Click for English language

Автор: Diego Zampini , перевод: Нина Меньших

Нгуен Ван Кок: охота над джунглями

с любезного разрешения автора Nguyen Van Coc
Вьетнамский ас Нгуен Ван Кок

События развивались с огромной скоростью. Старший лейтенант Роберт А. Эббот, пилотировавший один из сорока F-105D "Тандерчиф" (354-ая тактическая истребительная эскадрилья (ТИЭ) 355-ого тактического истребительного крыла (ТИК)) во время атаки ГЭС в Ханое, услышал по радиостанции сообщение от команды одного из F-105D "Уайлд Уизл", ответственных за противодействие наземным РЛС. Они сообщили, что были подбиты реактивным снарядом, выпущенным с вьетнамского МиГ-21, появившегося буквально из ниоткуда. Повреждение было настолько серьезным, что экипажу пришлось катапультироваться. Во избежание атаки лейтенант попытался определить местонахождение МиГов, однако для этого было уже слишком поздно - как и в первом случае, все произошло молниеносно: сильный взрыв встряхнул самолет и управление вышло из строя. Причиной этому стало попадание ракеты P-3 с инфракрасной головкой самонаведения, выпущенной с МиГ-21, появившегося со стороны солнца, в фюзеляж его F-105D BuNo 59-1726. Эбботу удалось катапультироваться, однако едва коснувшись земли, он был взят вьетнамскими солдатами в плен. Описанные события произошли вечером 30 апреля 1967 года: тогда Эббот еще не знал, что на его долю выпало стать первой жертвой будущего "аса номер один" вьетнамской войны - старшего лейтенанта Нгуена Ван Кока.
Нгуен Ван Кок состоял в группе из 13 летчиков-вьетнамцев МиГ-17, отобранных для освоения лучшего советского истребителя - МиГ-21. Группа завершила свое обучение в Советском Союзе в 1966 году. Первые боевые вылеты Кока пришлись на декабрь 1966, когда ему было двадцать шесть лет от роду. На тот момент подсчет одержанных побед не велся, но это не мешало летчику постепенно приобретать бесценный опыт.
Как бы то ни было, 2 января 1967 года он вместе со многими своими товарищами попал в ловушку, устроенную "Фантомами" F-4C из 8-ой ТИК ("Волчья стая"). Американские истребители отправились к Ханою, используя маршруты и позывные порядков F-105. Вьетнамские МиГ-21 встретили не ожидаемых истребителей-бомбардировщиков, нагруженных смертоносным бомбовым грузом, а перехватчиков, оснащенных ракетами "воздух-воздух". За считанные секунды пять МиГ-21, объятых пламенем, начали свое падение на землю, но несмотря на это, всем вьетнамцам удалось остаться целыми и невредимыми. Одним из них и был Нгуен Ван Кок, усвоивший раз и навсегда, что летчик в любой момент должен быть наготове к самым неожиданным испытаниям.
Четыре дня спустя "Фантомы" из "Стаи" сбили еще два МиГ-21. Так как Вьетнамские Народные Воздушные Силы (ВНВС) не могли позволить себе потери таких масштабов, количество операций с участием этих самолетов было уменьшено (с января по март); до момента разработки новой тактики ведения боя.
И вот летчику, наконец, снова улыбается удача: 30 апреля он - ведомый старшего лейтенанта Нгуена Нгока До - поднимается в воздух с Ной Бай и, благодаря отличной работе наземных операторов, он и его ведущий занимают прекрасную позицию для атаки. В атаку они заходят со стороны солнца. Как вспоминает Ван Кок:
Нгуен Ван Кок: "Я поднялся в воздух будучи ведомым Нгуена Нгока До. На высоте 2500 метров на 30 градусов левее нас я заметил F-105, летящих ниже. Ведущий также. Мы оба увеличили скорость и спикировали на американцев, даже и не подозревавших о нашем присутствии. Нгок До сбил второй самолет из этой четверки. До этого момента я прикрывал его, однако с появлением в поле моего зрения вражеского истребителя я также открыл огонь по американцу, сбив его. Получив приказ возвращаться, мы благополучино вернулись на базу, в то время как оставшиеся F-105 сбрасывали свои бомбы и начинали поиск своих потерпевших фиаско товарищей.
Жертвой ведущего Кока - Нгуена Нгока До - стал F-105F BuNo 62-4447, пилотируемый Леонардом К. Торнессом и Харольдом Е. Джонсоном (357-ая ТИЭ 355-ого ТИК, оба попали в плен). Считанные секунды спустя свой первый самолет сбил и Кок. Этот день стал по-настоящему выдающимся для ВНВС: через несколько минут после описанных выше событий МиГ-21, пилотируемый Ле Тронг Хеном, сбил третий по счету "Тандерчиф" (летчик Джозеф С. Эббот (333-я ТИЭ) погиб). В тот день МиГи не понесли каких-либо потерь.
