ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО

БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ И ТОРМОЗЫ

Бортовые фрикционы установлены на концах главного вала коробки перемены передач.
Предназначаются они для отключения ведущих колёс от коробки перемены передач при поворотах танка и
для передачи крутящего момента от главного вала коробки через бортовые передачи к ведущим колёсам.
Устройство бортового фрикциона
Бортовой фрикцион (рис. 110) предоставляет собой выключающуюся муфту трения и по характеру работы
деталей делится на следующие три части: ведущую (рис. 111), ведомую и механизм выключения.
К ведущей части относятся ведущий, или внутренний, барабан 9 (см. рис. 110) с ведущими дисками трения
14, нажимной диск 13 и отжимной диск 8, к ведомым— ведомый, или наружный, барабан 11 и ведомые диски
трения 12. В механизм выключения входят: неподвижная чашка выключения 16 с кольцом выключения 6,
сепаратор 4 с тремя шариками и поводковая чашка 2 с кольцом 23.

Ведущая часть
Внутренний, или ведущий, барабан 9 установлен на шлицах главного вала коробки перемены передач. На
его наружной поверхности имеются зубья для зацепления с зубьями ведущих (стальных) дисков 14. Зубья на
дисках расположены по внутренней окружности, при сцеплении они входят между зубьями ведущего барабана.
В ступице этого барабана сделано пять осевых сверлений, по которым масло из поводковой коробки
проходит к подшипнику 18. Барабан имеет 18 отверстий для пальцев 15. Нажимной диск соединён с отжимным
диском восемнадцатью пальцами 15, нарезные концы которых вставлены а отверстия диска, и закреплены
гайками, застопоренными замковыми шайбами; поэтому нажимной диск вращается вместе с ведущим
барабаном и ведущими дисками как одно целое.


T-34
Рис.111. Ведущая и ведомая части бортового фрикциона Отжимной диск 8 надевают имеющимися в нём отверстиями на пальцы и прижимают к буртикам пальцев гайками, навёртываемыми на резьбу, нарезанную на концах пальцев. Гайки стопорят замковыми шайбами. Торец отжимного диска заканчивается сальником, предохраняющим .смазку от вытекания из подшипника 21. Между ведущим барабаном и отжимным диском на пальцах помещены пружины 20, сжимающие диски трения. Отжимной диск имеет гнездо, в которое запрессован радиально-упорный подшипник, закреплённый ввёрнутым в гнездо отжимного диска корпусом сальника. Ведомая часть Ведомый барабан 11 (см. рис. 110) соединен болтами с фланцем ведущего валика бортовой передачи. На внутренней поверхности барабана имеются зубья для соединения с зубьями ведомых дисков. Ступица барабана насажена (на шпонке) на кольцо 17, в которое запрессовывают наружное кольцо двухрядного сферического шарикоподшипника 18. Внутреннее кольцо подшипника насажено на гладкую шейку конца главного вала коробки перемены передач и укреплено гайкой, которую стопорят замковой шайбой. На подшипник в ведомом барабане бортового фрикциона опирается конец главного вала коробки перемены передач. К торцу ведомого барабана крепят болтами крышку 19 с сальником. Сальник защищает диски фрикциона от попадания масла, подаваемого к подшипнику. На наружной окружности ведомых стальных дисков сделаны зубья, соединяющиеся с зубьями, имеющимися на внутренней поверхности ведомого барабана. Таким образом, ведомые диски вращаются вместе с ведомым барабаном как одно целое. Для центровки коробки перемены передач с бортовыми фрикционами относительно ведущего валика бортовой передачи в наружном барабане 11 фрикциона есть специальная выточка, в которую входит фланец 24 бортовой передачи. Возможность поперечного перемещения ведомого барабана 11 бортового фрикциона позволяет устанавливать коробку перемены передач в сборе с бортовыми фрикционами в танк при уже установленной бортовой передаче. Перемещение барабана в сторону коробки перемены передач ограничивается крышкой сальника 19, упирающейся в ведущий барабан 9, а перемещение в сторону бортовой передачи — крышкой сальника, упирающейся в сферический шарикоподшипник. Максимальная величина перемещения наружного барабана 12 мм. На рис. 112 показаны детали бортового фрикциона.
T-34
Рис. 112. Детали бортового фрикциона: 1— сальниковая крышка, 2— отжимной диск; 3— кольцо; 4— шарикоподшипник; 5— корпус сальника, 6— внутренний барабан, 7— ведущий диск; 8— ведомый диск; 9— нажимной диск; 10— наружный барабан, 11— кольцо; 12— шарикоподшипник, 13— сальник; 14— сальниковая крышка; 15— винты; 16— гайка, 17— замковая шайба, 18— палец, 19— пружина, 20— сальниковое кольцо, 21— сальник; 22— винты Механизм выключения К неподвижной чашке 16 и поводковой чашке 2 приклёпаны кольца 6 и 23 с тремя канавками специального профиля. Неподвижную чашку крепят болтами к картеру коробки перемены передач (рис. 113). Поводковая чашка 2 запрессована во внутреннее кольцо радиально-упорного шарикоподшипника 21, наружное кольцо которого помещается в гнезде отжимного диска. Наружное кольцо подшипника крепят в отжимном диске корпусом сальника 22, предохраняющим смазку от вытекания из этого подшипника. Между подшипником и гайкой с сальником устанавливают шайбу. В выточке поводковой коробки также помещается сальник. Между кольцами неподвижной чашки и поводковой коробки монтируется сепаратор с шариками, которые входят в канавки обоих колец.
