ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ВМФ УПРАВЛЕНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
«УТВЕРЖДАЮ» - Начальник Управления боевой подготовки и ВУЗ ВВС ВМФ Генерал-майор авиации Ежов 15 марта 1945 г.
ПАМЯТКА ЛЕТЧИКУ ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-7(б) С МОТОРОМ М105ПФ
УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА НКВМФ СОЮЗА ССР МОСКВА 1945 ЛЕНИНГРАД
Настоящая „Памятка" составлена на основе „Инструкции летчику по эксплоатации и
технике пилотирования" данного самолета, утвержденной Главным инженером
ВВС КА 10 июля 1943 г. с изменениями и дополнениями, основанными на
опыте эксплоатации и пилотирования самолетов ЯК-7(б) в строевых частях ВВС ВМФ и ВМАОЛУ им. СТАЛИНА.
Составили: подполковник Петров Я. П., капитан Карпиков
Герой Советского Союза капитан Каберов
Под руководством Героя Советского Союза генерал-майора авиации Наумова Н. А.
Художествевво оформили: мл. сержант Потапенко, художник Вентцель
Редактор капитан Н. И. Синицын
ПЕРЕД ПОЛЕТОМ ПОЛУЧИТЬ ЗАДАНИЕ ОТ ИНСТРУКТОРА
УЧЕСТЬ:
1. Ошибки прошлых полетов.
2. Особенности полетов в данный день; заход, расчет,
маршрут, площадки на случай вынужденной посадки, препятствия на
взлете и при заходе на посадку.
3. Принять доклад от ранее летавшего курсанта о работе мотора и поведении самолета в воздухе.
ПРОИЗВЕСТИ ВНЕШНИЙ ОСМОТР
Осмотреть винт
Нет ли внешних повреждений (пробоин, царапин) на лопастях, коке винта и нет ли погнутостей ЛОПАСТЕЙ
ЗАКРЫТЫ ЛИ замки "ДЗУС" моторных капотов
Крепление трубки "ПИТО" и снят ли чехол
Крепление шасси, степень накачки (просадка 30 мм) и целостность пневматиков
Крепление и целость элеронов
Крепление и целость руля поворота, киля, стабилизатора и рулей высоты
Триммер рулей высоты в нейтральном положении
Крепление костыля и накачка пневматика (просадка 15 мм)
ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ: БЕНЗИНА, МАСЛА, ВОДЫ
ПЕРЕД ПОСАДКОЙ В КАБИНУ ОСМОТРЕТЬ ЕЕ И ПРОВЕРИТЬ:
Нет ли посторонних предметов В КАБИНЕ
Выключено ли МАГНЕТО
ПОСТАВЛЕНЫ ЛИ ГАШЕТКИ НА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ
Чистоту и исправность козырька
Поставить ноги на педали под ремни
ПОДОГНАТЬ ВЫСОТУ СИДЕНЬЯ
ПРОВЕРИТЬ ЛЕГКОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
и правильность отклонения рулей
ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ И ПОЛОЖЕНИЕ РЫЧАГОВ УПРАВЛЕНИЯ МОТОРОМ
Кран воздушного баллона открыт "Р" до 50 атм
ШТУРВАЛ ТРИММЕРА рулей высоты стоит нейтрально по меткам
ПОЛОЖЕНИЕ СЕКТОРОВ ПРИ МАЛОМ ШАГЕ ВИНТА
ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ МАСЛА 40-70°С
На Н=1800-2000м включить вторую скорость. Переключатель магнето на 1-2
КРАН УБОРКИ И ВЫПУСКА ШАССИ - нейтрально
Смотри электросигнализацию и одновременно по механическим указателям
Кран уборки и выпуска щитков поставь нейтрально
УКАЗАТЕЛЬ ВЫСОТЫ ПОСТАВИТЬ НА "0"
Целость и исправность приборов
Указатель высоты, скорости, "Пионер", Вариометр
Минимальные обороты мотора 500 об/мин
Воздушный кран запуска мотора закрыт
Кран аварийного воздушного баллона аварийного выпуска шасси закрыт. Перед полетом оба крана закрыты.