Несмотря на то, что в течение мая 1967 года ВНВС успешно удавалось втягивать противника в воздушные бои, их потери начали вновь возрастать, что заставило вьетнамцев сократить воздушные операции (июнь - первая половина июля). Начиная со второй половины июля летчики МиГ-21 921-ого Истребительного Полка (ИП) приступили к активной деятельности, в т.ч. и старший лейтенант Кок.
23 августа 1967 года ВВС США осуществили налет на Ханой; в котором приняли участие около 40 самолетов. "Ответом" вьетнамской стороны были четыре МиГ-17 (923-ий ИП), которых сопровождали два МиГ-21ПФ (921-й ИП), пилотируемые Нгуеном Нхат Чью (ведущий) и Нгуеном Ван Коком (ведомый). В то время излюбленной тактикой вьетнамцев была "двойная атака": классическая скоординированная атака с разных направлений. МиГи-17 шли впереди, отвлекая сопровождение и выступая в качестве приманки, в то время как МиГи-21 атаковали с тыла, внезапно поражая истребителей-бомбардировщиков и эскорт.
В тот день летчики ВНВС мастерски претворили в жизнь эту тактику, сбив не менее, чем три американских реактивных самолета. По словам Нгуена Ван Кока:
Нгуен Ван Кок: "Я и мой ведущий - Нгуен Нхат Чью проделали долгий обходной путь по кругу, чтобы занять оптимальную позицию для атаки вражеского порядка сзади. Мой напарник сбил один "Тандерчиф" ракетой "воздух-воздух", ну а я в тот момент успешно атаковал "Фантом" с помощью Р-3С. Между тем мой ведущий начал новую атаку, однако его вторая ракета прошла мимо цели. Он вошел в облачность с набором высоты для того, чтобы через считанные мгновения появиться, ведя огонь из пушки. Я также выпустил ракету в "Фантом", однако так как я оказался на линии огня своего спикировавшего напарника, мой самолет получил повреждения. Несмотря на это, все элементы управления функционировали нормально и я запросил продолжения схватки. Как бы то ни было, командование приказало возвращаться на базу: из-за полученных повреждений мой МиГ мог развивать скорость, не превышающую 600км/ч."
Этот инцидент стал единственной неприятностью для вьетнамской стороны в тот день: "добычей" Нгуен Ван Кока стал F-4D BuNo 66-0238, пилотируемый майором Чарльзом Р. Тайлером и капитаном Р. Н. Ситтнером (555-ая ТИЭ 8-ого ТИК; Тайлер попал в плен, а Ситтнер погиб). Чью, в свою очередь, сбил F-105D Эльмо Бэйкера (попал в плен), а жертвой Нгуена Ван Тхо - одного из летчиков МиГ-17 - стал F-4D BuNo 66-0247 капитана Ларри Э. Карригана (летчик, попал в плен) и старшего лейтенанта Чарльза Лэйна (оператор, погиб).
3 октября 1967 в 13:48 Нгуен Ван Кок и другой - неизвестный - летчик, поднялись по тревоге в воздух на своих МиГ-21. Их целями были вошедшие в зону действия РЛС самолеты, находящиеся на высоте в 7000 метров и следующие курсом по направлению к Ханою (над Хай Дуонгом), осуществляя, судя по всему, воздушную разведку. Так или иначе, самолетов было три: RF-4C и эскорт из двух F-4D, один из которых был поврежден вьетнамской ПВО (вышел из строя один из двигателей). Задача обнаружить американские самолеты была не из легких: пара EB-66 Destroyers устроила настоящую войну в эфире, в то время как вьетнамские РЛС были в состоянии лишь приблизительно определить местонахождение противника. Для визуального обнаружения вражеских самолетов Ван Кок набрал высоту в 7500 метров, и примерно в 13:54 (через шесть минут после взлета) обнаружил их, следовавших курсом на юго-запад. Он незаметно приблизился к замыкающему F-4, получившему повреждения, и выпустил P-3 Atoll, поразившую цель и вынудившую экипаж катапультироваться (летчику и радисту - Муру и Гальбрандсену соответственно, повезло: оба были эвакуированы). ВНВС сочли эту победу "вероятной", но несколько дней спустя - 7 октября - Кок одержал верх над F-105F BuNo 63-8330 (13-ая ТИЭ 388-ого ТИК) (оба пилота, выпрыгнув с парашютом, попали в плен). Это была четвертая победа вьетнамца.