T-34
Рис. 113. Детали выключающего механизма бортового фрикциона: 1— неподвижная чашка выключения; 2— поводковая: чашка; 3— сепаратор, 4— шарик; 5— кольца выключений. Подшипники бортового фрикциона при ежедневном обслуживании смазывают консталином через масленку МТК 10 (см. рис. 110), укрепленную на верхней половине картера коробки перемены передач. Заправляемая через маслёнку МТК смазка проникает по трубке и отверстиям в кольце выключения неподвижной чашки 16 в сепаратор, смазывая механизм выключения. Оттуда она через отверстие в кольце выключения поводковой коробки и через поводковую коробку подходит к радиально-упорному шарикоподшипнику 21 в отжимном диске и по пяти сверлениям в ступице внутреннего барабана 9 к двухрядному сферическому шарикоподшипнику 18 в ступице наружного барабана 11. Работа бортового фрикциона Фрикцион может находиться либо во включённом состоянии, тогда крутящий момент от коробки перемены передач передаётся бортовой передаче, либо в выключенном состоянии, когда крутящий момент бортовой передаче не передаётся. При включенном состоянии фрикциона пружина 20, упираясь в ведущий барабан, отжимает в сторону коробки перемены передач отжимной диск 8, который (см. рис. 110) через пальцы 15 тянет нажимной диск 13, сжимающий ведущие и ведомые диски. Диски собраны в такой последовательности: между каждыми двумя ведомыми дисками помещают один ведущий. Непосредственно у трущейся поверхности ведущего барабана ставят ведомый диск, затем ведущий, снова ведомый и т.д. Трение, возникающее между сжатыми ведомыми и ведущими дисками, заставляет их вращаться вместе как одно целое. Крутящий момент от главного вала коробки перемены передач передаемся через ведущий барабан ведущим дискам, через ведомые диски ведомому барабану и далее бортовой передаче. Установленный комплект дисков должен иметь толщину в пределах 136,6...138,6 мм, причём дисков в комплекте может быть ведущих от 17 до 21 и ведомых от 18 до 22. Толщина комплекта дисков трения и регулирующих прокладок 3 должна быть такой, чтобы при включённом фрикционе, когда нажимной диск сжимает комплект дисков, зазор между шариками и канавками колец выключения 6 и 23 был в пределах 0,9...1,1 мм. Чтобы выключить фрикцион, т.е. разобщить ведущую и ведомую части, необходимо освободить диски трения от усилия пружин, для чего нажимной диск должен быть отведен от дисков трения. Достигается это следующим образом. При повороте водителем рычага управления на себя поворачивается поводковая чашка 2. Осевой зазор в шариках выбирается, и шарики начинают перемещаться по наклонным поверхностям колец выключения, отодвигая поводковую чашку в сторону бортовой передачи. Перемещаясь, поводковая коробка в свою очередь отжимает через подшипник 21 отжимной диск 8. Последний, сжимая пружины, отводит при помощи пальцев 15 нажимной диск 13 от дисков трения. Диски освобождаются от усилия пружин, между ними образуются зазоры, и ведомые детали получают возможность вращаться независимо от ведущих. Крутящий момент в это время к бортовым передачам не передаётся. При отпускании водителем рычага управления отжимной диск под действием пружин перемещается в сторону коробки перемени передач до тех пор, пока нажимной диск не сожмёт диски трения. Тогда фрикцион будет снова включён. Сборка бортового фрикциона Перед сборкой бортового фрикциона необходимо: 1) Осмотреть все детали с целью выявления ржавчины, трещин, забоин и других дефектов и устранения их. 2) Промыть в керосине, продуть сжатым воздухом и обильно смазать подшипники консталином. 3) Проварить новые фильцевые сальники в авиамасле при температуре в 30...40° С и подогнать их по местам установки. 4) Вложить сальники в канавки. 5) При необходимости заменить диски трения — проверить плавность передвижения дисков по зубьям наружного и внутренней барабанов. 6) Перед установкой промыть диски в керосине. 7. Проверить крепление шариков механизма выключения в сепараторах. Шарики должны свободно вращаться, не выпадая. Если шарики выпадают, раскернить края отверстий в сепараторах. Сборку фрикциона производить в следующем порядке: 1) Запрессовать шарикоподшипник 21 (см. рис. 110) утолщённым торцом наружного кольца в гнездо отжимного диска завернуть корпус сальника и застопорить его. 2) Ввернуть пальцы 15 в отжимной диск 8. Перед окончательной затяжкой гаек надеть на пальцы нажимной диск 13, затянуть гайки на четырёх противоположных пальцах со стороны нажимного диска (для соблюдения параллельности пальцев) и затянуть гайки на пальцах отжимного диска, застопорить их отгибными шайбами, после чего снять нажимной диск. 3) Запрессовать в кольцо 17 сферический шарикоподшипник 18. Перед запрессовкой кольцо следует прогреть в масле до температуры 80...90° С. 4) Плотно пригнать шпонку 7 в шпоночный паз кольца 17. 5) Пригнать шпонку вместе с кольцом, по отверстию в шпоночной канавке ступицы наружного барабана 11 так, чтобы кольцо со шпонкой свободно (без заедания) входило в отверстие наружного барабана, для чего разрешается подчищать шпонку и шпоночную канавку. 6) Прикрепить болтами к торцу ступицы наружного барабана 11 крышку 19 с сальником. Болты зашплинтовать проволокой. 7) Подобрать комплект дисков так, чтобы толщина комплекта была в пределах 136,6...138,6 мм (при разности в толщине в диаметрально противоположных точках не более 0,5 мм). Диски должны быть сухими и чистыми. При замере толщины диски сжимать грузом. 8) Надеть на внутренний барабан диски, чередуя их так: ведомый, один ведущий, снова ведомый и т.д. Последним (со стороны нажимного диска) должен быть диск с наружными зубьями, т.е. ведомый. При чётном количестве дисков должны быть ведомыми два последних диска (под нажимным диском). 9) Запрессовать в радиально-упорный шарикоподшипник 21 поводковую чашку 2. 10)Уложить отжимной диск 8 с поводковой чашкой (пальцами 15 вверх), надеть на пальцы пружины 20 и внутренний барабан 9 с комплектом дисков трения, после чего сжать пружины специальным приспособлением и надеть на пальцы нажимной диск 13. Проделав это, затянуть на пальцах гайки и стопорить их отгибными шайбами. Остальные детали фрикциона поставить на место после установки фрикциона на валу коробки перемены передач. Правый фрикцион отличается от левого только поводковой коробкой и кольцами выключения. Установка и регулировка бортового фрикциона Бортовые фрикционы устанавливают на концах главного вала коробки перемены передач, производя при этом окончательную сборку фрикциона и регулировку зазора между шариками и канавками колец выключения. Перед установкой фрикциона необходимо обильно смазать консталином неподвижное кольцо выключения 6 (см. рис. 110) и установить сепаратор 4 с шариками, направляя шарики в канавки кольца выключения. Для регулировки бортового фрикциона между торцом ступицы внутреннего барабана и торцом кольца вводят набор прокладок. благодаря чему достигается зазор между шариком и канавками в кольцах выключения в пределах 0,9...1,1 мм. Зазор этот нужен для обеспечения работы фрикциона без пробуксовки в течение продолжительного срока. Толщина набора прокладок а определяется как разность размеров б и в (рис. 114), где б слагается из расстояния от торца кольца 5 (см. рис. 110) до поверхности кольца 6 неподвижной чашки выключения +8 мм (размер между поверхностями колец 6 и 23 при наличии осевого зазора в 1 мм междушариками и канавками колец); в— расстояние от торца ступицы внутреннего барабана 9 до поверхности кольца 23 поводковой чашки 2.
