водяной помпе; 4— дренажная трубка; 5— винтовой шприц для смазки валика водяной помпы; 6— уравнительный бачок; 7— соединительная трубка; 8— трубка от уравнительного бачка к маслобаку; 9— маслобак; 10— заливная пробка маслобака; 11— сливная пробка маслобака; 12— манометр; 13— аэротермометр; 14— трубка манометра; 15— трубка от маслобака к маслоподающему насосу; 16— ручной маслоподкачивающий насос; 17 --масляный фильтр; 18— масляный насос; 19— соединяющий тройник. Составными частями масляной системы (рис. 69) являются: масляные баки, масляный насос, масляный фильтр, ручной маслоподкачивающий насос, масляные трубопроводы и контрольные приборы — манометр и аэротермометр. Устройство системы смазки Масляные баки Масляные баки 9 (см. рис. 69) устанавливаются в моторном отделении с обеих сторон двигателя, у бортов танка. При таком расположении баков поток наружного воздуха, всасываемого внутрь танка вентилятором, омывает их стенки и охлаждает находящееся в баках масло. Заправочная ёмкость одного бака — 40 л. На каждом масляном баке вверху имеются: заливное отверстие с сетчатым фильтром, закрываемое пробкой 10, патрубки для подсоединения труб 8 и 7 и две петли, служащие для вынимания и установки баков в корпусе танка. Пробка заливного отверстия снабжена клапаном, который соединяет внутреннюю полость бака с атмосферой при повышении давления в баке сверх 0,15...0,18 ат. В нижней части бака расположен отстойник, в котором установлен второй масляный фильтр бака. К фильтрам присоединены трубки 1, через которые масло поступает к масляному насосу. Сливная пробка 11 устроена так, что для открытия выхода масла достаточно двух...трёх оборотов. Пробка имеет крупную нарезку, на которую навинчивается наконечник со шлангом, отводящим сливаемое из бака масло в посуду. Масляный насос Циркуляция масла в двигателе достигается при помощи шестеренчатого масляного насоса, имеющего три секции, две из которых (верхняя и нижняя) являются откачивающими и одна нагнетающей. Верхняя откачивающая секция откачивает масло из переднего маслоотстойника, а нижняя из заднего маслоотстойника. Обе секции нагнетают масло в бак через общую камеру. Нагнетающая же секция насоса подает масло из бака в масляный фильтр. Каждая секция насоса состоит из двух цилиндрических шестерен заключенных в отдельный, отлитый из алюминиевого сплава корпус.
Рис. 70. Масляный насос (в разрезе и в разобранном виде): 1— корпус верхней откачивающей секции; 2— корпус нижней откачивающей секции; 3— корпус нагнетающей секции; 4— крышка насоса; 5— ведущий валик; 6— ось ведомых шестерен; 7— сетчатый фильтр масляного насоса; 8 — редукционный клапан; 9— приемное отверстие верхней откачивающей секции; 10— приемный канал нижней откачивающей секции; 11— штуцер для подвода масла в нагнетающей секции; 12— штуцер для спуска масла из нагнетающей секции.