Следующий месяц выдался чрезвычайно насыщенным для летчиков 921-ого ИП. 8 ноября они сбили F-4D, 18 ноября - два F-105, еще два F-4B на следующий день (эта победа принадлежала летчикам МиГ-17 923-его ИП), а также один F-105 "Тандерчиф" (20 ноября). Один из "Тандерчифов" (F-105F BuNo 63-8295, 34-ая ТИЭ 388-ого ТИК, экипаж (Оскар Дардо и Эдвард Лейнхофф) погиб), сбитых 18 числа, стал пятой по счету победой Нгуена Ван Кока, принесшей ему звание "аса". В этом бою ведомый Кока (установить кто это был не удалось), сбил второй реактивный самолет (F-105D BuNo 60-0497, 469-ая ТИЭ 388-ого ТИК). Таким образом, ноябрь стал весьма удачным месяцем для ВНВС, потерявших лишь один МиГ-17, ставший жертвой "Фантома" 6 ноября.
Почти месяц спустя - 19 декабря - Кок заявил о шестом сбитом самолете (еще один F-105), что не находит подтверждения в данных американской стороны. Следующая достоверная победа вьетнамца произошла 3 февраля 1968 года: в тот день он уничтожил F-102A BuNo 56-1166 (509-ая эскадрилья истребителей-перехватчиков 405-ого крыла истребителей-перехватчиков), пилот которого погиб при взрыве.
Следующая его победа произошла 7 мая - лишь спустя три месяца. В тот день Ван Кок, пилотировавший свой МиГ-21 "Красный 4326", поднялся в воздух будучи ведомым Данга Нгока Нгу; их сопровождали два других МиГ-21, пилотируемых Нгуеном Даном Кинем и Нгуеном Ваном Лунгом. Самолеты стартовали с аэродрома Тхо Ксуан (тогда находившегося еще на территории южного Вьетнама). Первичной целью Нгу и Кока был EKA-3B (самолет-заправщик на базе палубного штурмовика A-3 "Скайуарриор"), однако оба МиГа были замечены самолетом дальнего обнаружения и электронной борьбы (EА-1), и в тот район были отправлены пять F-4B (92-ая истребительная эскадрилья). Ниже следуют воспоминания летчика об этой миссии:
Нгуен Ван Кок: "Я и мой ведомый - Данг Нгок Нгу поднялись в воздух с Тхо Ксуан. Вторая пара МиГов, которые пилотировали Нгуен Данг Кинь и Нгуен Ван Лунг, выступала в качестве сопровождения. Из-за плохой координации с местными войсками ПВО нас приняли за американцев и открыли по нам огонь. Это было не единственной ошибкой: поначалу Данг Нгок Нгу принял сопровождающие МиГи за американские самолеты и сбросил ПТБ, готовясь к атаке, однако вскоре он опознал их. Прежде чем нам сообщили о приближении истребителей со стороны моря, мы сделали еще три круга над До Луонг. Вот на этот-то раз это и были американцы. Данг Нгок Нгу заметил два F-4 в пяти километрах справа по борту. Было облачно и он не мог занять позицию для атаки. Я хотел последовать за ним, однако понял, что у меня осталось мало топлива. В то время когда я собирался было вернуться на Тхо Ксуан, в поле моего зрения попал "Фантом", шедший впереди на высоте 2500 метров. Я последовал за ним и выпустил две ракеты с расстояния в 1500 метров - "Фантом" рухнул в море, объятый пламенем."
ВМФ США полностью подтверждают рассказ Кока: командир Кристиансен и младший лейтенант Крамер, пилотировавшие F-4B BuNo 151485 (92-ая ИЭ, авианосец "Энтерпрайз"), были вынуждены катапультироваться. Им удалось выжить. Что касается вьетнамских летчиков - Нгу, Кока, Киня и Лунга - они благополучно вернулись на аэродром.
Этот "Фантом" стал последней жертвой Кока в том году: окончание бомбовой кампании "Роллинг Тандер" 31 октября (в соответствии с приказом действовавшего президента США Линдона Джонсона) означало для него невозможность сбить какой-либо еще боевой самолет противника. Однако ВВС США продолжали отправлять БЛА для осуществления разведывательных вылетов - так, два этих беспилотных самолета стали последней "добычей" Ван Кока в декабре 1969 года (точное время и дата неизвестны).
20 декабря 1969 года от ВМФ США поступила любопытная информация о OV-10 Bronco BuNo 155503 из эскадрильи VAL-4 "Черные пони", сбитом МиГом у ДМЗ (оба пилота погибли). Учитывая, что вьетнамские пилоты не были знакомы с этим типом самолетов, возможно, что Кок перехватил этот OV-10 практически над северовьетнамской территорией, приняв его за БЛА Firebee. Бесспорно, необходимы дальнейшие исследования для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию, однако точно известно следующее: с 8 вражескими самолетами и 2 БЛА в послужном списке Ван Кок стал асом номер один во вьетнамской войне. Более того, американские источники подтверждают 7 из 8 сбитых им самолетов - таким образом, Ван Кок - воздушный ас, признанный обеими сторонами, что происходит очень редко. В Таблице 1 приведен список побед Ван Кока:

Таблица 1: Победы/заявления о победах Нгуена Ван Кока


дата

подр-ие

Самолет

летчик

оружие

жертва

Имя/звание летчиков

Часть/род войск

30.04.1967

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-105D


Роберт A. Эббот (попал в плен)

354 ТИЭ, ВВС США

23.08.1967

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-4D


C. Тайлер (попал в плен) - Р. Ситтнер (погиб)

555 ТИЭ, ВВС США

03.10.1967

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-4D


Mур - Гальбрандсен (эвакуированы)

555 ТИЭ, ВВС США

07.10.1967

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-105F


BuNo 63-8330

13 ТИЭ, ВВС США

19.11.1967

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-105F


O. Дардо - E. Лейнхофф (погибли)

34 ТИЭ, ВВС США

19.12.1967

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-105


-----

ВВС США

03.02.1968

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-102A


Уоллас Л. Уиггинс (погиб)

509 ЭИП, ВВС США

07.05.1968

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

F-4B


Кристиансен - Крамер (эвакуированы)

ИЭ-92, ВМФ США

дек.69

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

Firebee


-----

ВВС США

20/12/1969?

921 ИП

МиГ-21ПФ

Нгуен Ван Кок

Р-3С

OV-10A?


Карл Лонг? (В данном случае Кок заявил о сбитом им БЛА Firebee)

VAL-4, ВМФ США



Когда воздушные битвы остались для Кока позади, ВНВС сочли его опыт бесценным и, начиная с 1969 года, он занимался обучением молодых летчиков. Несмотря на то, что Ван Кок не принял участия в кровопролитных сражениях 1972 года - там проявили себя его ученики, один из которых - Нгуен Дак Соат - хорошо усвоивший уроки своего учителя, о чем говорят сбитые им пять F-4 и один A-7 (в течении 1972 года).
На момент написания данной статьи (август 2006г.) Нгуен Ван Коку исполнилось 66 лет.



||| War is Over 1я страница ||| Email |||
История Авиации: ||| 1я мировая ||| Испания ||| Китай ||| 2я мировая ||| Корея ||| Вьетнам |||



Начало

Случайная статья:

Игра "Aces over Europe" - симулятор воздушного боя 2-й мировой войны

Советы новичку-истребителю в WT (WarThunder)

The tank aces of WW2 - photos

Трофейные танки в югославской армии

Малые морские охотники СССР