T-34
Рис. 114. Определение осевого зазора в отжимном механизме бортового фрикциона: 1— кольцо выключения; 2— поводковая чашка; 3— регулировочные прокладки; 4— сепаратор: 5— проставочное кольцо, 6— неподвижное кольцо выключения; 7— шарик, 8— отжимной диск Для проверки правильности толщины набора прокладок 3 пользуются холостым ходом оси втулки рычага поводковой чашки. Замер холостого хода при установленных на главном; валу бортовых фрикционах В сборе (без наружных барабанов), затянутых гайками до плотного упора, производят через специально проставленные распорные втулки между торцом барабана и гайкой. На время холостого хода необходимо выключать фрикцион на втором конце главного вала. Холостой ход должен быть в пределах 22...27 мм. При ходе поводка менее 22 мм увеличивают толщину набора прокладок между торцом ступицы внутреннего барабана и торцом кольца; при холостом же ходе поводка более 27 мм уменьшают толщину набора прокладок. Каждые 3 мм недостающего или излишнего холостого хода поводка соответствуют прокладке толщиной примерно в 0,1 мм. Значит, если холостой ход поводка оказался в 30 мм, нужно уменьшить толщину набора прокладок на 0,3 мм, если же холостой ход равен 15 мм, то следует увеличить толщину набора прокладок на 0,3 мм. После подбора прокладок ведомые диски устанавливают так, чтобы зубья их располагались на одной линии. После этого надевают на шлицы главного вала коробки перемены передач подобранные ранее прокладки и устанавливают внутренний барабан бортового фрикциона в сборе, причём перед установкой смазывают шлицы главного вала коробки перемены передач авиационным маслом. Проделав это, надевают на внутренний барабан 9 наружный барабан 11, направляя его зубья между зубьями ведомых дисков. Напрессовывают на хвостовик главного вала коробки перемены передач сферический шарикоподшипник в сборе с кольцом, направляя имеющуюся на кольце шпонку 7 в канавку ступицы наружного барабана, и, подложив замковую шайбу, затягивают гайку на конце вала до отказа. После сборки выключают фрикцион и проверяют независимостъ вращения внутреннего и наружного барабанов. Проверив выключение фрикциона, застопоривают гайку. Разборка бортовых фрикционов Для того чтобы разобрать бортовые фрикционы, нужно вынуть их из танка вместе с коробкой перемены передач и тормозными лентами. Последовательность операций при разборке обратная сборке. Тормозы Для остановки и поворота танка на ведомых барабанах бортовых фрикционов установлены два ленточных тормоза (рис. 115 и 116). Для поворотов танка затягивают ленту на соответствующем бортовом фрикционе. В результате этого гусеница на данной стороне танка перестаёт вращаться, но так как гусеница на другой стороне танка продолжает двигаться, танк поворачивается в сторону заторможенной гусеницы. Ленту тормоза на наружном барабане бортового фрикциона затягивают перемещением рычагов управления .в сторону кормы танка или нажатием на педаль ножного тормоза. При перемещении рычагов управления в сторону кормы танка сначала выключаются бортовые фрикционы, а затем начинается торможение. При нажатии на педаль ножного тормоза бортовые фрикционы не выключаются и тормозятся одновременно оба наружных барабана. Тормозную ленту 8 (см. рис. 116) изготовляют из листовой стали. К ленте с внутренней стороны приклёпывают тринадцать чугунных тормозных колодок 9. Нижний конец ленты шарнирно соединён пальцем 3 с рычажком 2, а верхний конец с регулировочным болтом 4, на конце которого имеется проушина с пальцем. В кронштейне 1 имеется два выреза для вставления пальцев, могущих свободно перемещаться в них. Ввиду того что концы ленты не закреплены, торможение происходит с одинаковым усилием как при переднем, так и при заднем ходе танка. При отпущенном тормозе между чугунными колодками и ведомым барабаном бортового фрикциона должен быть зазор 1,0...2,0 мм. Для установки такого зазора сухарь 5 верхнего конца ленты перемещается гайкой 7 вдоль регулировочного болта 4. Для равномерного распределения указанного зазора по всей окружности ведомого барабана бортового фрикциона и для предотвращения произвольного захватывания ленты барабаном тормозную ленту подвешивают на четырёх оттяжных пружинах 11. Регулировку тормозов производят в соответствии с указаниями, данными в разделе «Регулировка приводов управления». Заключается она в изменении зазора между лентой и барабаном фрикциона, что достигается свинчиванием или навинчиванием гайки 7 регулировочного болта 4. Гайку предохраняет от самоотворачивания пластинчатая пружина 6 (завёртыванию гайки ключом она не препятствует). Для смены тормозных лент не требуется вынимать из танка коробку перемены передач с бортовыми фрикционами. Для смены лент откидывают наклонный кормовой лист, отъединяют проводку, идущую к стартеру, снимают направляющую планку 10 с двумя оттяжными пружинами, отъединяют вторую пару пружинок, отвёртывают гайку 7 регулировочного болта, затем выбивают палец 3 из нижней проушины и вынимают ленту из танка.