Основными деталями масляного насоса (рис. 70) являются: корпус 1 верхней откачивающей секции, корпус 2 нижней откачивающей секции, корпус 3 нагнетающей секции, крышка 4, ведущий валик 5, ось ведомых шестерен, цилиндрические шестерни и редукционный клапан 8. Редукционный клапан отрегулирован на давлении 6,5 кг/см2. Работа масляного насоса При вращении ведущего валика шестерни верхней откачивающей секции засасывают масло через отверстие 9 из переднего отстойника и перегоняют его в противоположную полость, откуда оно через сверление г поступает в нижнюю откачивающую секцию. Шестерни нижней секции засасывают масло (через канал 10 и трубку, проло- женную на дне нижней половины картера) из заднего отстойника и перегоняют его на противоположную сторону секции, откуда оно обеими секциями отводится через штуцер в бак. Шестерни нагнетающей секции засасывают масло через штуцер 11 из бака и также перегоняют его на противоположную сторону в полость нагнетания, откуда через специальный штуцер масло поступает в фильтр. Масляный фильтр Фильтр состоит из следующих основных деталей: корпуса 1 (рис. 71), сетчатого фильтрующего устройства 2 и перепускного клапана 3. Дно корпуса имеет с наружной стороны прилив с тремя радиальными каналами А, Б и В. По каналу А масло подводится от масляного насоса к фильтру, а по каналу Б отводится в мотор. Канал В является перепускным, в нём помещается перепускной клапан фильтра. Фильтрующее устройство 2 состоит из двадцати фильтрующих секций, а каждая из них из двух латунных ободков: наружного 6 и внутреннего 7. На ободках напаяна фильтрующая сетка. Для входа масла в фильтрующую секцию на втулке внутреннего ободка имеется десять отверстий, для выхода же масла из секции на периферию наружного ободка тридцать отверстий. Работа масляного фильтра Масло в фильтр поступает через канал А, из которого через отверстия в крышке сеток проходит в приёмный канал фильтра, откуда через отверстия во внутренних ободках поступает в фильтрующие секции. Из каждой фильтрующей секции отфильтрованное масло выходит через отверстия на наружных ободках в кольцевую образованную корпусом и фильтрующим устройством полость, откуда через канал Б направляется в двигатель. Перепускной клапан обеспечивает необходимое давление масла и одновременно служит предохранительным клапаном на случай возникновения больших сопротивлений в фильтрующей секции. При засорений фильтра или при загустении масла на холоде перед запуском двигателя перепускной клапан открывает дополнительный проход маслу. Ручной подкачивающий насос Ручной маслоподкачивающий насос (рис. 72) служит для заполнения маслом масляной системы двигателя перед его запуском, что необходимо для предотвращения полусухого или даже сухого трения в первые моменты работы двигателя (до создания давления в магистрали). Маслоподкачивающий насос состоит из следующих основных деталей корпуса: поршня с сальником, всасывающего и нагнетающего клапанов и рукоятки. Насос установлен на моторной перегородке с левой стороны по ходу танка и соединен с масляной системой всасывающей и нагнетательной трубками. Всасывающая трубка насоса подсоединена к тройнику, а нагнетательная трубка— к крышке центрального подвода масла, в двигатель. Работа насоса происходит следующим образом: воздействием руки на рукоятку 5 приводят в возвратно- поступательное движение поршень насоса 2; при этом масло всасывается из тройника в полость корпуса насоса, а оттуда через крышку центрального подвода нагнетается в полость хвостового коленчатого вала. Количество закачиваемого в двигатель масла должно быть не менее 2,5 л, что соответствует примерно 150 рабочим ходам насоса, причём давление в главной магистрали должно составлять не менее 0,5 ат.
Рис. 71. Масляный фильтр (в разрезе): 1— корпус фильтра; 2— фильтрующее устройство в сборе; 3— перепускной клапан; 4— крышка фильтра; 5— крышка фильтрующих сеток; 6— наружный ободок фильтрующей секции; 7— внутренний ободок фильтрующей секции; 8— пробка для спуска масла из фильтра; 9— клапан; 10— пружина.
Рис. 72. Ручной маслоподкачивающий насос: 1— корпус насоса; 2— поршень; 3— всасывающий клапан; 4— нагнетающий клапан; 5— рукоятка привода. Манометр и дистанционный аэротермометр К трубке, идущей от масляного фильтра 17 (см. рис. 69) в крышке центрального подвода, присоединён приёмник масляного манометра, который соединён с масляным манометром капиллярной трубкой 14, заполненной незамерзающей жидкостью. Масляный манометр показывает давление масла, поступающего в коленчатый вал двигателя. К трубке 2, идущей от масляного насоса 18 к уравнительному бачку 6, присоединён штуцером приёмник дистанционного аэротермометра 13, измеряющего температуру выходящего из двигателя масла. Масляный манометр и аэротермометр монтируют на щитке контрольных приборов перед водителем танка.
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