Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Закладка автомобильного завода АМО (основан торговым домом «Кузнецов,
Рябушинские и К») была произведена в августе 1916 года, который к марту 1917 г.
должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии
итальянской фирмы «ФИАТ». Для выпуска автомобилей были закуплены
комплекты автомобилей Ф-16, что обеспечило бы сборку 432 грузовиков.
Завершению строительства завода помешала революция и гражданская война, а в
августе 1918 года недостроенный завод был экспроприирован.
В 1931 году завод АМО был перестроен, и начал сборку нового грузовика АМО-2. Вскоре
АМО-2 был модернизирован, и появились АМО-3 и АМО-4. Часть узлов и агрегатов
поставлялась из-за границы. АМО-2 и АМО-3 (в основе которых лежал
американский грузовик Аутокар-5А) в нашем автомобилестроении сыграли роль
пионеров. В 1930 – 1931 гг. они явились первыми отечественными моделями,
снабженными гидравлическим приводом тормозов, батарейной системой
зажигания, диафрагменным бензонасосом, приводимым от коробки передач
компрессором для накачки шин. АМО в 1930 году выпустили 3227 грузовиков,
обогнав итальянский ФИАТ. 1 октября 1931 года заводу присвоено имя
И.В.Сталина (ЗИС). В 1933 завод АМО был снова серьёзно модернизирован и
переименован в ЗИС (Завод имени Сталина). ЗИС-5 – это глубокая модернизация
грузовика АМО-3. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро
завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники.
Грузоподъемность ЗИС-5 была рассчитана на три тонны, но он мог перевозить до
пяти тонн. Двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с. работал на бензине с октановым
числом 55 - 60, а в жаркую погоду даже на керосине. Расход топлива составлял в
среднем от 30 до 33 л на100 км. ЗИС-5 развивал скорость до 60 км/ч. На 20 июня
1941 года в Красной Армии насчитывалось 104200 грузовиков ЗИС-5. В июле 1944
года с конвейера начали сходить и автомобили ЗИС-5В, который в военное время
использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения.
После освоения заводом производства грузовика ЗИС-5 в серийное производство
был запущен грузовой автомобиль ЗИС-6 представляющий собой трехосный
вариант грузовика ЗИС-5. ЗИС-6, в отличие от ЗИС-5, имел усиленную раму,
радиатор увеличенного заправочного объема и объем топливного бака 105 литров,
грузоподъемность его составляла 4 тонны. Благодаря наличию 3-х мостов ЗИС-6
обладал хорошей проходимостью по грунтовым дорогам, болотистой почве, снегу и
песку. Проходимость ЗИС-6 увеличивалась при установке на колесах задних мостов
гусеничных цепей «Оверолл». При мощности двигателя 73 л.с. скорость ЗИС-6
составляла 55 км/час, запас хода 260 км. В Красной Армии ЗИС-6 применялся в
качестве транспортной машины и как тягач для артиллерийских орудий. На шасси
ЗИС-6 устанавливались пусковые установки реактивной артиллерии БМ-13 и
БМ-8-32. ЗИС-6 находился в производстве с начала 1934 года до октября 1941 г.,
когда началась эвакуация завода ЗИС. После восстановления производства на
заводе ЗИС-6 больше не изготавливался. Его место в Красной Армии постепенно
начали занимать трехосные грузовики импортного производства.
Несмотря на то, что артиллерия была недостаточно укомплектована тягачами,
преимущество полноприводных колесных тягачей недооценивалось. На заводах
работа над полноприводными автомобилями велась, в основном, по собственной
инициативе, в результате в 1939 –1941 годах были созданы образцы
полноприводных колесных автомобилей повышенной проходимости – ГАЗ-62
(4х4), ГАЗ-63 (4х4), ГАЗ-64 (4х4), ГАЗ-33 (6х6), ЗИС-32Р (4x4), ЗИС-36 (6x6). 4
июля 1940 года вышло постановление Экономсовета при СНК № 396 об
изготовлении на ЗИСе 250 автомобилей ЗИС-22 модернизированных вездеходов,
завод приступил к их изготовлению. На базе автомобиля ЗИС-22 был разработан, в
1941 году оптный образец автомобиля ЗИС-42, серийное производство было
развернуто весной 1942 года. По основным узлам и агрегатам ЗиС-42 был
унифицирован с грузовиком ЗиС-5В.
Гусеничные ленты были резинотканевыми, с металлическими накладками и
башмаками. С 1944 года выпускался вариант ЗиС-42М с двигателем ЗиС-16,
мощностью 85 л.с. Всего в 1942-1946 годах было выпущено 6372 единицы ЗиС-42 и
ЗиС-42М. ЗИС-42 был единственным автомобилем-тягачом, освоенный в 1942 году
и принявший участие в операциях Великой Отечественной и использовался до
начала 50-х годов.
