Любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич
РАЗВИТИЕ
«Любая достаточно ушедшая вперед технология неотличима от чуда».
Артур Кларк
Идея создать боевую машину, управляемую на расстоянии по радио, возникла
в самом начале XX века и была реализована французским изобретателем
Шнейдером, который создал опытный образец мины, взрываемой с помощью
радиосигнала. Сегодня беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) существует
уже несколько видов, а сами аппараты стали непременным атрибутом современной войны.
Но впервые использовать самолеты, совершающие полеты без пилота, в качестве
средства поражения живой силы противника предложил американский
изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, спустя семь лет после первого
полета братьев Райт. Беспилотный аппарат (Воздушная торпеда
Кеттеринга) получивший в последующем наименование Kettering Bug был
принят на вооружение в 1918 году. В 1933 году Англии был создан
радиоуправляемый беспилотный аппарат на базе биплана Fairy Queen,
управление которым осуществлялось по радио с корабля. Этот аппарат под
наименованием de Havilland DH 82 Tiger Moth состоял на вооружении
Великобритании с 1934-го по 1943 год. В 1942 г. начали испытывать свой
вариант «сухопутной торпеды». Машина, названная «Скорпион», имела
дистанционное управление. Она передвигалась посредством восьми колес и была
способна двигаться по воде, но на вооружение принята не была. В 1922 году, в
США, специалисты аэродрома McCook Field из Дайтона (Огайо) разработала и
провели полевые (дорожные) испытания первого варианта своего
радиоуправляемого аппарата. Трехколесная тележка послушно поворачивала
куда велено, разгонялась и тормозила по радиокомандам. По заказу
министерства обороны в 1922 году была создана боевая машина, с двумя
пулеметами на четырехколесном шасси управление получило дополнительные
каналы, но в последующем испытания прекратились. Для обучения летчиков
американцы с 1940-х применяли радио самолеты Radioshare OQ-2. Проект
радиоуправляемого боевого самолёта был предложен в августе 1936 года
лейтенантом американского флота Д.С. Фарни. Только в 1940 году были
созданы устройства необходимые для телеуправления самолетом - портативная
телекамера и радиовысотомер, позволяющий получать информацию о высоте
полета беспилотного самолета. Благодаря новым устройствам в 1942 году был
создан беспилотный самолет Interstate TDR-1 с дальностью управления около 50
км. Во второй половине 1944 года беспилотный самолет начал применятся в
боевых условиях. Было израсходовано 46 беспилотников, 18 из которых успешно
атаковали намеченные цели (21 по другим сведениям), что было крайне высоким
результатом. Также были созданы радиоуправляемые БПЛА на базе самолета
B-17, целью которых должны были стать базы немецких подводных лодок.
Начиная с конца 20-х годов, в Японии разрабатывали дистанционное оружие,
«сухопутные торпеды» и управляемые по радио танки I-GO. В 1934 году
проводились опыты с управляемым по радио средним танком образца «89».
Несколько позже были созданы опытные образцы радиоуправляемых машин К-3 и К-4 весом
соответственно 14 и 11 тонн, К-4 несла взрывчатый заряд весом до 500 кг В 1934 году испытывался
управляемый по радио средний танк «2589» (он имел и другое название — К-Ни-го), а в 1936 году
— танкетка «2594». Но на вооружение дистанционное оружие не было принято.
В мае 1930 года в СССР был создан первый образец радиоаппаратуры для установки на
серийном катере типа Ш-4 и самолете типа ЮГ-1.
Торпедные катера «волнового управления» были приняты на вооружение флота, к 1937 году в составе
флота было около 50 дистанционно-управляемых катеров. Изыскивая
всевозможные изобретательские новинки, которые могли бы изменить характер
войны, дав Красной армии очевидное преимущество, Тухачевский не мог не
поддержать работы над созданием телеуправляемых танков-роботов, которые
велись Остехбюро Владимира Бекаури, а позднее – в Институте телемеханики
(полное название – Всесоюзный Государственный Институт Телемеханики и Связи, ВГИТиС).
