ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО

		 СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

	 Общее описание системы смазки
Система смазки дизель-мотора В-2-34 обеспечивает непрерывную подачу масла к трущимся поверхностям
двигателя и отводит тепло от трущихся деталей.
Система смазки циркуляционная, комбинированная (под давлением и разбрызгиванием), построенная по
принципу сухого картера. Масло посредством маслонасоса подаётся под давлением к коренным и шатунным
подшипникам, к нижней головке прицепного шатуна, а также к распределительным и наклонным валикам. Под
действием центробежной силы масло разбрасывается и попадает на стенки цилиндров, смазывая поршень и
верхнюю головку шатуна.


T-34
Рис. 69. Схема смазки двигателя: 1— трубка от маслобака к насосу; 2— трубка от насоса к уравнительному бачку; 3— трубка от шприца к водяной помпе; 4— дренажная трубка; 5— винтовой шприц для смазки валика водяной помпы; 6— уравнительный бачок; 7— соединительная трубка; 8— трубка от уравнительного бачка к маслобаку; 9— маслобак; 10— заливная пробка маслобака; 11— сливная пробка маслобака; 12— манометр; 13— аэротермометр; 14— трубка манометра; 15— трубка от маслобака к маслоподающему насосу; 16— ручной маслоподкачивающий насос; 17 --масляный фильтр; 18— масляный насос; 19— соединяющий тройник. Составными частями масляной системы (рис. 69) являются: масляные баки, масляный насос, масляный фильтр, ручной маслоподкачивающий насос, масляные трубопроводы и контрольные приборы — манометр и аэротермометр. Устройство системы смазки Масляные баки Масляные баки 9 (см. рис. 69) устанавливаются в моторном отделении с обеих сторон двигателя, у бортов танка. При таком расположении баков поток наружного воздуха, всасываемого внутрь танка вентилятором, омывает их стенки и охлаждает находящееся в баках масло. Заправочная ёмкость одного бака — 40 л. На каждом масляном баке вверху имеются: заливное отверстие с сетчатым фильтром, закрываемое пробкой 10, патрубки для подсоединения труб 8 и 7 и две петли, служащие для вынимания и установки баков в корпусе танка. Пробка заливного отверстия снабжена клапаном, который соединяет внутреннюю полость бака с атмосферой при повышении давления в баке сверх 0,15...0,18 ат. В нижней части бака расположен отстойник, в котором установлен второй масляный фильтр бака. К фильтрам присоединены трубки 1, через которые масло поступает к масляному насосу. Сливная пробка 11 устроена так, что для открытия выхода масла достаточно двух...трёх оборотов. Пробка имеет крупную нарезку, на которую навинчивается наконечник со шлангом, отводящим сливаемое из бака масло в посуду. Масляный насос Циркуляция масла в двигателе достигается при помощи шестеренчатого масляного насоса, имеющего три секции, две из которых (верхняя и нижняя) являются откачивающими и одна нагнетающей. Верхняя откачивающая секция откачивает масло из переднего маслоотстойника, а нижняя из заднего маслоотстойника. Обе секции нагнетают масло в бак через общую камеру. Нагнетающая же секция насоса подает масло из бака в масляный фильтр. Каждая секция насоса состоит из двух цилиндрических шестерен заключенных в отдельный, отлитый из алюминиевого сплава корпус.
T-34
Рис. 70. Масляный насос (в разрезе и в разобранном виде): 1— корпус верхней откачивающей секции; 2— корпус нижней откачивающей секции; 3— корпус нагнетающей секции; 4— крышка насоса; 5— ведущий валик; 6— ось ведомых шестерен; 7— сетчатый фильтр масляного насоса; 8 — редукционный клапан; 9— приемное отверстие верхней откачивающей секции; 10— приемный канал нижней откачивающей секции; 11— штуцер для подвода масла в нагнетающей секции; 12— штуцер для спуска масла из нагнетающей секции.
T-34
