Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Первый советский легковой автомобиль ГАЗ М-1 был создан на базе одной из
моделей автомобиля Форд 1933 года — Ford-V8-40. Внешне «Эмка» отличалась
облицовкой и колёсами, внутри вместо мотора V8, как у Форда, стоял двигатель
ГАЗ-М, копия мотора от Ford-B. Первые три опытных образца были собраны в
январе 1934 года. Серийный выпуск был начат 17 марта 1936 года. На всемирной
выставке в Париже, в 1937 году, легковой автомобиль ГАЗ М-1, наличие у
серийного советского автомобиля цельнометаллического корпуса удивило всех.
Производство М-1 было в основном свёрнуто в 1941 году.
На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10500 «Эмок». Всего было выпущено порядка 62888
автомобилей. С 30-х годов в СССР начали создавать вездеходы, но попытки их
создания на базе 3-х осных (6х4) и полугусеничных модификаций НАТИ-2, ГАЗ-А-
«Кегрес», ГАЗ-ТК, ГАЗ-ААА, Газ-21 и др., но они не дали ожидаемых результатов.
Было решено создавать полноприводные автомобили – со всеми ведущими
колесами. Для создания полноприводного автомобиля необходимо было разгадать
секрет создания шкворневых шарниров, в Советском союзе они не выпускались. Но
так как иностранные фирмы отказали СССР в продаже лицензии на них, то был
приобретен американский легковой автомобиль Marmon Herrington LD-2, на шасси
Ford V8, конструктивно близкий ГАЗ-M1, для изучения его раздаточной коробки и
переднего ведущего моста. Конструктор В.А. Грачев сумел разгадать секрет
геометрии канавок шарнира, после этого специалисты автозавода ГАЗ наладили
производство шарниров. В ходе испытании были определены слабые стороны
автомобиля. Грачев учел полученные данные в ходе испытаний и к началу 1938
года построены опытные образцы полноприводного автомобиля: ГАЗ-11-40 с
новым мощным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, с новой раздаточной коробкой
для автоматического включения переднего моста, увеличенным клиренсом и углами
въезда, съезда, с шинами со специальным «вездеходным» профилем «Граунд-
Грипп». Базой для нового армейского легкового автомобиля послужила горьковская
«эмка» ГАЗ-М-1, обладавшая достаточно надежными и прочными агрегатами шасси.
В 1939 году был построен опытный полноприводный ГАЗ-61-40 с
использованием двигателя Додж-Д5 (послужившим прототипом ГАЗ-11). На
испытаниях автомобиль показал невиданную ранее даже в мировой практике
проходимость и подвижность по бездорожью, непревзойденную и поныне для
полноприводных легковых автомобилей такого класса. В ходе испытаний
производили подъемы по лестнице Волжского откоса у Кремля (273 ступени).
Кроме взятия подъемов в 28 градусов, автомобиль ГАЗ-61-40 на песке брал подъем
с места до 15 градусов, с хода – до 30 градусов, преодолевал брод (со снятым
ремнем вентилятора) – до 0,82 м, ров - шириной до 0,85-0,9 м, снег – глубиной
более 0,4 м. На шоссе с полной нагрузкой (500 кг), он развивал скорость до 107,5
км/ч, имея минимальный расход топлива 14 л на 100 км, на песке автомобиль
развивал скорость до 40 км/час. На основании испытаний ГАЗ-61-40 наркомат
среднего машиностроения принял решение о постановке его в производство уже к
концу 1940 года. Автомобили выпускались в трех вариантах: с открытым кузовом
«фаэтон» ГАЗ-61-40, с закрытым стандартным кузовом от «эмки» типа «седан» -
ГАЗ-61-73 и полугрузовой «пикап» - ГАЗ-61-415. Основной моделью выпускаемой
для высшего командного состава РККА стал ГАЗ-61-73, было выпущено около 180
таких автомобилей. Водитель маршала Г.К. Жукова вспоминал, что ГАЗ-61, при
движении во время распутицы, проезжал такие места, где все машины стояли и
даже танки вязли в грязи, а «Эмка» проходила. Полугрузовые «пикапы» ГАЗ-61-
415, использовались как тягачи для легких артиллерийских орудий. . «Эмки»
выпускались с 1936 по 1941 год, всего было собрано 62 888 автомобилей. На 20
июня 1941 года в Красной Армии было 10500 «Эмок». Американский писатель
Грэм Грин писал: «Советская «эмка» – это самая невероятная машина, в которой
мне когда-либо приходилось ездить…».
В феврале 1941 года В.А. Грачев начал работу над созданием автомобиля ГАЗ-64-
416, кузов создавал Б.Т. Комаревский, шины с грунтозацепами типа «расчлененная
елка» размером 6,50-16 разрабатывались на ЯШЗ. В течение 51 дня автомобиль
прототипом которого послужил американский автомобиль Bantam был создан.
Двигатель взяли от стандартного полуторатонного грузовика ГАЗ-ММ, изменив
лишь системы питания и охлаждения, на 200 мм, согласно полученного задания,
была сужена колея. Автомобиль ГАЗ-64 успешно прошел испытания на армейском
автобронетанковом полигоне, а к лету 1941 года началось его производство, до
конца года было выпущено более 600 автомашин. ГАЗ-64 использовался в армии
как командирский автомобиль и как тягач для артиллерийских орудий. В
последствии, с начала 1942 года на ее базе выпускались в больших количествах
бронеавтомобили БА-64-125 и БА-64Б-125 с широкой колеей и были созданы еще
девять опытных образцов. Ее создатель В. А. Грачев был удостоен за эту машину и
броневик БА-64-125 Государственной премии в 1942 году. В 1943 году, после
внесения ряда усовершенствований и возврата к широкой колее, автомобиль
получил марку ГАЗ-67, а в 1944-м - ГАЗ-67Б. Серийный выпуск ГАЗ-67 начался в
1943 году, за годы войны было выпущено 4851 автомобиль.