Первым советским телеуправляемым танком стал трофейный французский танк
«Рено». В 1931 году в СССР начались испытания танка «МС-1» («Т-18»)
управляемого по радио, выполняющего две команды и двигающегося со
скоростью до 4 км/час. В 1933 году был изготовлен телетанк «ТТ–26»,
оснащенный приборами выпуска боевой химии, а также съемным огнеметом с
дальностью стрельбы до 35 метров. Было выпущено 55 машин этой серии.
Управление телетанками «ТТ–26» велось с обычного танка «Т–26». «вправо»,
«влево» и «стоп». В этом же году был изготовлен специализированный телетанк
ТТ-18 с новой шестнадцати командной аппаратурой управления. Всего к началу
советско-финской войны 1939-40 гг. на вооружении Красной армии состояло
около 60 «телемеханических» групп, сведённых в два отдельных танковых
батальона (152 и 217). На базе быстроходного танка «БТ-7» в 1938-39 годах был
создан телеуправляемый танк «А-7». Оператор управления размещался на
линейном танке «БТ-7» со штатным вооружением и мог подавать на телетанк 17
команд. Дальность управления танком на ровной местности достигала 4
километров, время непрерывного управления составляло от 4 до 6 часов.
Телетанки 217-го приняли активное участие в зимнем конфликте, применяясь
для атак, вскрытия минных полей и подрыва укреплений на линии Маннергейма.
Телетанки применялись совместно со средними танками. В ходе боевых
действий телетанки провоцировали огонь финской артиллерии, что позволяло
советской артиллерийской разведке ее обнаруживать ее и подавлять.
Своевременно вскрывали минные поля на пересеченной местности, спасая при
этом ценные человеческие жизни. После Зимней войны дистанционно
управляемые машины не были сняты с вооружения, а работы в этом направлении
продолжились. На 22 июня 1941-го в составе РККА имелись те же два батальона
телетанков. В ходе войны в 1942 году состоялись войсковые испытания
телеуправляемого самолета «Торпедо», созданного на базе бомбардировщика
«ТБ–3». Самолет был загружен 4 тоннами взрывчатого вещества «повышенного
действия». Наведение осуществлялось по радио с самолета «ДБ – ЗФ». Сильное
влияние на процесс оказала Вторая мировая война, с началом которой воюющие
стороны начали испытывать потребность в более эффективных средствах
поражения. Так, в 1941 году СССР несколько раз применял тяжелые
бомбардировщики ТБ-3 с радиоуправлением в качестве беспилотников -
некоторые самолеты, выработавшие свой срок, использовались для уничтожения
мостов противника. Над созданием радиофугасов работали ученные в СССР и в
1934 году они поступили на вооружение Красной Армии под наименованием
БЕМИ. К 1941году на вооружение были приняты тактические (ФТД) и
стратегические (Ф-10) радиофугасы. В результате боевого применения
стратегических радиофугасов Ф-10 в 1941 году были взорваны штаб
германского 56-го механизированного корпуса и разрушен практически центр
города Киев, занятый немецкими войсками. Шифрованные радиосигналы на
подрыв радиофугасов, посылались на расстояние 150 км. со специальной радиостанции.
В 1917 году в районе бельгийского побережья британский монитор был
успешно атакован управляемым с самолета германским катером. Ближе к концу
Первой мировой войны в германском флоте появились и беспроводные
радиоуправляемые катера. Опыты в области телеуправления проводились
австрийцем Шмидлем из Граца с 1928 по 1935 год. В результате экспериментов
ему удалось команды телеуправления передавать по радио и при помощи
инфракрасных лучей почтовым ракетам. Самым первым применявшимся
беспилотным самолетом разведчиком (дроном) был немецкий беспилотник
Flakzielgerat 43, который в октябре 1939 года произвел первую аэрофотосъемку.