Основными деталями масляного насоса (рис. 70) являются: корпус 1 верхней откачивающей секции, корпус 2 нижней откачивающей секции, корпус 3 нагнетающей секции, крышка 4, ведущий валик 5, ось ведомых шестерен, цилиндрические шестерни и редукционный клапан 8. Редукционный клапан отрегулирован на давлении 6,5 кг/см2. Работа масляного насоса При вращении ведущего валика шестерни верхней откачивающей секции засасывают масло через отверстие 9 из переднего отстойника и перегоняют его в противоположную полость, откуда оно через сверление г поступает в нижнюю откачивающую секцию. Шестерни нижней секции засасывают масло (через канал 10 и трубку, проло- женную на дне нижней половины картера) из заднего отстойника и перегоняют его на противоположную сторону секции, откуда оно обеими секциями отводится через штуцер в бак. Шестерни нагнетающей секции засасывают масло через штуцер 11 из бака и также перегоняют его на противоположную сторону в полость нагнетания, откуда через специальный штуцер масло поступает в фильтр. Масляный фильтр Фильтр состоит из следующих основных деталей: корпуса 1 (рис. 71), сетчатого фильтрующего устройства 2 и перепускного клапана 3. Дно корпуса имеет с наружной стороны прилив с тремя радиальными каналами А, Б и В. По каналу А масло подводится от масляного насоса к фильтру, а по каналу Б отводится в мотор. Канал В является перепускным, в нём помещается перепускной клапан фильтра. Фильтрующее устройство 2 состоит из двадцати фильтрующих секций, а каждая из них из двух латунных ободков: наружного 6 и внутреннего 7. На ободках напаяна фильтрующая сетка. Для входа масла в фильтрующую секцию на втулке внутреннего ободка имеется десять отверстий, для выхода же масла из секции на периферию наружного ободка тридцать отверстий. Работа масляного фильтра Масло в фильтр поступает через канал А, из которого через отверстия в крышке сеток проходит в приёмный канал фильтра, откуда через отверстия во внутренних ободках поступает в фильтрующие секции. Из каждой фильтрующей секции отфильтрованное масло выходит через отверстия на наружных ободках в кольцевую образованную корпусом и фильтрующим устройством полость, откуда через канал Б направляется в двигатель. Перепускной клапан обеспечивает необходимое давление масла и одновременно служит предохранительным клапаном на случай возникновения больших сопротивлений в фильтрующей секции. При засорений фильтра или при загустении масла на холоде перед запуском двигателя перепускной клапан открывает дополнительный проход маслу. Ручной подкачивающий насос Ручной маслоподкачивающий насос (рис. 72) служит для заполнения маслом масляной системы двигателя перед его запуском, что необходимо для предотвращения полусухого или даже сухого трения в первые моменты работы двигателя (до создания давления в магистрали). Маслоподкачивающий насос состоит из следующих основных деталей корпуса: поршня с сальником, всасывающего и нагнетающего клапанов и рукоятки. Насос установлен на моторной перегородке с левой стороны по ходу танка и соединен с масляной системой всасывающей и нагнетательной трубками. Всасывающая трубка насоса подсоединена к тройнику, а нагнетательная трубка— к крышке центрального подвода масла, в двигатель. Работа насоса происходит следующим образом: воздействием руки на рукоятку 5 приводят в возвратно- поступательное движение поршень насоса 2; при этом масло всасывается из тройника в полость корпуса насоса, а оттуда через крышку центрального подвода нагнетается в полость хвостового коленчатого вала. Количество закачиваемого в двигатель масла должно быть не менее 2,5 л, что соответствует примерно 150 рабочим ходам насоса, причём давление в главной магистрали должно составлять не менее 0,5 ат.
T-34
Рис. 71. Масляный фильтр (в разрезе): 1— корпус фильтра; 2— фильтрующее устройство в сборе; 3— перепускной клапан; 4— крышка фильтра; 5— крышка фильтрующих сеток; 6— наружный ободок фильтрующей секции; 7— внутренний ободок фильтрующей секции; 8— пробка для спуска масла из фильтра; 9— клапан; 10— пружина.
T-34
Рис. 72. Ручной маслоподкачивающий насос: 1— корпус насоса; 2— поршень; 3— всасывающий клапан; 4— нагнетающий клапан; 5— рукоятка привода. Манометр и дистанционный аэротермометр К трубке, идущей от масляного фильтра 17 (см. рис. 69) в крышке центрального подвода, присоединён приёмник масляного манометра, который соединён с масляным манометром капиллярной трубкой 14, заполненной незамерзающей жидкостью. Масляный манометр показывает давление масла, поступающего в коленчатый вал двигателя. К трубке 2, идущей от масляного насоса 18 к уравнительному бачку 6, присоединён штуцером приёмник дистанционного аэротермометра 13, измеряющего температуру выходящего из двигателя масла. Масляный манометр и аэротермометр монтируют на щитке контрольных приборов перед водителем танка.
T-34
T-34
