Начало , часть 2 , часть 3 .

Инструкция по воздушному бою истребительной авиации.

77. Сбор производится в процессе боя или по окончании его для:
- восстановления боевых порядков;
- организации преследования противника:
- выхода из боя при неблагоприятном течении его или перенацеливании для действий по другим целям;
- возвращения на аэродром.

78. Район сбора обычно назначается на земле и известен летчикам до вылета. Команду сбора подает командир группы по радио или сигналом эволюциями самолета, указывая квадрат (если он не был указан на земле) и высоту. Районом сбора назначается характерный ориентир, хорошо известный летчикам и хорошо видимый с воздуха.

79. По команде <Сбор> командир уходит или оттягивает бой в назначенный район и информирует по радио командиров звеньев (пар) о своем местонахождении. Летчики, пары, звенья, получив команду на сбор, при отсутствии угрозы нападения следуют в район сбора, а при наличии угрозы атаки со стороны противника контратаками и использованием моментов, когда противник в данное время не может атаковать, отрываются от него и уходят в район сбора. Экипажи (группы), находящиеся в более выгодных условиях, обеспечивают отрыв от противника экипажей (групп), оказавшихся в более тяжелых условиях. Отдельные пары, оказавшиеся изолированными от других, для отрыва от противника используют облачность и солнце, следуя в район сбора.

80. Успех сбора зависит от быстроты его выполнения. Действенную помощь в быстром и организованном проведении сбора могут оказать специально выделенные для этого группы, подошедшие свежие силы наших истребителей и зенитная артиллерия. Быстрый сбор дает возможность сосредоточивай, силы для нанесения удара по намеченным целям, перенацеливать истребителей или организованно и без потерь выйти из боя.

81. Отдельные самолеты, пары, прибывшие в район сбора и не обнаружившие там своей группы, запрашивают у последней ее местонахождение и следуют в указанный район. Данные о местонахождении группы могут быть также получены с земли. При отсутствии данных о местонахождении группы они увеличивают скорость (используя метеообстановку и условия полета) и уходят на свой аэродром. Выход из боя

82. Выход из боя имеет место:
- при израсходовании горючего до определенного предела, обеспечивающего возвращение на ближайший аэродром;
- при перенацеливании истребителей для действий в другом районе;
- при неблагоприятном течении боя с разрешения командира, поставившего задачу.

83. Выход из боя производится для его прекращения. Исходя из воздушной обстановки и условий ведения боя. выход из боя может сводиться: - к выходу из боя с истребителями противника, когда над ними имеются тактические преимущества; - к выходу из боя с превосходящими силами истребителей противника при наличии у них тактических преимуществ; - к выходу из боя с бомбардировщиками.

84. Выход из боя при наличии тактических преимуществ над противником не представляет особой трудности: по приказу (сигналу) командира истребители, используя избыток скорости и превосходство в высоте, свободно отрываются от противника, собираются в группы, занимают свои места в боевом порядке и следуют для дальнейших действий. Пара (группа) резерва (свободного маневра) решительными атаками сверху сковывает маневр противника и не дает ему возможности подняться до высоты наших самолетов.

85. Выход из боя с превосходящими силами противника, и когда у него имеются тактические преимущества (превосходство в высоте и скорости), значительно тяжелее и сложнее и требует больших усилий со стороны командира, чтобы вывести группу из боя без излишних потерь. Выход из боя в таких условиях лучше производить под прикрытием свежих сил или ЗА.

86. Выход из боя должен быть насыщен решительными и своевременными контратаками, четким огневым взаимодействием и завершаться организованным сбором. Если взаимодействие нарушено и создались тяжелые условия, решением командира звенья и пары отрываются от противника самостоятельно, используя солнце, облачность и маневры, исключающие возможность противнику ведения прицельного огня.

87. Лучшим маневром отрыва от противника, обеспечивающим взаимное прикрытие в паре, является маневр <ножницы>. Он обеспечивает непрерывное прикрытие друг друга от возможных атак сзади и движение в желаемом направлении. По сигналу ведущего пара выполняет маневр, как показано на рис. № 9.
Выход из боя должен быть насыщен решительными и своевременными контратаками, четким огневым взаимодействием и завершаться организованным сбором. Если взаимодействие нарушено и создались тяжелые условия, решением командира звенья и пары отрываются от противника самостоятельно, используя солнце, облачность и маневры, исключающие возможность противнику ведения прицельного огня

88. Такой же маневр может использовать и звено, выполняя его парами. Во всех случаях, при наличии возможности, истребители для отрыва от противника должны использовать зоны отсечения ЗА.

89. Если воздушный бой ведется достаточно большой группой и группы к моменту выхода из боя сохранили свои места в боевом порядке по высоте, то целесообразнее первой выходить из боя ударной группе под прикрытием прикрывающей группы. Выход из боя прикрывающей группы прикрывает пара (группа) резерва (свободного маневра), которая, имея наиболее выгодные тактические условия, затем свободно отрывается от противника, используя превосходство в высоте и избыток в скорости.