Самолет, несущий со скоростью 100 км/ч две фотокамеры, под наименование
Argus As 292 был принят на вооружение в 1942/1943 годах.
Перед 2-й мировой войной в 1940 году в Пенемюнде был проведен
демонстрационный полет беспилотного самолета Ju-52 с сопровождающим
самолетом. С помощью комплекта телеаппаратуры телеуправления
установленной на самолетах, так называемая «пара Сименса». В последствии, на
вооружение была принята система «Мистель». Над самолетом Junkers-88 Mistel,
загруженным несколькими тоннами взрывчатки, был закреплен «мессершмитт»
или «фокке-вульф», пилот истребителя дистанционно управлял
бомбардировщиком без экипажа, наводя его на цель, а перед целью самолеты
разделялись. Германия на протяжении Второй мировой войны вела в основном
развитие телеуправляемого оружия. Разрабатывалось радиоуправляемые типы
беспилотников и ракет: бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, ракеты Enzian и
самолет с большим количеством взрывчатого вещества на борту. В 1941 году
немецкие инженеры Роберт Луссер и Фритц Госслау разработали самолет V-1
Vergeltungswaffe 1, позднее известный как Fi-103 или Фау-1. Этот самолет стал
первым в мире прототипом крылатой ракеты. Самолет снаряд Фау-1 не был
телеуправляемым, но он являлся полностью автоматически управляемым
летательным объектом. Ракеты дальнего действия А-4, или Фау-2 также были, в
основном объектами автономного управления, но часть аппаратуры была
снабжена устройствами для осуществления телеуправления в плоскости. Из
большого количества конструкций управляемых ракет, разработанных в годы
войны в Германии, число проектов зенитных средств находится на первом месте.
Предполагалось оснащать зенитные ракеты головкой самонаведения,
реагирующей на инфракрасное излучение цели и дистанционным взрывателем.
Но она был заменена системой визуального наведения с использованием
радиоприемника команд управления. На цель ракета наводилась наиболее
отработанным в то время способом – радиокомандным, с визуальным контролем
прохождения траектории наземным оператором. В перспективе планировалось
использовать наведение по радиолокационному лучу, комбинированное с
пассивной системой самонаведения (на инфракрасное излучение цели) на
конечном участке траектории. На полях сражений Второй Мировой войны
Германией применялись самоходные мины «Голиаф» (Goliath В Sd Kfz 303),
управляемые по проводам. Это оружие не считали успешным из-за высокой
стоимости, низкой скорости (9.5 км/ч), низкой проходимости, уязвимости
провода и тонкой брони (10 мм), которая была не в состоянии защитить
самоходную мину от любого противотанкового оружия. С октября 1944 года в
войска, для замены «Голиафа» стали поступать радиоуправляемые самоходные
мины «Шпрингер» (SdKfz 304 «Springer»), скорость движения составляла 42
км/час. До конца войны их успели выпустить всего лишь 50 штук.
В 1943 году на вооружение вермахта поступили Дистанционно-управляемые
по радио машины типа B-IV (в советских документах тех лет они именовалась
«телетанкетки»), машины управлялись из обычных танков (Т-III, T-IV и др.) Это
была гусеничная машина малых габаритов несущая на борту сбрасываемый 500
кг. контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для
взрывных работ, а также разведки местности и противника. Машины B-IV
применялись в Курской битве, в основном для разминирования минных полей.
В 1944 году были созданы взвода в состав, которого входило четыре танка: один
командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя
машинами B-IV. На 1 марта 1945 году в составе вермахта имелось 397 машин
B-IV. Часть машин B-IV была переоборудована в истребители танков, на машину
устанавливалась вращающаяся установка, представляющая собой шесть труб
«Панцершреков» (88-мм.) и три гранатомета для постановки дымовой завесы.