Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич
БРОНЕАВТОМОБИЛИ
Появление крупнокалиберных пулемётов, в предвоенный период,
приспособленных для борьбы с быстро передвигающимися бронированными
целями, заставило довести броню лёгких броневиков до 10-11 мм. Увеличение веса
при этом требовало перехода на трёхосные шасси и установки более мощного
двигателя. К работам по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси в СССР
приступили в конце 20-х годов. На базе автомобиля ГАЗ-22 с двигателем
мощностью 72 л.с. был построен трехосный бронеавтомобиль ЛБ-23. В 1928 году на
вооружение Красной Армии поступил пушечный бронеавтомобиль БА-27,
построенный на базе грузовика АМО – Ф-15, с шинами повышенной
грузоподъемности, так как масса бронеавтомобиля превышала массу АМО – Ф-15.
На вооружении бронеавтомобиля состояла 37 мм. пушка «Гочкис» и пулемета 7,62
мм. расположенных в шестигранной башне. В последующем бронеавтомобиль стал
выпускаться на шасси грузовика «ГАЗ-АА» с двигателем мощностью 40 л.с, боевая
масса уменьшилась до 4, 1 тонны. Осенью 1931 года на ремонтной базе №2 в
Москве на шасси американского грузовика «Форд-Тимкен», которые начали
поступать в Советский Союз в 1931 году, установили бронекорпус
бронеавтомобиля БА-27. В созданном новом опытном механизированном полку,
положившем начало механизированным соединениям в РККА, помимо танкового
батальона танков МС-1, мотострелкового батальона и авиаотряда входил и
автомобильный дивизион, имевший на вооружении бронеавтомобили БА-27. до
конца 1931 года было выпущено 100 бронеавтомобилей БА-27. Бронеавтомобиль
БА-27 был громоздким и тихоходным, что не отвечало требованиям к
бронеавтомобилю для подразделений разведки и связи. Армии требовался средний
пушечный бронеавтомобиль с резервом для модернизации на перспективу. На
Ижорском заводе под руководством инженера А.Д.Кузьмина был разработан
бронеавтомобиль "БА-И" (И - ижорский завод), на базе трехосного шасси «Форд-
Тимкен». Вооружение бронеавтомобиля состояло из 37 мм. танковой пушки и 7.62
мм. пулемета, установленных в цилиндрической сварной башне раздельно и 7,62
мм. пулемета установленного в лобовом листе корпуса справа от водителя.
Конструкторское бюро, возглавляемое Н.И. Дыренко, создало бронеавтомобили Д-8
и Д-12, которые были приняты на вооружение Красной Армии в 1931 году.
Бронеавтомобиль Д-8 был смонтирован на шасси Форд А в дальнейшем на шасси
ГАЗ-А (4х2). На вооружении бронеавтомобиля состояло 2х7,62 мм. пулемета. При
мощности двигателя Форд А (ГАЗ-А) 40 л.с. бронеавтомобиль развивал скорость
км/час, запас хода составлял 225 км. На Ижорском заводе было выпущено 25
бронеавтомобилей Д-8 и Д-12. Но бронеавтомобили не удовлетворяли требованиям
армии, так как не обладали круговым обстрелом. В последующем на
модернизированном Д-8 была установлена поворотная башня с пулеметом.
Чтобы удовлетворить запросы армии, К.Б. Ижорского завода в 1932 году был
разработан и создан новый бронеавтомобиль, на шасси от Д-8, получивший
обозначение ФАИ (4х2). В 1932 году был построен бронеавтомобиль ФАИ. На
крыше боевого отделения размещалась башня кругового вращения с бронеколпаком
на крыше, в ней устанавливался 7,62 мм. пулемет. При мощности двигателя в 40 л.с.
и весе 2 тонны бронеавтомобиль развивал скорость 80 км/час, запас хода составлял
200 км. Одновременно с разработкой ФАИ на Выксинском заводе конструкторы
А.А. Липгарт, А.М. Кригер и др. разработали и изготовили бронеавтомобиль БА-20
(4х2), на базе построенный, на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1.
Бронеавтомобиль ФАИ был запущен в серийное производство с 1933 года, в 1935
году ГАЗ-А был снят с производства и с 1936 года. В серийное производство был
запущен бронеавтомобиль БА-20. Боевое отделение располагалось в задней части
бронеавтомобиля, в нем была смонтирована башня, в которой устанавливался 7,62
мм. пулемет. Бронеавтомобиль БА-20 широко использовался в Красной Армии как
средство командирской разведки, связи и боевого охранения. Всего с 1936 по 1942
год было выпущено 2013 бронеавтомобилей БА-20. При мощности двигателя в 50
л.с. он развивал скорость по шоссе 90 км/час, запас хода составлял 190 км. В
результате прекращения серийного выпуска броневиков ФАИ на Ижорском заводе
скопилось более трехсот бронекорпусов для этих машин. Поэтому было принято
решение установить их на шасси автомобиля М-1. Получившийся гибрид,
получивший название ФАИ-М. В ходовой части были применены пулестойкие
шины ГК заполненные губчатой резиной. При мощности двигателя 50 л.с. скорость
достигала 90 км/час. Запас хода составлял более 250 км. В 1935 году на Ижорском
заводе на базе шасси «Форд-Тимкен» был построен плавающий бронеавтомобиль
ПБ-4. . Оборудование для движения по воде состояло из трехлопастного гребного
винта, вращающиеся в воде колеса создавали значительное гидродинамическое
сопротивление, поэтому скорость на плаву не превышала 4 км/ч. Руля у ПБ-4 не
было; маневрирование на воде осуществлялось за счет поворота передних колес.
