Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич
ТЕХНИКА ПО ЛЕНД-ЛИЗУ
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ
В США, перед Второй Мировой войной, было разработано два типа
бронетранспортеров – колесный и полугусеничный. Колесный бронетранспортер
«Скаут» M3 был разработан в 1938 году фирмой «Уайт-Автокар» и принят на
вооружение в 1939 году. Бронетраспортер был предназначен для разведывательных
подразделений. Он представлял собой полноприводную двухосную бронированную
машину с кузовом, открытым сверху с бензиновым двигателем мощностью 110 л.с.
В бронетранспортере могли размещаться 6 пехотинцев, 2-3 пулемета, радиостанция
и боеприпасы. Бронетранспортер развивал скорость 88,5 км/час, запас хода его
составлял 402 км. На вооружении бронетранспортера «Скаут» состояло 1-12,7 мм.
пулемет и до 2-х 7,62 мм. пулемета. Всего их было произведено 20918, в том числе
16438 новой модификации МЗ А1 из них 3340 разведывательных бронемашин было
поставлено в СССР.
Работы по созданию полугусеничных бронетранспортеров Half-Track, в США,
начались в 1932 году на базе французского шасси «Ситроен-Кегрес» C417,
созданного во Франции А.А.Кегрессом . Фирмой «Диамонд Т Мотор-Компани»
создала в 1940 году полугусеничный артиллерийский тягач «Half-Track Car» M2 и
полгусеничный бронетранспортер «Half-Track Personel Carrier» M3. «Half-Track
Car» M2 при боевой массе 7990 кг мог буксировать орудие массой до 3500 кг. со
средней скоростью до 36 км/час, максимальная скорость движения без прицепа
достигала 69 км/ч, запас хода - 290 км. Основная часть гусеничных
бронетранспортеров отправлялась в истребительно-противотанковую артиллерию
для буксировки артиллерийских орудий, а также в зенитную артиллерию. «Half-
Track Car» M2 и «Half-Track Personel Carrier» M3 представляли собой открытую
сверху бронированную машину с передними колесами с управляемым и ведущим
мостом, и задним гусеничным ходом с ведущим мостом. Двигателем мощностью
147 л.с. Кузов был значительно больше размером, чем у «Скаута». В штатное
вооружение машины входили 7,62-мм пулемет Браунинг М1919А4 и 12,7-мм
пулемет Браунинг M2HB. Полугусеничных бронетранспортеров было выпущено 41000.
В Советской Армии бронетранспортеры «Скаут» входили в состав
разведывательных рот танковых, механизированных и мотострелковых бригад – 10
машин в роте, а также в состав одного из эскадронов в кавалерийских полках (по
15 машин). Кроме того, гвардейские механизированные и артиллерийские части
могли полностью снабжаться такими машинами. Больше всего разведчиков на
бронетранспортерах МЗ А1 имел в 1944-1945 гг. 4-й гвардейский
механизированный корпус, воевавший в Румынии, Венгрии и Австрии.
Отличительной эмблемой 13-й механизированной бригады этого корпуса был
белый олень, эмблемой 14-й механизированной бригады – лиса, 15-й – носорог.
Колесный «Скаут» М3А1 стал самым массовым и наиболее популярным
бронетранспортером Советской Армии. Поставлялись и полугусеничных
бронетранспортеры (варианты М2, М5 и М9) используемые, в основном как
артиллерийские тягачи, а также на их базе ЗСУ М15А1 и ЗСУ М17, САУ Т48, М18
и М10. Самоходные 57-мм противотанковые пушки Т48, называвшиеся у нас СУ-
57, состояли на вооружении ряда легких самоходно-артиллерийских полков и
истребительно-противотанковых бригад. Первой частью, получившей СУ-57 в
августе 1943 года, стала 16-я истребительно-противотанковая бригада. Зенитные
самоходные установки М15А1 и М17 на базе полугусеничных бронетранспортеров
были единственным мобильным средством ПВО в танковых и механизированных
частях. Часто их использовали и для поражения наземных целей - огонь
счетверенных крупнокалиберных пулеметов был достаточно эффективным. Из
США для советской армии поставлялись также и артиллерийские тягачи М 5.
Артиллерийский тягач М5 был создан на базе легкого танка серии МЗ.
Пассажирский отсек не был полностью закрытым, однако тягач отличался
вместимостью и имел весьма полезную в полевых условиях лебедку. М5
применялись для буксировки орудий калибра до 155 мм. Большое количество
гусеничных тягачей американцы передали союзникам.
Английская фирма «Виккерс-Армстронг» в середине 30-х годов на базе
артиллерийского тягача «Виккерс-Кэрриер» Mk I с использованием элементов
ходовой части и подвески легкого танка «Виккрс-Карден-Лойд» был разработан
гусеничный бронетранспортер «Универсал-Кэрриер», который использовался в
войсках как бронетранспортер, разведывательная машина артиллерийский тягач. Во
время Великой Отечественной войны эти бронетранспортеры использовались в
Советской Армии.
БРОНЕАВТОТЕХНИКА. Всего в СССР было поставлено:
Английских бронетранспортеров: «Универсал Кэрриер» – 2560 шт.,
из них канадских – 1348 шт.
Американских бронетранспортеров: М2 – 342 шт., М3 – 2 шт., М5 – 421 шт., М9 –
419 шт., Т16 – 96 шт., М3А1 «Скаут» – 3340 шт.
Американских самоходных установок: ЗСУ (зенитная самоходная установка)
М15А1 – 100 шт., ЗСУ М17 – 1000 шт., САУ (самоходная артиллерийская
установка) Т48 – 650 шт., САУ М18 – 5 шт., САУ М10 – 52 шт.