Французская бронетехника второй мировой - средние танки
Лучший французский танк второй мировой - средний Сомуа-35.
Подвижный, с хорошим бронированием (до 36 мм во лбу корпуса и до 56 мм в башне) и неплохой 47-мм пушкой,
этот танк имел серьёзный недостаток - одноместная башня, вынуждавшая командира заодно работать наводчиком и заряжающим.
Первым по-настоящему крупным танковым сражением Второй мировой войны можно считать битву у бельгийского города Анню, начавшуюся 12 мая 1940 года. SOMUA S35, принимавшие в нём участие, попортили немцам немало крови.
Возле населённого пункта Креан западнее Анню на счету одного из подразделений S35 оказалось четыре немецких танка и батарея противотанковых орудий. Другой отряд в числе прочих немецких машин уничтожил у местечка Тин танк немецкого полковника Эбербаха. Сам полковник, правда, выжил, но наступление приостановилось. Вечером немцы снова попытались ударить, но контратака SOMUA заставила их откатиться. Из этого боя S35 вышли, получив по 20–40 прямых попаданий из 20- и 37-мм орудий, но без единой пробоины. Налицо был локальный успех, однако неудачи на других участках фронта всё-таки заставили французские войска отступить на вторую линию обороны.
S35 использовались на всём протяжении французской кампании 1940 года, но в целом опыт их применения можно охарактеризовать как локальные успехи на фоне общих неудач.
Немецкий трофейный танк Panzerkampfwagen 35S 739(f).
После того как Франция капитулировала, часть S35 оказалась в немецких танковых войсках. Танк немного доработали, установив
двухместную башню и более совершенную радиостанцию, и присвоили ему название Pz.Kpfw. S35 739 (f).
Часть танков была переоборудована в артиллерийские тягачи.
Немецкие «Сомуа» повоевали на разных фронтах, включая советско-германский.
Когда немцы напали на СССР 22 июня 41-го, Брестская крепость одной из первых приняла на себя удар противника. Основные немецкие танковые силы обошли крепость стороной, а её штурм возложили на пехоту, артиллерию и другие войска.
Чтобы ускорить разгром, немцы решили использовать для очередной атаки три SOMUA S35, приписанные к бронепоезду Pazerzug № 28. Танки
сняли с платформ и отправили в бой. К концу дня все три машины были уничтожены гранатами и выстрелами зенитки у Северных ворот.
Активно трофейные «французы» использовались в боях на территории Финляндии и Норвегии во время боёв за Заполярье.
В 1944 году некоторое количество SOMUA S35 снова стали под французские знамёна и участвовали в освобождении своей родины.
Легкий танк сопровождения пехоты (Char leger d'accompagnement) FCM36 разработан фирмой Societe des Forges et Chantiers de la Mediterranee (FCM)
в середине 1930-х годов в рамках конкурса по созданию нового танка поддержки пехоты (взамен устаревшего FT17), наряду с танком
R35 фирмы Renault. В 1936 г. выпущено 100 машин. Корпус и башня - сварные. Броневые листы толщиной до 40мм расположены с
оптимальными по снарядостойкости углами наклона. Конструкция ходовой части заимствована у тяжелого танка В1. Все выпущенные
FCM36 поступили на вооружение 4-го и 7-го отдельных танковых батальонов французской армии. В ходе кампании 1940 г. эти части
были приданы 2-й полевой армии. В период "сражения за Францию" оба батальона ничем особенным себя не проявили. С объявлением
капитуляции почти все FCM36 достались немцам, которые использовали
их базу для создания самоходных орудий: 24 с 75-мм противотанковой пушкой Рак 40 (7,5-см РАК 40(Sf) и 24 с 105-мм гаубицей (10,5-см/е FH(Sf).
Французский средний танк D2.
Танк D1 (Char de bataille) был разработан фирмой Renault во второй половине 1920-х годов и представлял собой развитие легкого танка NC27.
Существовало две модификации танка D1. Первый вариант D1A (выпущено 10 танков) имел клепаный корпус,
литую башню с 37-мм пушкой SA18 и 7,5-мм пулеметом FM24/29. Бронирование составляло 10 — 30 мм. На машине устанавливался двигатель
Renault мощностью 65 л.с., разгонявший танк массой 12 т до максимальной скорости 18 км/ч.
На последовавших за ними 50 (по другим данным 90) танках варианта D1B установили новую литую башню ST1, в которой размещались
47-мм пушка SA34 и 7,5-мм пулемет ЕМ24/29 (боекомплект из 35 артвыстрелов и 2000 патронов). Толщину брони увеличили до 14 — 40 мм.
Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Renault мощностью 100 л.с. и шестискоростная коробка передач позволили
увеличить скорость до 20 км/ч. Запас хода достигал 100 км. Масса танка 12,8 т, экипаж 3 человека.
Еще в процессе серийного производства D1 началась работа по созданию новой модели D2.
В 1936 фирмой Renault была изготовлена первая партия из 50 единиц, в 1938 заказана вторая — в том же количестве.
В войска D2 поступили только весной 1940 года.
Этот танк имел корпус клепано-сварной конструкции и лучшую броневую защиту (20 — 40 мм), а 150-сильный 6-цилиндровый бензиновый
мотор Renault позволял 19-т машине развивать скорость на 5 км/ч выше, чем D1. Запас хода составлял 140 км.
Башню ST1 заменили на АРХ1, такую же, как у танка В1. D2 второй серии получили новую башню АРХ4 с 47-мм пушкой SA35.
Кроме того, в мае 1940 года некоторое количество машин первой серии перевооружили башнями АРХ4. В боекомплект входило 108 выстрелов и 2000 патронов.