90. Командир группы должен выходить из боя первым, чтобы обеспечить своим руководством организованный выход из боя всей группы. В отдельных случаях обстановки командир может выходить из боя последним, прикрывая выход из боя своей парой (группой) других пар (групп). При выходе из боя командира последним управление группой будет, как правило, менее эффективным или даже нарушенным, так как командир будет занят боем. Противник стремится вывести из строя в первую очередь именно, командира группы и этим лишить нашу группу управления. Поэтому к напрасному риску-выходу из боя последним командир должен прибегать только тогда, когда к этому вынуждает сложившаяся обстановка.

91. Отрыв от противника пикированием должен использоваться как крайняя мера, учитывая хорошие качества самолетов противника на пикировании. Для перехода в пикирование необходимо выбирать такой момент, который исключал бы возможность быстрого перехода противника на преследование или в крайнем случае, затруднял бы его. Если пикирование производится под угрозой преследования необходимо избегать пикирования по прямой, изменяя угол и направление пикирования, производя змейки, скольжение и т. д. Выход из пикирования по прямой допускать нельзя, так как этим создаются хорошие условия для нанесения удара противником.

92. Выход из боя с бомбардировщиком трудности не представляет и сводится к выходу из атаки, так как бомбардировщик, ведя бой оборонительного характера, сковать дальнейшие действия истребителя не способен.

93. Причинами выхода из группового боя одиночек могут быть: повреждение материальной части, ограничивающее возможность ведения боя и ранение летчика. Летчик, имеющий не обходимость в выходе из боя, обязан доложить об этом командиру заранее условленным сигналом. Открытым текстом такие передачи делать нельзя. Командир, получивший сигнал о необходимости выхода из боя, оценивает обстановку и принимает решение на выход из боя всей труппой (если она небольшая) или выделяет наряд для сопровождения выходящего из боя на свою территорию или аэродром.

94. Израсходование боеприпасов или неисправность оружия не могут служить причиной для выхода из группового боя, так как это изменяет соотношение сил в пользу противника и ставит в опасное положение выходящего и группу. Доложив об этом командиру, летчик угрозой атаки обязан поддерживать товарищей в бою.

IV. УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ БОЕМ

95. В виду того, что скорость современных самолетов значительно возросла, обстановка в воздушном бою приобретает напряженный и быстро меняющийся характер. Это значительно затрудняет управление воздушным боем особенно тогда, когда в нем участвует значительное число самолетов, и повышает роль командира в бою. Командир обязан дать летчикам исчерпывающие указания на земле и продумать свои действия в воздухе с тем, чтобы управление боем было непрерывным и наиболее эффективным.

96. До получения боевой задачи подготовка летчиков к воздушному бою состоит в изучении: - наземной обстановки (линии фронта, способов взаимодействия со своей ЗА и районов расположения ЗА противника, опознавательных сигналов своих войск); - воздушной обстановки (действий своей авиации и авиации < противника на маршруте и в районе действий); - района действия и метеоусловий; - района и зоны отсечения; - ближайших к линии фронта аэродромов и посадочных площадок; - мест расположения приводных и пеленгаторных радиостанций; - мест расположения станций наведения, их позывных и порядка связи с ними.

97. Перед вылетом летчики-истребители должны знать: - боевую задачу, что способствует разумному проявлению инициативы в рамках поставленной задачи и возможности продолжать выполнение боевой задачи при выходе командира из строя: - порядок взлета; - место, высоту и порядок сбора после взлета; - маршрут и профиль полета; - радиоданные (волна, позывные, радиосигналы и пароль); - боевой порядок и свое место в нем; - сигналы управления и порядок оповещения при обнаружении самолетов противника; - опознавательные сигналы и сигналы взаимодействия с ЗА; - намеченные варианты действий (боя); - район сбора, порядок сбора и выхода из боя; - порядок возвращения и посадки. Отличное знание летчиками порядка выполнения поставленной задачи и своих действий при различных вариантах намного облегчает командиру управление боем.

98. Управление воздушным боем осуществляется: - путем непрерывной радиосвязи между самолетами, а также между командиром группы, радиостанцией КП и радиостанциями наведения; - непрерывным наблюдением за воздушным противником над полем боя и на его территории.

99. Воздушным боем управляет непосредственно командир, находящийся в воздухе. После того, как истребители наведены на противника с земли, радиостанция наведения свою работу прекращает и возобновляет ее только в случае подхода свежих сил противника или когда создается угроза внезапной атаки.

100. Чрезмерное вмешательство с земли в управление воздушным боем приводит к безинициативности и безответственности командиров, находящихся в воздухе, а нередко и дезориентирует их.