НАДДУВ НА МАЛОМ ГАЗЕ 720-740мм
Температура масла 50-75°С. Давление масла 3-9 атм. Давление бензина 0,25-0,35 атм. Температура воды 70-80°С.
ВЫРУЛИВАНИЕ
1. Надеть очки и произвести круговой осмотр
2. Поднятием руки спроси разрешение у сопровождающего на выруливание
ПРОВЕРИТЬ ТОРМОЗА НА 1800 об/мин
ПОМНИ
1. Ручку управления при рулении на аэродромах с твердым грунтом держать нейтрально
2. При торможении и рулении на мягком грунте ручку управления держать на себя
Для просмотра местности впереди руление производить змейкой, Соблюдая правила осмотрительности как перед выруливанием
Следить за сигналами сопровождающего
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РУЛИТЬ:
1. Поднятием руки вверх сопровождающим 2. Поднятием вверх красного флага на командном пункте
НА ЛИНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СТАРТА
БЫСТРО ПРОВЕРИТЬ:
Бензокран, Рычаг "Р-7" (вперед-малый шаг винта -прим. админ.), сектор высотного газа, переключатель магнето, кран уборки и выпуска шасси НЕЙТРАЛЬНО
Кран уборки и выпуска щитков нейтрально Температура масла 50-75°С
Давление масла 3-9 атм
Давление бензина 0,25-0,35 атм
Температура воды 70-80°С
Получив разрешение на взлет от стартера и
сопровождающего, произведи круговой осмотр и убедись, нет ли самолетов,
уходящих на второй круг, и самолетов, севших с перелетом, прожги свечи
на 2300 об/мин в течение 2 — 3 сек., удерживая самолет на тормозах
ЗАКРЫТЬ ФОНАРЬ
ПРОЖЕЧЬ СВЕЧИ на 2000 об/мин в течение 2-3 сек
ВЗЛЕТ
ДАТЬ ПОЛНЫЙ ГАЗ
Положение капота относительно горизонта на разбеге
Направление взгляда НА РАЗБЕГЕ Направление взгляда НА ВЫДЕРЖИВАНИИ
Стремление самолета к разворотам на разбеге парировать ножными педалями
Пользоваться тормозами для парирования разворотов на разбеге запрещается
После отрыва самолет выдерживать над землей на высоте 1-го метра до скорости 250 км/час
В наборе высоты установить скорость 270 км/час
ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ
До первого разворота проверить
Температура масла не выше 110°С
Давление масла 5,5-6,5 атм
Давление бензина 0,25-0,35 атм
Температура воды не выше 100°С
Убрать сектор газа примерно на 1/4 его хода, после чего затежелить винт до 2200-2300 об/мин
На высоте 150 м выполнить первый разворот
Положение капота относительно горизонта. Скорость на развороте установить 300 км/час
Проверить координацию на развороте (шарик при координированном развороте-развороте без скольжения, остается в центре)
ВТОРОЙ РАЗВОРОТ
Выполняется в режиме набора высоты и на таком удалении, чтобы после разворота консоль крыла не закрывала посадочные знаки
На прямой от второго разворота к третьему развороту на
высоте 500 м для просмотра пространства впереди делать отвороты, при этом сохраняя скорость 300 км/час
ТРЕТИЙ РАЗВОРОТ
Выполняется в режиме горизонтального полета, начало разворота, когда "Т" проектируется под углом 40—45° относительно задней кромки крыла
Положение капота при развороте на скорости 300 км/час
После третьего разворота установить скорость 270 км/час
Осмотреться, сосчитать впереди идущие самолеты, путь самолета параллельно короткому полотнищу посадочного "Т"
Сектор шага винта постановить в положение "малый газ"
ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЫ Як-7