АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА РККА

Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич

АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ГУСЕНИЧНЫЕ ТЯГАЧИ И ТРАКТОРА 

Для обеспечения армии механической тягой было принято решение о 
привлечении тракторной промышленности к выпуску тягачей и транспортеров. В 
1930 году, Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно 
с КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного 
вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было 
создание целой серии тракторов для нужд РККА: "малый трактор РККА", "средний 
трактор РККА" и "большой трактор РККА". Предполагалось, что базой для 
тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении 
Красной Армии. В апреле 1931 года "малый трактор РККА" был создан и 12.5.1931 
г. поступил на испытания научно-инженерно-технического полигона РККА, но на 
вооружение прият не был. Средний трактор РККА (рабочее имя проекта - "Борец") 
планировалось выпускать на базе танка Т-19 и в 1930 году был принят его проект. . 
"Средний трактор" предполагалось использовать взамен тракторов "Коммунар" и 
"Большевик", но поскольку Т-19 на вооружение принят не был то разработку тягача 
продолжили на базе шасси танка Т-26. Выпуск тягачей, под индексом Т-26Т 
начался с июля 1933 года, и к концу декабря было изготовлено 163 тягача. 

армейские тягачи Коминтерн фото
Всего по состоянию на 1 июня 1941 года в танковых частях Красной Армии числилось 211 тягачей на базе Т-26. Тяжелый трактор проектировался для транспортировки орудий весом до 11 000 кг со скоростью до 15 км/ч, при создании артиллерийского тягача, широко применялись элементы ходовой части танка Т24. В 1933 г. трактор получил собственное имя "Коминтерн" и в 1934 г. запущен в серию. Тягач использовался для транспортирования практически всех орудий РГК калибром до 152-мм, а иногда и 203-мм гаубиц Б-4 на гусеничном ходу. Всего до 1940 г. было выпущено около 1800 "Коминтернов", после чего его сменил более совершенный "Ворошиловец". На сталинградском тракторном заводе совместно с НАТИ был разработан трактор СХТЗ-НАТИ Средней мощности двойного назначения, для селького хозяйства и для армии, в качестве тягача, способным буксировать прицепы по бездорожью. В начале 1935 года была построена третья серия опытных образцов СТЗ-5. Эти машины, показанные 16 июля вместе с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 высшему руководству страны во главе с И.В.Сталиным, получили полное одобрение. Среди экспонатов выставки находились и два трактора с маркой ЧТЗ Сталинец-60 (С-60) и новый дизельный трактор С-65
Двигатель 1МА - типично тракторный, четырехцилиндровый, карбюраторный был фактически многотопливным. За создание трактора В.Я. Слонимский (руководитель проекта) был удостоен Сталинской премии I степени. Производство трактора осваивалось под руководством технического директора СТЗ Э.А. Сателя и начальника технического отдела В.Г. Станкевича. В 1937 году были выпущены первые 173 транспортных СТЗ-5, в 1938-м - 136, в 1939- м - уже 1256 и в 1940 году - 1274. В артиллерийских частях они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 76-мм (позже и 85-мм) зенитные орудия. Скоро в РККА СТЗ-5 стал наиболее распространенным и доступным артиллерийским тягачом Средне-техническая скорость движения тягача с прицепом по шоссе в составе батареи достигала 14 км/ч; в составе полка - 11 км/ч; по грунту - 10 км/ч. В июне 1930 года был составлен генеральный план Челябинского тракторного завода, который должен был стать первым в СССР заводом, выпускающим мощные гусеничные тракторы. Предполагалось, что сходный по типу с американским трактором "Катерпиллер", советский гусеничный трактор будет весить около 10 тонн. Строительство завода началось 10 августа 1930 года и уже 1 июня 1933 года из ворот проходной вышел первый трактор, а за ним - еще двенадцать новеньких тракторов. 1 июня 1933 года, из ворот Челябинского тракторного завода вышла первая партия мощных гусеничных тракторов "Сталинец-60" (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с, работавший на лигроине . Трактор выпускался до 31 марта 1937 года. А затем его сменил на конвейере дизельный трактор С-65. В 1935 году ЧТЗ выпускал уже 20,5 тысяч тракторов в год. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов выставки находились и два трактора с маркой ЧТЗ "Сталинец-60" (С-60) и новый дизельный трактор С-65. Жюри выставки дало высокую оценку машинам ЧТЗ, присудив им диплом и «Гран При» - высшую награду выставки. Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными с/х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом ВОВ и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства и использовались для буксировки орудий большой мощности, в Красной Армии. По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5. В ходе Великой Отечественной войны нехватка других, более подходящих транспортных средств высокой проходимости заставляла монтировать на СТЗ-5 реактивные установки БМ-13. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, они использовались как шасси для постройки суррогатных танков "НИ" с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. Несмотря на большие потери осенью 1941 года, другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть снабжения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5; за 1942 год - 3359. Всего завод изготовил 9944 таких машины, из них 6505 - после начала войны.С целью перевода производство на выпуск тракторов с дизель-мотором, в 1935 году на Челябинском тракторном заводе имени И.В.Сталина началась реконструкция К разработке трактора Сталинец С- 2, дизельной версии транспортного трактора С-1 приступили в 1938 году. Трактор предназначался для буксировки тяжелых артиллерийских орудий. Двигатель МТ-17 четырехцилиндровый типа «Катерпиллер» мощностью 105 л.с. позволял трактору уверенно буксировать тяжелые артсистемы Б-4 и А-19 как по шоссе, так и по мягкому грунту, преодолевая подъемы свыше 15 градусов, причем средняя скорость составляла 15 км/ч по шоссе и 10 км/ч по грунту, запас хода по шоссе 160 км. После выпуска опытной партии из 12 машин с до ноября 1940 года было произведено 1258 тягачей Но в ноябре ЧТЗ переключился на выпуск танков, тяжелые артиллерийские тягачи перестали быть нужными С-2 попали на все фронты, особенно много было их на Юго-Западном, где они буксировали все: от 85- мм зенитных пушек до 203-мм гаубиц и 280-мм мортир, выводили на ремонт подбитые легкие и средние танки. По штатам, утвержденным 1 января 1941 года, в артиллерии Красной Армии должен был находиться 951 тягач С-2. В 1941 году было выпущено уже 1235 тягачей. На 1 сентября 1942 года в армии числилось 892 С-2. На Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) разрабатывался гусеничный трактор «Коммунар», в качестве прототипа, при его разработке, был выбран трактор немецкой фирмы «Ганомаг». Выпуск тракторов начался в 1934 году. «Коммунар» выпускался в трех вариантах – с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. и на бензине с двигателями 75 и 90 л.с. Использовался в народном хозяйстве и в Красной Армии в качестве артиллерийского тягача. Принятые на вооружение Красной Армией трактора «Коммунар» позволили начать перевод тяжелой артиллерии на механическую тягу. Однако использование тракторов в качестве тягачей довольно быстро выявило их главные недостатки – низкую скорость движения и невозможность размещения на них боеприпасов и расчета артиллерийского орудия. В 1931 году выпуск тракторов «Коммунар» был прекращен. На ХПЗ Группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров)приступила к разработке артиллерийского тягача, получившего наименование «Коминтерн». В конце 1934 году была изготовлена первая установочная партию в 50 «Коминтернов». На тягаче был установлен дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с. В машине широко использовались элементы танка Т-24, была установлена кабина автомобильного типа для экипажа и платформа для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. В 1935 года началось серийное производство – в месяц выпускали по 25 – 30 машин. «Коминтерн» применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство «Коминтерна» было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного артиллерийского тягача «Ворошиловец». Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 «Коминтернов». В 1936 году были построены два образца сверхтягача, получившие наименование «Ворошиловец». Летом 1938 года на тягаче прошел официальные испытания и новый танковый дизель, получивший в дефорсированной модификации для тягача название В-2В. Летом 1939 года “Ворошиловец” проходил армейские испытания на танковом полигоне под Москвой. Как и ожидалось, он показал высокие результаты, уверенно буксировал самые большие артиллерийские системы и все виды танков, включая Т-35. Была опробована, причем успешно, буксировка на местности следующих тяжелых арт. систем: 210-мм пушки образца 1939 года (раздельно лафет и ствол), 152-мм пушки образца 1935 года, 203-мм гаубицы образца 1931 года (раздельно лафет и ствол). 280-мм мортиры образца 1939 года, 305-мм гаубицы образца 1939 года (раздельно лафет и ствол). Максимальная скорость достигала 42 км/ч, средняя по шоссе с полной нагрузкой - до 20 км/ч, по грунту- 16 км/ч. Это были наибольшие скорости среди всех испытанных тягачей - сказывались высокая удельная мощность и более совершенная подвеска «Ворошиловца». Среднетехническая (расчетная) скорость движения по шоссе с артиллерийской системой в составе «колонна - батарея» равнялась 18 км/ч, в составе «колонна - полк» - 13 км/ч. Снабженный экономичным дизелем, «Ворошиловец» выдерживал непрерывный суточный марш без дозаправки. В качестве топлива могли применяться: дизтопливо, газойль или в крайнем случае смесь моторного масла с керосином. Запас хода по шоссе с грузом без прицепа достигал 390 км, с грузом и прицепом - 240 км, по фунту с грузом и прицепом от 125 до 200 км (в зависимости от местности). В конце 1939 года началось производство «Ворошиловцев». Всего их было выпущено к концу августа 1941 года, до эвакуации завода в Нижний Тагил, 1123 штуки. Во время войны «Ворошиловцы» эффективно использовались на всех фронтах, на самых разнообразных тяжелых транспортных работах, но прежде всего в артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главного Командования. На 1 сентября 1942 года в Советской Армии действовало всего 528 машин, а в конце войны осталось 336. В Научном автотракторном институте (НАТИ), в 1935 году, под руководством А.С.Щеглова по образцу быстроходного американского трактора «Мармон- Херинггон» с автомобильным двигателем Форд V-8 был спроектирован тягач, «Пионер», спроектировали. Силовой агрегат и трансмиссию с дифференциалом позаимствовали от находившегося в производстве плавающего танка
Т-37А, от него же использовали пружинно-балансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Машина была очень короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг, скорость до 50 км/ч. Водитель сидел посередине. Первую партию «пионеров» выпустили на московском заводе № 37 имени Орджоникидзе в 1936 году, а 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. Производство их продолжалось по 1937 год. В ходе короткой эксплуатации выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника — в зоне вероятного обстрела. Такую бронированную модификацию вскоре разработали и построили в НАТИ (конструктор Маринин) в двух вариантах: «Пионер Б1» (расчет сидит лицом друг к другу) и «Пионер Б2» (расчет сидит спинами друг к другу). Модифицированная машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже. Довольно быстро, в конце 1936 года под руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач «Комсомолец» (Т-20), на базе плавающего танка Т-38 в конце 1936 года и был предназначен для буксировки противотанковых и полковых пушек. На тягаче устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л.с. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15 – 20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8 – 11 км/ч. Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7—10 мм, защищавших экипаж — водителя и командира-стрелка — от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Вооружение состояло из танковый пулемета ДТ в подвижной маске. Выпускать «Комсомолец» начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на специальных производствах СТЗ и ГАЗ. По состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 «Комсомольца» (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц. Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец" иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. В то же время на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2 (ЗИС-30), распределенные по танковым бригадам они принимали участие в битве за Москву. Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин. Развитие отечественного тракторостроения позволило в 1935 году установить очередность перевода различных видов артиллерии на механическую тягу. В первую очередь на механическую тягу переводились 45 мм. противотанковые пушки, во вторую – артиллерия РВГК и корпусная, в третью – дивизионная артиллерия. Полковая артиллерия оставалась на конной тяге. Для выполнения этой программы было решено создавать для артиллерии только гусеничные тягачи, тягачи которые не применяются в народном хозяйстве. Учитывая недостаточное развитие автомобильной промышленности, в предвоенный период, колесные тягачи не разрабатывались. Конструкторами НАТИ с 1942 года разрабатывался легкий артиллерийский тягач Я-12. Тягач Я-12 представлял собой компактную быстроходную гусеничную машину с передним расположением силовой установки и кабины механика- водителя. Грузовая кабина располагалась сзади, в ней кроме расчета буксируемого артиллерийского орудия мог разместиться возимый боекомплект и необходимое имущество. В ходе войны Ярославским автомобильным заводом кроме дизельного Я-12 выпускалась также модификация Я-13 с четырехтактным карбюраторным двигателем ЗИС-5М и Я-13Ф с форсированным четырехтактным карбюраторным двигателем ЗИС-МФ Артиллерийский тягач Я-12 поступил в серийное производство в августе 1943 года. При мощности дизельного даигателя 110 л/с тягач двигаясь по грунту с прицепом развивал среднюю скорость 13 км/час, по шоссе 17 км/час. Запас хода состалял 290 км. Из-за перебоев с поставками дизелей в 1944 году выпускались отдельные партии упрощенных тягачей с отечественными бензиновыми двигателями. Я-12 буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Всего до конца войны на Ярославском автомобильном заводе было выпущено 1666 тягачей. В мае 1945 года в Красной Армии имелось 1270 ярославских машин. По мобилизационным планам с началом войны артиллерия укомплектовывалась сельскохозяйственными тракторами, работавшими на полях. При занятии, 1939 году Западной Украины и Западной Белоруссии артиллерийские части на тракторной тяге за 6 –10 суток марша отставали от войск на сутки и более, помимо этого наблюдался массовый выход из строя средств тяги. Во время советско- финской войны артиллерия была укомплектована на 69 % от штата. Более 20% отмобилизованных тракторов части бросили на месте отмобилизования, из-за невозможности осуществить ремонт. 85 % мобилизованных тракторов составляли трактора С-60, которые нуждались в ремонте (15 % в среднем, 85 % в капитальном). К началу 1941 года артиллерия была обеспечена тракторами по штатам мироного времени полностью, специальных тракторов из них было около . , все остальные сельскохозяйственные.. В ремонте нуждалось 19% всех тракторов, а в Западном и Одесском военных округах – до 50 %. Противотанковая артиллерия была обеспечена специальными тракторами на 28 % от штата. Не была решена проблема с механической тягой и для малокалиберных зенитных батарей. В первом периоде Великой Отечественной войны из-за отсутствия надежных средств тяги и автотранспорта была потеряна большая часть артиллерии – 80 % противотанковой артиллерии, 78 % минометов и полковой артиллерии и 85 % малокалиберных зенитных пушек действовавших непосредственно с передовыми частями войск. К 1943 году с широким внедрением в артиллерию колесных тягачей, получаемых по Ленд-Лизу, положение со средствами тяги улучшилось, особенно в противотанковых и зенитных частях. Это позволило осуществлять маневр артиллерийских частей в ходе сражений.

  • Вступление
  • Автотехника СССР
  • Легковые автомобили
  • Грузовые автомобили
  • Бронеавтомобили
  • Гусеничные тягачи СССР
  • Ленд-лиз автотехники
  • Ленд-лиз бронеранспортёров
  • Заключение

  • Тэги: трактор-тягач

    War is Over 1-я страница


    Начало

    Случайная статья:

    Советские малосерийные бронепоезда в ВОВ

    Советские гаубицы ВОВ

    Soviet infantry crossing rivers

    Links 3

    Morane-Saulnier Parasols in Russia