В 1942–43 гг. на ЗИСе были изготовлены опытные образцы
полугусеничных артиллерийских тягачей АТ-14 и АТ-8 с двумя силовыми
агрегатами мощностью по 80 и 92 л.с. соответственно, более надежными
движителями от легких танков с металлическими гусеницами, резиновыми
башмаками и разным количеством опорных катков. В советской армии эти машины
применяли как тягачи полевой артиллерии и как машины снабжения в
труднопроходимой местности, весной и осенью эти машины тоже оказывали
существенную помощь войскам.
В 1932 году, при содействии американской корпорации Форд, в Нижнем
Новгороде (г. Горький), был построен крупный автомобильный завод,
рассчитанный на производство 100000 автомобилей в год. Для проектирования
новых моделей автомобилей не хватало, не только времени, но и специалистов и
опыта, поэтому технологию и конструкцию машин закупили у американских фирм
«Форд» и «Аутокар». Появлению на свет одного из самых массовых советских
автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с
компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года
должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых
автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».
Первый ГАЗ-АА сошел с конвейера 29 января 1932 года и был изготовлен полностью по
чертежам автомобиля Форд. Но советские конструкторы критически подошли к данной
документации и переработали ее. В 1930 году по советским чертежам была
разработана грузовая платформа, усилен рулевой механизм, установлен воздушный
фильтр и многое другое. Конструкторами, также была отмечена техническая
простота и техническая же совершенность данной модели. На ГАЗ-АА
устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 кубических
сантиметров мощностью 42 л.с. четырехступенчатая коробка передач, однодисковое
сцепление сухого трения. Рабочий тормоз имел механический привод. В качестве
топлива использовался бензин с низким октановым числом. Бензиновый бак
устанавливался перед передней стенкой кабины, топливо оттуда поступало в
карбюратор самотеком. Запас хода составлял 215 км. В 1938 году двигатель
форсировали, увеличив мощность до 50 л.с, а также подвергли изменению рулевой
механизм, крепление задних рессор и другие детали. Улучшенный грузовик
получил название ГАЗ-ММ и стал основой для создания целого семейства
автомобилей различного назначения. Горьковские полуторки составляли более
половины автопарка Красной Армии. Главной их задачей была перевозка войск, в
кузове могло размещаться до 16 человек. На базе ГАЗ – АА, с внесением ряда
изменений конструктором В.А. Грачевым, был создан грузовик повышенной
проходимости ГАЗ – ААА, который при мощности двигателя 50 л.с. развивал
скорость на шоссе до 65 км/час, преодолевая с полной нагрузкой подъем в 27
градусов. Запас хода ГАЗ – ААА составлял 100 км. В армии автомобиль
использовался как транспорт для грузов и пехоты. К 1932 году автомобильные
заводы ГАЗ и ЗИС (реконструированный АМО) выпускали более 10000 грузовиков
ГАЗ-АА и ЗИС-5, а в 1936 году они смогли дать более 100000 грузовиков.
К началу 40-х годов СССР располагал современным автомобилестроением,
базирующемся на массово-поточном и специализированном производстве,
имеющим опыт выпуска автомобилей различных типов и способным обеспечивать
страну автомобильной техникой. В стране функционировали четыре крупных
автопредприятия: Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в г. Горьком (Нижний
Новгород), завод имени И.В. Сталина (ЗИС, бывший АМО) и Московский
автосборочный завод им. КИМ - филиал автозавода ГАЗ в Москве, Ярославский
автомобильный завод (ЯАЗ). На начало третьей пятилетки объем производства
автомобилей на автомобильных заводах – ГАЗ был доведен до 300000 автомобилей
в год, ЗИС - до 80000, Ярославский завод обеспечивал выпуск 25000 машин.
Великая Отечественная война кардинально изменила приоритеты народного
хозяйства СССР. Выпуск продукции автомобильной промышленности в начальный
период Великой Отечественной войны был осуществлен за счет значительного
увеличения объемов продукции Горьковского автозавода в 1941-1942 гг. и
организации эвакуации московских предприятий ЗИС и им. КИМ на восток. Вся
тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками осенью 1941 года легла на
горьковский автозавод, который в течение войны, наряду с другой военной
техникой, давал фронту свои «полуторки» ГАЗ-ММВ. В годы войны около 3850
автомобилей ГАЗ-ААА (трехосный) и ГАЗ-ММ были оборудованы зенитными
установками: пушками или счетверенными пулеметами. На полуторках 1942 года
выпуска вместо стальной кабины ставили упрощенную, с брезентовыми верхом и
пологами вместо дверей. С 1943 года устанавливали деревянную закрытую кабину.