T-34
Рис.115. Тормозы (общий вид)
T-34
Рис.116. Тормоз. 1— кронштейн; 2— рычаг тормоза; 3— пальцы; 4— регулировочный болт; 5— сухарь; 6— пружина; 7— гайка регулировочного болта; 8— тормозная лента; 9— чугунные колодки; 10— направляющая планка; 11— оттяжные пружины. Привод управления бортовыми фрикционами и тормозами Устанавливаемый на танке ручной привод управления бортовыми фрикционами и тормозами позволяет механику-водителю выключать бортовые фрикционы и затягивать тормозные ленты для поворота танка, а ножной привод к тормозным лентам даёт ему возможность производить торможение танка в тех случаях, когда требуется быстро остановить его, а также позволяет удерживать танк при остановке на подъёме или спуске. Управление танком значительно облегчено введением в привод уравновешивающего устройства. Устройство и работа привода управления. Ручной привод. Ручной привод управления (рис. 117) состоит из трёх узлов: Первый узел — правый и левый рычаги управления с уравновешивающим механизмом, расположенные по бокам сиденья механика-водителя. Второй узел— уравнительные валики, расположенные под сиденьями механика-водителя и стрелка-радиста. Третий узел— переходные валики, расположенные в трансмиссионном отделении. Все эти узлы соединены между собой тягами. Управление правым и левым бортовыми фрикционами и тормозами самостоятельное. Рычаги управления установлены на валиках 7 в кронштейнах, крепимых к днищу танка. Для удобства рычаг несколько согнут в сторону механика-водителя. Нижняя часть его снабжена крюком (рис. 115). Между шейками кронштейна на оси помещён трёхплечий рычаг 12 (см. рис. 117). Ролик 4 (рис. 119) этого рычага помещается в зеве крюка, находясь с ним в зацеплении. К нижнему плечу трёхплечего рычага присоединена промежуточная тяга бортового фрикциона 9, а к верхнему его плечу приварен штифт, к которому крепят уравновешивающую пружину 5. К валику, на котором сидит рычаг управления, приварен рычажок тормоза 8. К нему присоединена промежуточная тяга тормоза 10. Когда рычаг управления находится в крайнем переднем положении (см. рис. 118), то ролик соприкасается с поверхностью крюка рычага в точке а. Эта поверхность описана радиусом К из точки О (центра поворота рычага). Передающееся при этом усилие уравновешивающей пружины с ролика на рычаг направлено в точку О. Это усилие воспринимается кронштейном и не вызывает поворота рычага. Когда водитель перемещает рычаг на себя, ролик перекатывается по поверхности, описанной радиусом R из точки а до точки в, не вызывая перемещения сварного рычага, а следовательно, и связанных с ним тяг. Это холостой ход рычага. Усилие пружины при нём по-прежнему передаётся кронштейну. При дальнейшем же повороте рычага управления с роликом соприкоснётся точка с поверхности крюка, описанной радиусом R0, из точки О, и крюк, будет давить на ролик.
T-34
Рис. 117. Схема управления бортовыми фрикционами и тормозами: 1— педаль ножного привода; 2— педаль главного фрикциона: 3— тяга ножного привода; 4— рычаги управления бортовыми фрикционами; 5— уравновешивающая пружина; 6— кронштейн; 7— валик; 8— рычажок тормоза; 9— промежуточная тяга бортового фрикциона; 10— промежуточная тяга тормоза; 11— возвратная пружина; 12— трехплечий рычаг; 13— труба; 14— рычажок: 15— двуплечий рычажок; 16— продольная, тяга тормоза.; 17— продольная тяга бортового фрикциона; 18— рычажок внутренного валика; 19— рычажок наружного валика; 20— верхний рычаг наружного валика; 21— верхний рычаг внутреннего валика; 22— наружный валик; 23— наклонная тяга бортового фрикциона; 24— наклонная тяга тормоза: 25— рычаг тормоза; 26— гайка регулировочного болта; 27— тормозная лента; 28— рычажок; 29— рычажок; 30— муфта; 31— рычажок ножного тормоза: 32— рычажок тормоза; 33 — рычажок привода фрикциона; 34— тормозные валики; 35— рычажок привода главного фрикциона; З6— кронштейн уравновешивающей пружины; 37— промежуточная тяга тормоза
T-34
Рис.118. Схема работы рычага управления бортовыми фрикционами и тормозами.
T-34
Рис. 119. Общий вид и детали рычагов управления: 1— кронштейн; 2— рычаг управления; 3— трехплечий рычаг; 4— ролик; 5— валик; 6— ось рычага управления; 7 — уравновешивающая пружина; 8— рычажок тормоза; 9— штифт крепления пружины Ролик при этом отойдёт от поверхности крюка в точке в (см. рис. 118, положение 2-е). Таким образом, при повороте водителем рычага на себя сначала выбирается зазор между крюком и роликом, а затем крюк, нажимая на ролик, повернёт трёхплечий рычаг, тянущий за собой промежуточную тягу 9 (см. рис. 117) бортового фрикциона, второй конец соединён с рычажком 14, приваренным к трубе 13 на уравнительном валике. К этой же трубе 13 приварен и второй рычажок 33, с которым соединена продольная тяга 17 бортового фрикциона. Последняя проходит под днищем в трансмиссионное отделение, где она соединена с рычажком 19 на переходном валике. Движение промежуточной тяги 9 через уравнительный валик передаётся продольной тяге 17, которая за рычажок 19 поворачивает трубу на наружном (промежуточном) валике 22. Верхний рычаг 20, приваренный к этой трубе, вращаясь, поворачивает через наклонную тягу 23 поводковую коробку бортового фрикциона и выключает его. Уравновешивающая пружина 5, усилие которой вначале поглощается кронштейном 6, по мере поворота трёхплечего рычага всё более стремится повернуть его в ту же сторону, что и крюк рычага 4, облегчая этим выключение фрикциона. К тому моменту, когда фрикцион будет полностью выключен, крюк рычага подойдёт под ролик таким профилем, что, несмотря на дальнейший поворот рычага, он уже не давит на ролик, а только проскальзывает под ним. Усилие пружин бортового фрикциона, стремящихся включить его, будет полностью уравновешиваться пружиной 5. При повороте рычага управления вместе с ним поворачивается приваренный к его оси рычажок тормоза 8, который тянет за собой промежуточную тягу тормоза 10. Последняя поворачивает двуплечий рычажок 15 (для левого привода) или рычажок 29 (для правого привода), вместе с ним и тормозной валик 34 с рычажком 28. Палец, укреплённый на конце этого рычажка, входит