101. Командир с земли через командную радиостанцию (радиостанцию КП или радиостанцию наведения) осуществляет: - вызов истребителей для наращивания сил; - наводит истребителей на противника; - вводит в бой свой резерв; - указывает способы действий истребителям, если есть в том необходимость; - вносит свои коррективы в действия командира в воздухе, если последний допускает тактические ошибки; - оказывает моральное воздействие на летчиков, ведущих бой путем поощрений или порицаний их действий.

102. Основными средствами управления истребителями в бою является радио и личный пример командира. Для предотвращения провокационной работы противника по радио летчик должен пользоваться установленным паролем.

103. Работа по радио на передачу в боевом вылете разрешается только командиру группы. Ведомые включают свои радиопередатчики в случаях: - вызова командиром группы; - при появлении воздушного противника, не замеченного командиром группы; - при необходимости выхода из боя.

104. С целью достижения и сохранения наибольшей скрытности полета прибегать к помощи радио необходимо только в крайних случаях.

105. При поиске противника основным средством общения между летчиками в паре (и даже между парами в звене) должны быть сигналы эволюциями самолетов. Кроме этого, ведомый в паре должен понимать командира по его поведению и не нуждаться в излишних сигналах (командах).

106. Информацию об обнаруженном противнике также целесообразно производить эволюциями самолета, так как при широко развитой сети подслушивания противника, истребители, пользующиеся радио, могут быть своевременно обнаружены с земли, о чем будут предупреждены самолеты противника.

107. В воздушном бою радио является основным и единственным средством управления, особенно, когда в бою участвует значительное число самолетов. Командир пары, управляя в бою ведомым по радио, имеет также возможность передавать свою волю ведомому личным примером и эволюциями самолета.

108. Командир эскадрильи (группы) в бою управляет командирами звеньев, координируя действия звеньев в рамках поставленной задачи, и в управление звеном, как правило, не вмешивается. Управление звеном должно всегда осуществляться командиром звена путем передачи команд, сигналов командиру ведомой пары.

109. В бою командир группы (звена), подавая команду, обращается к командиру звена или ведомой пары по фамилии открытым текстом и этим ориентирует остальных летчиков о принятом решении.

110. Радиодисциплина является непременным условием эффективности управления боем по радио. Соблюдение радиодисциплины при радиообмене является важной обязанностью летчика.

111. Личный пример командира является также эффективным средством управления действиями подчиненных.

112. Командир группы находится в боевом порядке там, откуда ему удобнее управлять группой, и в той группе, которая решает основную задачу. Командир в бою, в первую очередь - организатор, а во вторую - боец. Его основная задача - не достижение личного успеха, а организация успешного завершения боя всей группой в целом. Если командир в бою превращается в рядового бойца, то группа, как правило, окажется без управления, что обычно приводит к излишним потерям и проигрышу боя.

113. При боевом маневрировании маневр разворотом на 90-180° необходимо производить подачей следующих команд по радио:
команда № 1-влево (вправо) марш-разворот влево (вправо) на 90°;
команда № 2-влево (вправо) кругом марш-разворот влево (вправо) на 180°;
команда № 3-веером марш-разворот на 180° веером;
команда № 4-сходящимся веером марш-разворот на 180* сходящимся веером.

114. При отказе радио у командира он должен передать управление группой своему заместителю сигналом эволюциями самолета № 5 или руководить группой с помощью сигналов, подаваемых эволюциями самолета. Следующие сигналы являются обязательными для всей истребительной авиации:
сигнал № 1- <противник в направлении> - покачивание с крыла на крыло, затем разворот или очередь в направлении на противника;
сигнал № 2- <атакуем все> - быстрое покачивание с крыла на крыло и личный пример командира;
сигнал № 3- <атакует ведущая пара (звено)> - быстрое покачивание с крыла на крыло, затем горка;
сигнал № 4- <атакуют замыкающие пары (звенья)> - две горки;
сигнал № 5- <выхожу из строя, заместитель примет командование>-покачивание с крыла на крыло, затем пикирование с уходом под строй;
сигнал № 6- <действуйте самостоятельно> - покачивание с крыла на крыло, затем змейка в горизонтальной плоскости;
сигнал № 7- <сбор> - глубокое многократное покачивание с крыла на крыло.

115. Данные сигнала могут быть дополнены и другими, но значение вышеуказанных сигналов не должно быть изменено. Сигналы подаются до повторения их подчиненными. Сигналы, подаваемые ведущим пары, относятся к ведомому, командиром звена-к командиру ведомой пары и т. д.
сигнал № 1 повторяется только после обнаружения противника. При встрече со смешанной группой противника сигнал № 4 означает: <Атакуйте истребителей прикрытия противника>.

Начало , часть 2 , часть 3.


Авиация Второй Мировой Войны

Война окончена 1-я страница


Старт