АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА РККА - ЛЕНД-ЛИЗ

Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич

ТЕХНИКА ПО ЛЕНД-ЛИЗУ 

АВТОМОБИЛИ 

В первый же день начала Великой Отечественной войны, нападения 
гитлеровской Германии на СССР, премьер министр Англии Черчилль, выступая по 
радио, предложил оказать «России и русскому народу всю ту помощь, какую мы 
только сможем», а 24 июня 1941 года президент США Рузвельт, выступая на пресс- 
конференции, заявил о готовности в оказании России помощи. Признавая оборону 
Советского Союза жизненно важной с точки зрения интересов США с ноября 
американские поставки в СССР, стали проводиться на основании закона о ленд-лизе
(соглашению об аренде). Поставки по ленд-лизу для Советской Армии оказались 
очень важными они помогли ей в разгроме гитлеровской Германии. Наибольшую 
ценность представляли автомобили, самолеты и средства связи. Важной 
составляющей американских поставок были бронетранспортеры, которые в СССР в 
годы войны вообще не выпускались. Американские бронетранспортеры 
применялись вплоть до конца 2-й мировой войны и состояли на вооружении 
Красной армии и в первые, послевоенные годы. 
Американской армии, для разведывательных подразделений потребовался легкий 
вездеход, был объявлен конкурс по созданию такого автомобиля. В конкурсе 
приняло участие 135 американских фирм. Компании Bantam удалось выполнить 
большинство требований проекта, первый вариант автомобиля был представлен 23 
сентября 1940 года. Компания Willys также разработала свой вариант вездехода на 
основе выпускаемого в 30-е годы Willys 77 , в котором были учтены наработки 
фирмы Bantam. Он был представлен военным 11 ноября 1940 года, а 23 ноября свой 
вариант показал и Ford. Все три автомобиля были признаны как удовлетворяющие 
требованиям, и каждая из фирм получила заказ на 1500 автомобилей, поставки 
которых начались в начале 1941 года. Они назывались, соответственно, Willys MA, 
Bantam 40 BRC и Ford GP. Автомобили двух фирм были практически неотличимы 
друг от друга. На них стоял стандартный мотор от Willys 77 и трехступенчатая 
коробка передач. Вездеход вмещал четырех человек, весил чуть более тонны и 
развивал скорость до 105 км/ч. Термин «джип» своим происхождением обязан 
фирме «Willys». С 1942 года массовое производство автомобилей началось под 
маркой Willys MB и Ford GPW. Всего в те годы компания Willys выпустил более 
360000 джипов из них 50 500 автомобилей, поступило на вооружение Красной 
армии, компания Ford сделал чуть меньше – около 270000 машин. Так как Willys 
работал на высокосортном бензине, в то время как в СССР техника надежно 
работала на низкосортном бензине, а, также учитывая то, что высокооктанового 
бензина в СССР не производилось, на Willys MB устанавливали советские 
неприхотливые двигатели ЗИС. 

фото американские армейские грузовики США
Фирма «Dodge» была поставщиком полутонных грузовиков для армии США. В середине 1940 года ей был выдан заказ на поставку 14000 машин. Для военных нужд использовался незначительно измененный гражданский проект с приводом на все четыре колеса. Существовали варианты с открытой кабиной (командно-штабная и разведывательная машины, а также оружейный транспорт) и с закрытым кузовом. При мощности двигателя в 92 л.с. максимальная скорость по шоссе достигала боле 80 км/ч, запас хода по шоссе составлял 486 км Dodge преодолевал брод шириной 0,6 м. В 1942 году автомобиль был усовершенствован. По сравнению с предшественниками его сделали ниже и шире (2,12 м), а колею передних и задних колес одинаковой, грузоподъемность же увеличили до 750 кг. Кроме того, вместо применявшихся ранее стандартных дисков с узкими шинами установили специальные, разборные, под широкопрофильные шины. Полноприводный Dodge WC стал универсальным транспортным средством во всех родах войск, Всего их было выпущено свыше 253000. В армии США Dodge WC («Додж три-четверти» они брали на борт три четверти тонны) занимал нишу между джипами и грузовиками. Автомашина Dodge WC использовалась как разведывательная, командно-штабная, как тягач и как транспортная, а также на нем устанавливались различные артиллерийские и зенитные орудия. В Советской Армии «Dodge» использовались как тягачи для дивизионных 76 мм. пушек, для разведывательных подразделений и как автомобили для высших офицеров. В 1945 году в СССР поступал и трехосный вариант Dodge WC-62 грузоподъемностью в 1,5 т, разработанный конструкторами фирмы для перевозки пехотного отделения из 12 солдат с вооружением. За годы войны было выпущено 25300 автомашин «Dodge» различных модификаций, включая трехосный вариант, немало было поставлено по ленд-лизу и в СССР. В 1941 году фирмой Studebаker был разработан грузовой автомобиль повышенной проходимости «Studebаker» US 6 (6х6). Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивавшуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями , высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Несмотря на то, что грузоподъемность его составляла 2,5 тонны, он перевозил по дорогам с твердым покрытием до 5 тонн. За годы 2-й мировой войны фирмами Studebаker и RЕО было выпущено около 194000 автомобилей, из них, по программе ленд-лиза, в СССР было поставлено около 105000. Во фронтовых условиях в Советской Армии «Studebаker» US 6, солдаты называли его «Студер», зарекомендовал себя очень надежной и прочной машиной. Из США было поставлено 60000 грузовых автомобилей «Chevrolet» 1Ѕ-ton 4x4, 500 грузовых автомобиля фирмы Marmon-Herrington Ford COE (4x4). Поставляемые американцами автомобили использовались для транспортировки грузов, в качестве артиллерийских тягачей, а также на них устанавливались реактивные пусковые установки. На «Studebаker» US 6 устанавливались ПУ БМ-8-48, БМ-13 -16 и БМ- 31-12, на автомобили Ford COE устанавливались ПУ. БМ-13 -16, на«Chevrolet» 1Ѕ- ton устанавливались ПУ БМ-13-16, но наибольшее количество ПУ было установлено на «Studebаker» US 6. Англия в 1942 году поставила в СССР 500 3-х тонных грузовых автомашин (6х4) Austin K6 («Остинов»)», поставлялись также грузовые автомобили Fordson WOT8 1Ѕ-to, (4x4), на часть из них были установлены пусковые установки БМ-13. Всего было поставлено около 15000 подобных автомашин. Общее же число поставленных, в СССР по ленд-лизу автомобилей составило 477 785 штук, из них около 300000 грузовых автомобилей повышенной проходимости. Поставки по ленд-лизу автомобильной техники и бронетранспортеров восполнили недостаток механической тяги для артиллерии. Большая часть буксировки противотанковой, полковой, дивизионной и зенитной артиллерии производилась колесным транспортом, в основном полноприводным (4х4 и 6х6) и полугусеничными бронетранспортерами.


Тэги - авто по лендлизу


  • Вступление
  • Автотехника СССР
  • Легковые автомобили
  • Грузовые автомобили
  • Бронеавтомобили
  • Гусеничные тягачи
  • Ленд-лиз автотехники
  • Ленд-лиз бронеранспортёров
  • Заключение
  • War is Over 1-я страница


    Начало