в прорезы передней вилки продольной тяги тормоза 16, идущей над днищем в трансмиссионное отделение и подсоединённой к рычажку 18 внутреннего валика. Пройдя прорезь в передней вилке, палец упрётся в переднюю её стенку и начнёт передвигать продольную тягу 16. Следовательно, движение продольной тяги тормоза начинается немного позже, чем продольной тяги бортового фрикциона 17. Тяга 16 посредством рычажка 18 поворачивает внутренний валик промежуточного валика, а также (через верхний рычаг 21 и наклонную тягу тормоза 24) рычаг тормоза 25, затягивая этим тормозную ленту. Итак, устройство ручного привода осуществляет последовательно: 1) выборку люфтов (холостой ход рычага управления) и выключение бортового фрикциона; 2) прекращение сжатия пружин бортового фрикциона при полном его выключении и одновременно окончательную затяжку тормоза. В первоначальное положение тормозные тяги и рычажки возвращаются усилием пружин 11. Возврат тяг и рычажков привода к бортовому фрикциону производится пружинами бортовых фрикционов. Однако рычаг управления под действием этих пружин возвращается не полностью в свое крайнее переднее положение. Поэтому для избежания работы с частично выключенным бортовым фрикционом, что может привести к пробуксовке, нагреву и короблению дисков, нужно при включении бортового фрикциона обязательно дожимать рукой рычаг управления вперёд до упора. Усилие, необходимое для сжатия пружин бортового фрикциона лишь частично уравновешивается в начале выключения уравновешивающей пружиной, а к концу выключения уже полностью. В это время усилие водителя идёт только на затяжку тормозной ленты, благодаря чему оно не превышает 20...25 кг. Ножной привод к тормозным лентам Ножной привод служит для одновременного затягивания обеих тормозных лент без выключения бортовых фрикционов. Он состоит из ножной педали 1, расположенной впереди водителя, рядом с педалью привода к топливному насосу, тяги 3, рычажка 31, укреплённого на полом валике, и фиксирующего механизма, установленного рядом со щитком приборов водителя. При нажатии ногой на педаль 1 соединенная с педалью тяга 3 поворачивает на некоторый угол рычажок 31. Выступы на головке этого рычажка зацепляются за соответствующие выступы на головке тормозного рычажка 32, сидящего на шпонке на левом валике и соединённого с продольной тягой левого тормоза, и за выступы на головке муфты 30, сидящей на шпонке на правом тормозном валике. Происходит одновременный поворот левого и правого тормозных валиков 34, а следовательно, одновременное движение продольных тяг тормоза 16 и затяжка тормозных лент. При торможении педалью 1 двуплечий рычажок 15 и рычажок тормоза 29 поворачиваются вместе с тормозными валиками, свободно проходя своими пальцами по прорезям промежуточных тяг тормоза 10, не нарушая положения деталей привода к бортовым фрикционам. На стоянках, при остановках на подъёме или спуске тормоз удерживается в затянутом состоянии посредством фиксирующего механизма (рис. 120).
T-34
Рис. 120. Педали ножного тормоза главного фрикциона и фиксирующий механизм: 1— педаль ножного тормоза; 2— тяга ножного тормоза; 3— кронштейн; 4— валик; 5— кронштейн: 6— зубчатый сектор; 7— поводок; 8— пружина Для фиксирования затянутого тормоза нужно потянуть на себя рукоятку поводка, расположенного справа от щитка контрольных приборов водителя. При этом зубчатая рейка опустится вниз и зацепит зуб на правой щеке ножной педали, удерживая её от возврата в исходное положение, т.е. держа тормоза затянутыми. Расторможение танка осуществляют нажатием ногой на педаль и одновременно снятием зубчатой рейки с зуба педали путём нажатия рукой на рукоятку поводка (вперёд). Отдающая пружина удерживает фиксирующий механизм в нейтральном положении, не давая зубчатой рейке самопроизвольно опуститься и застопорить педаль при кратковременных торможениях. Регулировка приводов управления Регулировать приводы управления необходимо после каждой их разборки, а также периодически в процессе эксплуатации танка. При хорошей отрегулированности приводов управление танком является легким и надёжным. Регулировку приводов управления производить в следующем порядке: 1) Проверить холостой ход тяг привода к бортовым фрикционам. Для этого, отъединив промежуточную тягу 9 (см. рис. 117) бортового фрикциона от трехплечего рычага или продольную тягу 17 от рычажка 33 на уравнительном валике подать тягу рукой вперёд. Полученный холостой ход должен находиться в пределах 9...12 мм. При холостом ходе менее 9 мм удлинить или промежуточную тягу (свинчиванием вилки), или продольную тягу (регулировочной муфтой), либо укоротить наклонную тягу в корме танка. Если же холостой ход более 12 мм, то поступить наоборот. Проверив ход, соединить с рычагом ранее отъединённую тягу. Примечание. При проверке холостого хода тяг нельзя отъединённую тягу отводить назад, а затем продвигать вперёд. Измерять нужно только ход тяги вперед от того положения, в котором она находилась, будучи соединённой рычажком пальца, т.е. когда, не изменяя положения рычажка и тяги, их можно соединить пальцем. 2) Проверить начало движения продольной тяги тормоза. При повороте механиком-водителем рычага управления на себя движение тяги тормоза 16 должно начаться тогда, когда продольная тяга бортового фрикциона 17 пройдет 12...20 мм. Если начало движения тормозной тяги запаздывает, укоротить её, если опережает— удлинить. 3) Проверить полный ход тормоза 16, который должен быть в пределах 65...75 мм. Ход тяги регулируется гайкой 26 стяжного болта тормозной ленты и соответствует зазору между лентой и барабаном в 1...2 мм. 4) Проверить одновременность затяжки обеих тормозных лент 27 при нажатии на педаль ножного привода. Это может быть сделано следующим образом: нажать педаль ножного привода и зафиксировать её вторым (со стороны водителя) зубом зубчатой рейки. Затянуть до отказа одинаковым усилием гайки стяжных болтов обеих тормозных лент. При регулировке все вилки и муфты должны быть навинчены на тяги не менее чем на 18 мм. Проверить это по контрольным отверстиям в сгонных муфтах и вилках.