Удалось оперативно развернуть на новых местах производство автомобильных
агрегатов, и страна фактически получила четыре новых завода, два из которых -
ульяновский и уральский. Уже весной 1942 года с конвейера в Ульяновске сошли
первые грузовики. Горьковский автомобильный завод с начла военных действий
выпускал помимо колесных грузовиков ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА, полугусеничные
автомобили ГАЗ-60, санитарные машины ГАЗ-55, штабные автобусы ГАЗ-05-193, а
также и легковые машины ГАЗ-М1, ГАЗ-61, а также джипы ГАЗ-64. В годы войны
Горьковский автомобильный завод выполнял роль не только ведущего поставщика
автомобилей (102300 ), но также легких танков и самоходных пушек. Используя
поставки комплектующих с АМО и МВЗ Ярославский автозавод в 1925 году начал
выпуск трёхтонных грузовиков Я-3 и пятитонных Я-5.
В то время ЯАЗ не производил собственных моторов и полностью зависел от поставок АМО,
немного позже на ярославские грузовики устанавливали импортные моторы «Мерседес» и
«Геркулес». ЯАЗ выпустил 137 четырёхтонных грузовиков Я-4 (1928-1929)
оснащённых вакуумными тормозами, двигателями и коробкой передач «Мерседес-
Бенц». Я-4, имевший мощный двигатель (70л/с) и шины увеличенного сечения,
считался в то время лучшим грузовиком. 7 ноября 1931 года на ярославском
автозаводе была завершена постройка первого образца шестиколесного автомобиля
ЯГ-10. ЯГ-10 выпускался с 1932 по 1940 год. Впоследствии большинство
ярославских грузовиков, собиравшихся в небольших количествах, в РККА особого
распространения не получили. Исключение составили пятитонки ЯГ-6 с 73-
сильным мотором ЗИС-5, количество которых в Красной армии к началу Великой
Отечественной войны составило 1,6 тыс. единиц.
В июне 1942 года на оборудовании, оставшемся в Москве и позже вернувшемся из
эвакуации, было возобновлено производство грузовика ЗИС- 5. Недостаточное
количество артиллерийских тягачей в Красной Армии и отсутствие грузовых
автомобилей повышенной проходимости заставили вернуться весной 1942 года к
производству полугусеничных грузовиков. Взяв за основу довоенный образец ЗИС-
22М, группа конструкторов во главе с Г. А. Сонкиным разработала машину ЗИС-
42М с резиновыми гусеницами, более широкими (415 мм), чем на ЗИС-22.
Крутящий момент к ним передавался не с помощью трения, как прежде, а
посредством зацепления, а сами ленты имели металлические башмаки. ЗИС-42М
оснащался либо 73-сильным двигателем ЗИС-5, либо 85-сильной его модификацией
ЗИС-16. В отличие от базовой модели полугусеничный грузовик комплектовался
защитной решеткой перед радиатором и фарами, щитками, предотвращавшими
зары-вание в грунт клыков рамы, и увеличенными до 300 л бензобаками, так как.
Последнее обстоятельство объясняется тем, что весьма тяжелый ЗИС-42М (масса в
снаряженном состоянии 5250 кг) расходовал 55-60 л топлива на 100 км по шоссе,
максимальная скорость его составляла 45 км/ч. Производство ЗИС-42 началось в
сентябре 1942 г., и их первая партия поступила на Сталинградский фронт. Они
использовались в дивизионной артиллерии и для перевозки военных грузов в
условиях бездорожья и распутицы. За создание этой машины Г. А. Сонкин удостоен
Государственной премии СССР. В период 1942-1944 гг. изготовлен 5931
автомобиль ЗИС-42 и ЗИС-42М.
Уральский автозавод начал поставки двигателей и коробок передач (за 1942 г.
«Урал ЗИС» произвел 9303 двигателя и 15375 коробок передач для грузовиков ЗИС-
5), а в июле 1944 г. приступил к выпуску грузовика ЗИС-5В. Автомобильная
промышленность СССР в условиях военного времени стремилась обеспечить
потребности Советской Армии, так в конце декабря 1942 г. в автомобильных частях
Сталинградского фронта насчитывалось 2500 автомобилей, а на Центральном
фронте в период Курской битвы было задействовано 4000 автомашин. В конце 1944
года парк действующей армии был доведен до 600000 автомобилей. На всех
фронтах к этому времени насчитывалось 35 автомобильных полков, 173 отдельных
автомобильных батальона, 31 отдельная автомобильная рота.