Вооружение бронеавтомобиля состояло из 45-мм танковой пушки и спаренного с
ней пулемета ДТ размещенные в башне, аналогичной пушечной башне Т-35.
Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса.
Боекомплект состоял из 52 выстрелов и 2268 патронов.
На заводе имени Сталина (ЗИС) был создан автомобиль БА-5, на базе трехосного
не полноприводного (6x4) грузовика ЗИС-6 с двумя червячными задними мостами.
Вооружение бронеавтомобиля состояло 40 мм. танковой пушки и спаренным с ней
7,62 мм. пулеметом, а также из 7, 62 мм. пулемета установленного в кормовой
части. Экипаж состоял из 5-6 человек. При весе бронеавтомобиля более 6 тонн и
двигателе мощностью в 73 л.с. он развивал скорость 50 км/час, запас хода составлял
260 км. В течение 1936-1937 годов проектировалось специальное укороченное
шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и с
дополнительным задним рулем. Был построен макетный образец машины.
Положительные результаты этой работы позволили приступить зимой 1938 года к
созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА-11 (шасси - ЗИС-34). 93 л. 64 316 8
тонн. В 1937 году на вооружение был принят БА-30. Произведена небольшая серия.
Основой при создании послужил автомобиль НАТИ-3. Сварной корпус изготовлялся из
броневых листов. Башня использовалась от бронеавтомобиля БА-20. Вооружался пулеметом ДТ.
На Горьковском автозаводе помимо пулеметных бронеавтомобилей в 1938 году
начали выпускать пушечные бронеавтомобили БА-10 на базе автомобиля ГАЗ-ААА.
В кормовой части бронеавтомобиля устанавливалась башня с 45-мм пушкой и
спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. В лобовом листе корпуса, рядом с водителем
устанавливался курсовой 7,62 мм. пулемет. Бронеавтомобиль БА-10 был лучшим и
самым массовым советским средним бронеавтомобилем. При мощности двигателя
50 л.с., его скорость составляла 53 км/час, запас хода составлял 300 км. С 1933 г. по
август 1941 г. было произведено 3311 единиц. БА-10 использовались на всех
фронтах до 1944 года. Бронеавтомобили БА-10 использовались для разведки и как
машины боевого охранения пехоты. В 1939 году на Ижорском заводе были
построены 2 бронеавтомобиля БА-11, на базе специального укороченного шасси
ЗИС-6К, в течение 1940-1941 года было выпущено 16 бронеавтомобилей БА-11,
которые предназначались для огневой поддержки наступающей пехоты и
кавалерии, борьбы с бронесилами и огневыми точками противника, и для усиления
соединений вооруженных средними бронеавтомобилями. По боевым
характеристикам БА-11 значительно превосходила БА-10. Вместе с тем самые
мощные, но не полноприводные шасси не могли обеспечить необходимой
проходимости по бездорожью, осенью 1940 года было изготовлено шасси ЗИС-36 –
трехосное со всеми ведущими колесами (6х6) с шестеренчатым задним мостом.
Шасси было отправлено на Ижорский завод для бронирования. Бронеавтомобиль
имел на вооружении 45 мм. пушку и 2х 7,62 мм. пулемета. Было выпущено 16
бронеавтомобилей, но так как Ленинград находился в блокаде, развернуть серийное
производство на Ижорском заводе не удалось.
Опыт создания полноприводного бронеавтомобиля показал, что только на базе
полноприводных шасси могут в дальнейшем развиваться бронеавтомобили. В 1942
году на шасси автомобиля ГАЗ 64 был создан бронеавтомобиль БА-64, самый
массовый и единственный серийный полноприводный бронеавтомобиль (4х4). От
своих предшественников он отличался, прежде всего, компактностью и приводом
на все колеса. Бронеавтомобиль мог преодолевать подъем на сухом твердом грунте
крутизной до 30%, ров (канаву) шириной 0,5 м, эскарп с высотой стенки 0,35 м,
брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 17
градусов. Дорожный просвет в 210 мм, позволял двигаться бронеавтомобилю по
грунтовым дорогам со сравнительно глубокими колеями и не задевать за грунт
картером главной передачи переднего моста. На вооружении бронеавтомобиля
состоял 7.62 мм пулемет, расположенный во вращающейся башне. Мощность
двигателя составляла 50 л.с, скорость движения по шоссе 80 км/час, запас хода по
шоссе 540 км. С апреля 1942 по апрель 1945 года завод ГАЗ изготовил 8174
единицы. БА-64 использовались, главным образом, в качестве разведывательных и
связных машин и для охраны штабов. Они надежно служили на всех фронтах до
конца войны. В 1944 году опытный образец БА-64Б получил новое вооружение; в
стандартную башню встроили 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК. БА-64
был последним отечественным бронеавтомобилем. Серийное производство БА-64Б
продолжалось на Горьковском автомобильном заводе до 1946 г. На смену БА-64
пришли бронетранспортеры типа БТР-40 и БТР-152 (оба в 1950 г.), имевшие более
широкие тактические возможности.