T-34
Рис. 121. Бортовая передача (в разрезе): 1— фланец; 2— крышка; 3— червяк; 4— сферический роликоподшипник: 5— обойма; 6— проставочное кольцо; 7 — ведущий валик; 8— обойма роликоподшипника; 9— плавающее кольцо; 10— струна; 11— роликоподшипник; 12— конический роликоподшипник; 13— крышка картера бортовой передачи; 14— пробка; 15— конический роликоподшипник; 16— нажимное кольцо сальника; 17— крышка сальника; 18— кольцо крепления ведущего колеса; 19 — гайка струны; 20— струна; 21— ведомый вал: 22— болт крепления крышки картера: 23— спускное отверстие под пробку; 21— броневой колпак; 25— ведомая шестерня; 26— пробка; 27— картер бортовой передачи; 28— шестерня с валиком; 29— крышка сальника; 30— регулировочный болт; 31, 32, 33— втулки; 34— трос спидометра БОРТОВАЯ ПЕРЕДАЧА Бортовые передачи размещены в кормовой части танка между бортовыми фрикционами и ведущими колёсами. Каждая такая передача представляет собой одноступенчатый понижающий редуктор, уменьшающий обороты ведущего колеса относительно главного вала коробки перемены передач. Передаточное отношение шестерни бортовой передачи 5,7:1. Назначение бортовой передачи— постоянно увеличивать крутящий момент на ведущем колесе танка за счёт снижения скорости движения на всех передачах. Устройство бортовой передачи Бортовую передачу (рис. 121) монтируют в картере 27, приваренном и приклёпанном к кормовому и бортовому листам корпуса, и в крышке 13, крепимой болтами к картеру. Выступающая из корпуса часть картера закрыта, приваренным броневым колпаком 24. Весь механизм делится на две части: ведущую (рис. 122) и ведомую (рис. 123).
T-34
Рис. 122. Ведущая часть бортовой передачи Рис. 123. Ведомая часть бортовой передачи Ведущая часть Ведущая часть бортовой передачи состоит из следующих основных деталей: ведущего валика 7 (см. рис. 121), выполненного заодно с шестерней в 10 зубьев, фланца 1, сидящего на шлицевом хвостовике ведущего валика, и струны 10, скрепляющей ведущий валик с фланцем. Под гайку струны ставят пружинящие шайбы. Фланец крепят болтами к ведомому барабану бортового фрикциона. Ведущий валик опирается на два роликоподшипника 4 и 11, из которых один двухрядный— сферический, бочкообразный — насажен на ступицу фланца 1, а другой — цилиндрический, радиальный — помещён в специальной обойме 8, которую крепят винтами к крышке 13 картера бортовой передачи. Двухрядные сферические роликоподшипники 4, размещённые в бортовых передачах, являются одновременно опорами главного вала коробки перемены передач. Нагрузка, воспринимаемая двухрядным шарикоподшипником на конце главного вала коробки перемены передач, передаётся через наружный барабан бортового фрикциона и фланец 1 на сферический роликовый подшипник 4, установленный в картере бортовой передачи. В ведущей части левой бортовой передачи смонтирован привод спидометра, основной деталью которого является червячная пара, состоящая из червяка 3 и шестерни с валиком 28. При вращении фланца вместе с ним вращается и червяк, сопряжённый с шестерней привода спидометра. В хвостовике шестерни привода спидометра имеется вырез, в который входит наконечник троса спидометра 34. Ведомая часть Ведомую часть бортовой передачи монтируют в крышке картера 13 (см. рис. 121), и состоит она из следующих основных деталей: ведомой шестерни 25, ведомого вала 21 и струны 20. Ведомая шестерня, имеющая 57 зубьев, установлена на шлицы на конце ведомого вала. На другом конце этого вала, выступающем из картера, установлено ведущее колесо, закрепляемое при помощи кольцевой шайбы 18 и восьми болтов (на танках прежних выпусков их было всего четыре). Ведомый вал опирается на два конических роликоподшипника 15 и 12. Внутреннее кольцо подшипника 15 напрессовывают на ведомый вал 21, внутреннее кольцо подшипника 12 — на ступицу ведомой шестерни 25. Наружные кольца этих подшипников запрессованы в соответствующих гнёздах крышки картера 13. Затяжку конических роликоподшипников и крепление ведомой шестерни 25 на валу 21 производят при помощи струны 20. На степень затяжки гайки струны нужно обращать особое внимание, так как от этого зависит работа конических роликоподшипников. Смазка деталей бортовой передачи производится разбрызгиванием. Картер заполняют смазкой через два закрытых пробками 14 и 26 отверстия, одно из которых находится в крышке картера, а другое в картере со стороны броневого колпака. Последнее отверстие является также контрольным (для проверки уровня смазки в картере). Состав смазки бортовой передачи: летом — консталина 30%, авиамасла МК 70%; зимой— консталина 30%, авиамасла МЗ 70%. Для избежания вытекания смазки установлено два фетровых сальника: один на крышке 2 — у фланца и другой— у горловины крышки картера. Последний зажат между нажимным кольцом 16 и крышкой сальника 17. Для спуска масла имеется в нижней части картера отверстие 23, закрытое пробкой. Все детали левой и правой бортовых передач взаимозаменяемы, за исключением деталей привода к спидометру и крышек сальника ведущей части. На правой бортовой передаче вместо червяка устанавливают проставочное кольцо. Снаружи на крышке картера бортовой передачи крепят кулак, служащий для забивания на место пальцев гусеницы, вылезающих из проушин траков. Сборка бортовой передачи Сборка бортовой передачи производится отдельно по узлам— ведущего и ведомого валов. Узел ведущего вала собирается на фланце 1 крепления наружного барабана бортового фрикциона, а узел ведомого — в крышке 13(см. рис. 121) картера бортовой передачи. Устанавливают бортовую передачу на корпусе танка (рис. 124) также по узлам: сначала узел ведущего вала, а потом ведомого вала. Сборка узла ведущего вала При сборке узла ведущего вала необходимо соблюдать следующую последовательность: 1) Запрессовать в крышку 2 (см. рис. 121) втулки 31 и 33 привода к спидометру и подогнать валик привода к спидометру так, чтобы он свободно вращался во втулках; подгонку производить, слегка разворачивая втулки, а после подгонки вынуть валик. 2) Установить на крышке 2 сальниковую крышку 29 и в образовавшуюся канавку вложить сальник. 3) Запрессовать при помощи медной выколотки роликоподшипник 4 в обойму 5. 4) Наложить на обойму 5 с подшипником крышку 2, стянуть их двумя болтами и по полученному между фланцами зазору установить толщину прокладок, после подбора которых вывернуть болты. 5) Положить фланец 1 ступицей вверх и надеть на неё собранную ранее крышку 2 с сальником. 6) Напрессовать на ступицу фланца (до упора в бурт) червяк 3, причём паз червяка должен найти на штифт, ввёрнутый в ступицу фланца. Для правой бортовой передачи вместо червяка напрессовывают проставочное кольцо. 7) Вставить в отверстие втулки 31 валик привода спидометра до совмещения зубьев валика с зубьями червяка. Вставить втулку 32 и втулку с фланцем 33 в отверстие крышки. 8) Проверить зацепление и предельный люфт валика 28, люфт должен быть в пределах 0,1...0,7 мм. Регулируют его шайбами, подкладываемыми под бурт валика. 9) После окончания регулировки закрепить фланец 53 двумя болтами. 10)Наложить на фланец крышки подобранные ранее прокладки и напрессовать на ступицу фланца роликоподшипник 4 с обоймой 5. Роликоподшипник, напрессовывают до упора в червяк, а для правого борта— в проставочное кольцо. 11)Стянуть двумя болтами крышку с обоймой 5. 12)Надеть на ведущий валик 7 проставочное кольцо в до упора в зубья. 13)Вложить ведущий валик во фланец, совмещая шлицы. 14)Вставить в отверстие валика струну, причём штифты её должны войти в сверление в торце валика. На резьбовой конец струны надеть пружинные шайбы, затянуть до упора гайку и, отпустив её на полоборота, зашплинтовать. Шаткость струны недопустима.