Рис. 73. Схема смазки двигателя (серия 4а): 1— масляный насос двигателя; 2— трубка от маслонасоса к масляному фильтру; 3— масляный фильтр; 4— трубка от фильтра в двигатель; 5— трубка, подводящая масло к первому коренному подшипнику; 6— вертикальное сверление первой опоры; 7— внутренняя полость коренной шейки первой опоры коленчатого вала; 8— изогнутая трубка шатунной шейки коленчатого вала; 9— подвод смазки к прицепному шатуну; 10— внутренняя полость носка коленчатого вала; 11 — трубка подвода смазки к подшипникам распределительных валиков; 12— кольцевая полость между вертикальным валиком и его стаканом; 13— кольцевая полость стакана наклонного валика; 14— трубка, подводящая смазку к подшипникам распределительных валиков; 15— вертикальное сверление в головке блока; 16— сверление в подшипнике распределительного валика; 17— канавка на рабочей поверхности первого упорного подшипника распределительного валика; 18— сверление для смазки 2, 3, 4, 5, 6 и 7-го подшипников распределительных валиков; 19— тройник на торце верхней половины картера; 20— трубка для смазки наклонного и горизонтального приводов электрогенератора; 21— вертикальное сверление к нижнему валику привода электрогенератора;22— кольцевая полость наклонного валика привода электрогенератора; 23— заглушка отверстия для заливки на механизм распределения смазки при консервации двигателя.
T-34
Рис. 74. Особенности системы смазки двигателей серии 1942-г. с центральным подводом смазки: 1— трубка от маслонасоса к масляному фильтру; 2— масляный фильтр; 3— изогнутая трубка шатунной шейки коленчатого вала; 4— горизонтальное сверление в стенке верхней половины картера; 5— сверление в стакане верхнего вертикального валика; 6— кольцевая полость между вертикальным валиком и его стаканом; 7— трубка, подводящая смазку к подшипникам распределительных валиков; 8— сверление в головках правого к левого блоков; 9— вертикальное сверление в головке блока; 10— канавка основания первого подшипника распределительных валиков; 11— сверление в подшипнике распределительного валика; 12— канавка на рабочей поверхности первого упорного подшипника распределительного валика;13— тройник на торце верхней половины картера; 14— сверление в приливе нижней половины картера; 15— горизонтальное сверление; 16— вертикальное сверление; 17— трубка для смазки наклонного и горизонтального валиков привода электрогенератора; 18— кольцевая полость горизонтального валика электрогенератора; 19— трубка от фильтра к крышке центрального подвода; 20— крышка центрального подвода смазки; 21— внутренняя полость крышки; 22— внутренняя полость хвостовика коленчатого вала; 23— радиальное сверление, 24— наклонное сверление; 25— зажим трубок; 26— трубка подвода смазки к подшипникам нижнего вертикального валика; 27— трубка подвода смазки к приводу топливного насоса в нижним подшипникам наклонных валиков; 28— обратный клапан, соединенный трубкой с ручным маслоподкачивающим насосом. Работа системы смазки Из полости нагнетания масляного насоса масло по трубке 2 (рис. 73) идёт в фильтр. Очистившись в нём от механических примесей, масло проходит по трубке 19 (рис. 74) во внутреннюю полостъ 21 крышки центрального подвода 20, а оттуда часть его поступает во внутреннюю полость 22 хвостовика коленчатого вала, а часть через сверления 24 к зажиму 25 и далее к подшипникам нижнего вертикального валика, к приводу топливного насоса, к генератору, к нижней части наклонных валиков, к распределительным валикам, а также к верхней части наклонных валиков. Из внутренней же полости 22 масло поступает (через сверление 23 и два радиальных сверления в щеке коленчатого вала) во внутреннюю полость первой шатунной шейки. Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежной силы отбрасываются внутри полости шатунной шейки к. внешней стороне, и очищенное масло с одной стороны полости проходит наклонное сверление, поступает для смазки первого коренного подшипника, а с другой стороны полости направляется для смазки остальных шатунных и коренных шеек. Масло, находящееся под давлением в зазоре между шатунными шейками и их подшипниками, проходит через сверление в верхних вкладышах и головках шатунов и смазывает палец и втулку нижней головки прицепных шатунов. Отработанное масло выходит из коренных подшипников через зазоры и стекает в нижнюю половину картера. Масло, отекающее с торцов нижних головок шатунов, разбрызгиваясь, смазывает стенки цилиндров и верхние головки шатунов, стекая затем в нижнюю половину картера, где и скапливается в маслосборниках. Масло, смазывающее подшипники распределительных валиков и механизм передачи к ним, стекает по каналам для стока масла тоже в нижнюю половину картера, где также собирается в маслосборниках. Из маслосборников масло откачивается насосом: нижней откачивающей парой шестерен со стороны носка, верхней откачивающей парой шестерен со стороны передач. Обе пары откачивающих шестерён подают выходящее из двигателя МАСЛО сначала вверх по трубке в уравнительный бачок (см. рис. 69), а затем далее по трубкам в масляные баки. Уравнительный бачок служит для равномерного распределения масла между обоими баками. Нормальная эксплуатация двигателя возможна на всех режимах работы, но только при температуре выходящего из двигателя масла не более 105°С и не менее 45°С. Температуру замеряют дистанционным аэротермометром. Во время работы двигателя масло сильно вспенивается и при излишнем количестве масла в системе смазки возможны переполнение баков и повышение давления в них сверх атмосферного, что может привести к выпучиванию стенок баков и образованию течи в сварных швах. Для предотвращения этого к верхней полости масляных баков присоединены дренажные трубки, по которым скопляющаяся в баках масляная пена отводится в картер двигателя. Суфлер, установленный на картере двигателя, поддерживает в картере и в соединённых с ним баках давление, равное атмосферному. Для предохранения баков от переполнения и раздутия в случае отказа в работе дренажной системы баки снабжены клапанами (установлены в пробках заливных отверстий). Уход за системой смазки При уходе за системой смазки двигатели необходимо выполнять следующие правила: 1) Тщательно следить за целостью трубопроводов и не допускать течи масла из мест соединений. 2) Перед заправкой маслом баков очищать лючки и пробки масляных баков от грязи и пыли. 3) Обработанное масло сливать сразу же после окончания работы двигателя. Из масляных баков масло сливают через сливные пробки. Из системы же смазки двигателя масло можно сливать через три штуцера, два из которых расположены на нижней крышке масляного насоса и один на корпусе масляного фильтра. Из нижней половины картера масло сливают через штуцер, расположенный в маслосборнике со стороны передачи. Для промывки масляного фильтра (см. рис. 71) двигателя надо снять крышку 4 масляного фильтра с фильтрующим устройством; расшплинтовать и отвернуть гайку, крепящую крышку сеток и фильтрующие сетки, промыть последние бензином, тщательно очищая их при промывке щеткой. После промывки фильтр должен быть сразу же собран и установлен на месте. Более подробно уход за системой смазки изложен в главе девятой «Техническое обслуживание и эксплуатация танка». Установка и выемка масляных баков Для полной разборки системы смазки нужно предварительно внять крышку над моторным отделением, привод к продольным жалюзи и тягу к задним жалюзи, водяные радиаторы и аккумуляторные батареи. Чтобы вынуть масляный бак, необходимо: 1) вывернуть из днища корпуса под масляным баком заглушки,. а из бака сливную пробку 11 (см. рис. 69) с фильтром; 2) отъединить от верхней части баков соединительные трубки 7 и 8 к уравнительному бачку 6 и к дренажной трубке 4; 3) снять четыре латы, прижимающие бак к корпусу; 4) вынуть крепящие бак деревянные клинья. Установку масляных баков производить в обратной последовательности, причём если двигатель был вынут из танка, то устанавливать его на место нужно после установки масляных баков. Перед сборкой системы надо продуть сжатым воздухом все трубки для удаления из них пыли, грязи, частиц металла и т.п.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Танковые сражения в 1-й мировой войне и во 2-й мировой войне
ТТХ танков 1-й мировой войны и 2-й мировой войны

Опознавательные знаки

Война окончена главная страница


URL

Волчок на службе в артиллерии

WW2 Strategic Artillery of USSR

Самолеты Ансальдо Балилла в России

WW1 Russian Garford heavy armored cars in world war I and civil war

Angkor Wat photogallery *5* фотографическая галерея Ангкор Ват