T-34
Рис. 124. Бортовая передача, установленная на танке Сборка ведомой части При сборке ведомой части бортовой передачи необходимо соблюдать следующую последовательность: 1. Запрессовать в гнезде крышки картера до упора наружные кольца конических роликоподшипников 12 и 15 (см. рис. 121). Запрессовку производить лёгкими ударами молотка по выколотке из красной меди (или мягкой стали), распределяя удары равномерно по торцу кольца подшипника. Бить молотком по кольцу, подшипника категорически воспрещается. 2. Запрессовать внутреннее кольцо подшипника 15 на вал 21 до упора в гребешки вала, а внутренней кольцо подшипника 12— на ступицу шестерни 25 до упора в бурт. Для облегчения напрессовки нагреть кольца подшипников в минеральном масле с температурой 80...90°С. 3. Проверить прилегание торцов колец подшипника. Между торцом кольца подшипника и плоскостью, в которую он упирается, пластинка щупа в 0,05 мм может «закусываться». Прохождение щупа в 0,1 мм на полную глубину допускается не более чем на 1/4 окружности. Между торцом кольца подшипника 19 и гребешками вала прохождение пластинки щупа в 0,06 мм допускается не более чем на двух гребешках. 4. После проверки обильно смазать подшипники смазкой, заправляемой в бортовую передачу. 5. Продеть струну 20 через ступицу шестерни 25 так, чтобы штифты шляпки струны вошли в отверстие шестерни, и положить шестерню подшипником вверх. 6. Установить на шестерне 25 крышку картера 13 с запрессованными в неё кольцами подшипника, и провернуть несколько раз вокруг оси. Примечание. Эта работа выполняется при помощи крана или усилием трех...четырёх человек. 7. Вставить вал 21, а также ступицу шестерни 25 и ударами медной выколотки осадить вал до улара роликоподшипником 15 (верхним) в наружное кольцо. Отрегулировать осевой люфт конических роликоподшипников затяжкой гайки 19 и конца струны 20 следующим образом: а) обстучать собранный, как указано выше, узел оправкой из красной меди или другого мягкого металла; удары наносить по фланцу крышки картера 13 и гайки 19 в диаметрально противоположных направлениях; б) затянуть гайку струны до упора; в) отпустить гайку и, проворачивая крышку, одновременно затягивать гайку струны до тех пор, пока проворачивание крышки 13 одной рукой станет затруднительным (лёгкое защемление роликов); г) произвести повторное обстукивание деталей и вновь подтянуть гайку струны до лёгкого защемления роликов, как указано в пункте «в»; д) отпустить гайку на одну грань и зашплинтовать её. Крышки картера должны свободно обращаться на подшипниках. 8. По окончании регулировки установить нажимное кольцо 16, прокладку и крышку 17 с сальником, закрепить их болтами и застопорить. Установка бортовой передачи в танке Устанавливают бортовую передачу в танке последовательно по узлам, сначала ведомую часть, потом ведущую. В исключительных случаях разрешается (чтобы не вынимать из танка коробку передач) ставить ведомую часть бортовой передачи при уже установленной ведущей части. При установке бортовой передачи на танке необходимо соблюдать следующий порядок операций: 1) Очистить от забоин поверхность разъема картеров крышки. 2) Укрепить винтами к крышке картера 13 обойму 8. 3) Вложить в обойму плавающее кольцо 9 и роликоподшипник 11, смазанный солидолом. 4) Смазать бумажную прокладку белилами с обеих сторон и наложить её на фланец крышки. 5) При помощи тали поднять собранную крышку и вставить её в отверстие картера бортовой передачи. После совмещения крышки с картером следует затолкнуть крышку свинцовой кувалдой и, закрепив равномерно болтами, застопорить замковыми шайбами. 6) Укрепить кулак для забивания пальцев гусеницы. Зазор между кулаком и бортом корпуса заполнить прокладками, чтобы кулак прилегал к борту. 7) Проворачивая вал, проверить лёгкость его вращения. 8) Вложить ведущую часть изнутри корпуса в горловину картера бортовой передачи. Совместить отверстия крышки 2 и обоймы 5 с горловиной и закрепить их болтами. В местах разъёма поставить бумажные прокладки на белилах. Примечание. О соединении фланца бортовой передачи с наружным барабаном бортового фрикциона см. выше. Разборка бортовой передачи Разбирают бортовую передачу в последовательности, обратной сборке. Для снятия ведомой части и ведущего валика при разборке вынимать коробку перемены передач из танка не требуется. Для разборки же привода спидометра, замены сальника в крышке 2 или снятия фланца 1, а также подшипника 4 необходимо вынимать из танка коробку перемены передач вместе о бортовыми фрикционами. Вынимать ведущий валик нужно в такой последовательности: 1) Снять крышку картера бортовой передали. 2) Отвернуть гайку струны и, ввернув съёмник в торец валика, вытянуть ведущий валик из фланца. При замене сальника на ведомом валу снимают ведущее колесо, отвёртывают 'болты крепления крышки сальника, снимают и заменяют сальниковое кольцо. Уход за бортовой передачей Уход за бортовой передачей при эксплуатации танка заключается в периодической заправке смазки в картер и в крышку бортовой передачи. После пробега танком 300...400 км необходимо разъединить гусеницу, отвернуть болты колпака ведущего колеса, снять колпак и проверить шаткость струны. В случае ослабления струны ведущего валика следует затянуть до отказа гайку, затем опустить её на одну грань и зашплинтовать. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТРАНСМИССИИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ Неисправности главного фрикциона Неисправность Причина Способ устранения Не выключается главный фрикцион. Покоробленность дисков трения Заменить диски трения. Излом дисков трения. Заменить диски трения. Наличие выбоин на зубьях ведущего барабана или маховика Снять и разобрать фрикцион. Зачистить его. Замасливание дисков трения. Вынуть и промыть диски. Малый ход нажимного диска (неполное выключение). Разрегулировался привод управления главным фрикционом. Отрегулировать привод управления главным фрикционом. Рассоединился привод к главному фрикциону. Осмотреть привод, устранить неисправность и отрегулировать. При работе двигателя на полную мощность скорости движения на всех передачах недостаточны. Заедание или примерзание тяг привода главною фрикциона к днищу. Осмотреть привод и устранить заедание. В случае примерзания— обрубить лёд и смазать тяги солидолом или смесью солидола (50%) и авиамасла МЗ (50%) Пробуксовка главного фрикциона. Износ дисков трения. Отсутствует зазор между шариками и лунками колец механизма выключения. Снять с пальцев под нажимным диском по одной проставочной шайбе. Шаткость вентилятора (обнаруженная при осмотре). Недостаточная затяжка пробки, крепящей маховик. Затянуть пробку усилием двух человек, надев на ключ отрезок трубы длиной в 1,5...2 м. Неисправности коробки перемены передач Не переключаются или с трудом переключаются передачи. Не полностью выключается главный фрикцион вследствие покоробленности, излома или замасливания дисков, либо разрегулировки привода. См. «Неисправности главного фрикциона». Заедание или заклинивание тяг или поводков кулисы (попадание под тяги посторонних предметов или примерзание тяг к днищу). Удалить из-под тяг заклинивающие предметы. Удалить снег или лёд с днища. Обильно смазать тяги солидолом или смесью 50% солидола и 50% авиамасла МЗ. Застыла смазка в картере кулисы (при сильных морозах или при смазке кулисы солидолом). Заменить смазку в картере кулисы на солидол или смесь из солидола (50%) и авиамасла МЗ (50%) Заедание стопоров фиксаторного механизма кулисы в стопорном диске, вследствие нарушения регулировки троса фиксаторного механизма. Отрегулировать фиксаторный механизм кулисы. При выходе рычага кулисы в нейтральное положение танк продолжает двигаться на той же передаче (передачи не переключаются). Резкое выключение передач, что привело к выдёргиванию рычага кулисы из выреза поводка до прихода поводка в нейтральное положение (замок кулисы при этом запирает все поводки). Лёгкими ударами молотка поставить поводки кулисы в нейтральное положение. Включение и выключение передач производить плавно, без рывков. Подтекание масла на кронштейне горловины. Износ сальника ведущего валика, недостаточная затяжка сальниковой гайки. Подтянуть сальниковую гайку. Наличие масла на картере возле поводковых коробок. Износ сальника, недостаточная затяжка сальниковой гайки. Подтянуть сальниковую гайку. Неисправности бортовых фрикционов и тормозов Плохая управляемость танка (тяжёлые повороты или остановка танка при развороте). Пробуксовка дисков трения вследствие неправильной регулировки привода бортового фрикциона (выбран весь люфт между шариками и кольцами механизма выключения). Отрегулировать привод управления бортовыми фрикционами. Замасливание дисков трения. Разобрать фрикцион, промыть и насухо вытереть диски. Сальник, пропускающий смазку, заменить. Замасливание тормозных ,колодок и барабана. Снять тормозную ленту, промыть керосином ленту с колодками и барабан и насухо вытереть их. Неправильная регулировка ленты иди привода к тормозу. Отрегулировать привод к тормозу и зазор между тормозными колодками и барабаном. Танк не поворачивается при повороте рычага бортового фрикциона Покороблены диски трения, вследствие чего не выключается бортовой фрикцион Заменить покоробленные диски, для чего вынуть из танка коробку перемены передач и разобрать фрикцион. После сборки —отрегулировать приводы. При невозможности заменить диски производить (как временная мера) развороты, пользуясь только вторым исправным фрикционом. Поворачиваться, в зависимости от стороны поворота, то на переднем, то на заднем ходу Во время движения танк притормаживается. Ослабление или поломка оттяжных пружин тормозной ленты. Лента касается барабана и захватывается им (происходит притормаживание). Подтянуть или заменить неисправные пружины. При торможении танк не сразу останавливается, а проходит значительный отрезок пути. Большой зазор между лентой и барабаном. Отрегулировать привод и зазор между лентой и барабаном. Неисправности бортовых передач Появление масляных струек на крышке картера. Износ сальника ведомой части. Заменить сальник, для чего разъединить гусеницу, снять ведущее колесо и крышку сальника. Нагрев бортовой передачи в зоне малой горловины. Заедание плавающей шайбы или разрушение роликоподшипника. Снять ведомую часть бортовой передачи и устранить причину заедания шайбы, Повреждённые детали заменить. Нагрев крышки картера бортовой передачи, течь из сальника. Ослабление струны ведомой части бортовой передачи, наличие в картере грязи, проникшей через сальник. Отрегулировать струну в сменить смазку. Разрушение конических роликоподшипников, а возможно и повреждений деталей вследствие неправильной затяжки струны ведомой части или езды с расслабленной гусеницей как следствие — заклинивание гусеницы Разобрать бортовую передачу и заменить повреждённые детали.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне
ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Опознавательные знаки

Война окончена главная страница


URL

Great Patriotic War, antiaircraft machineguns

Russian Nieuport airplanes color pictures

Lost FW.190 fighters gallery

Ленд-Лиз - Американская бронетехника в СССР, фотогалерея

WWII Soviet submarines list at Baltic sea