1250 самолетов (вкл. 216 И-16 типов 5, 6 и 10 ("Ласточка"); шесть ТБ-3; 231 И-15 и И-15бис;
Р-5; СБ-2; ДВ-3А; свыше 100 учебных и специальных самолетов)
82 танка (T-26 and БТ-5)
броневики (БА-3, БА-6, БА-10, БА-20)
1850 автомобилей (ЗИС-6) и тракторов
50мм минометы
1600 орудий, вкл. 76мм полевые и зенитные пушки
14000 пулеметов
винтовки; топлива и масла; боеприпасы; медикаменты и мед.оборудование; зап.части
В Китае погибло более 200 советских летчиков-добровольцев, советников и инструкторов.
Также СССР использовал в Монголии 1939
новые типы военной техники:
И-16 тип 17 и И-153; БТ-7; ...
Монгольские войска тоже получали вооружение, напр. 45мм пушки и броневики БА-6.
Воздушные бои
Качество подготовки японских летчиков: было оценено совескими пилотами
высоко. Ветеран Испании Борис Смирнов сказал: "японцы опытнее итальянцев и агрессивнее немцев". Достаточно красноречиво.
2 декабря 1937 советские летчики из бомбардировочной авиации
совершили первый налет на занятый японцами Шанхай, уничтожив японский крейсер и повредив шесть других военных кораблей.
Оборона Уханя. В воздушном бою над городом 29 апреля 1938 был сбит 21 японский самолет, а 31 мая - 15 самолетов.
Удар по Формозе:
Очень рискованное, но очень успешное предприятие советских добровольцев в Китае. Путь до цели от Ханькоу
был более 1000км, то есть на пределе дальности бомбардировщиков СБ-2. Японский
аэродром был окружен горами; он вероятно был защищен истребителями, и уж наверняка - зенитками.
23 февраля 1938, 28 СБ (под командованием капитана Федора Полынина) летели на высоте 4-5км для уменьшения удельного расхода горючего.
Экипажи страдали от аноксии, но кислородных масок было просто неоткуда взять,
Бомберы обошли остров с севера, на приглушенных моторах спустились до 3,5км
и внезапно ударили с тыла. На пути от Формозы через пролив держали высоту 2км и экипажи могли дышать свободно, пока не поднялись до 3,5км
Истребительного сопровождения не было, но по тем временам СБ был действительно
Скоростным Бомбардировщиком, и если б японцы взлетели на перехват, они бы не
смогли догнать нашу группу. Но над целью не было японских истребителей, более
того, на аэродроме не было никакого намека на камуфляж или рассредоточение.
Уверенные в своей безопасности, зенитчики опомнились лишь на отходе СБ от цели, когда стало уже поздно.
Советские самолеты сбросили 2080 бомб. Рейд был шоком для японцев. Аэродром Тайпей был выведен из строя на месяц, около 40 самолетов сгорело,
много несобранных самолетов уничтожено прямо в ящиках. Разбиты различные здания и уничтожен 3-годичный запас топлива.
День рождения микадо: 29 апр. 1939 японцы решили разбить Ханькоу. Восемь девяток бомбардировщиков приближались в
плотном строю. Истребителей прикрытия почему-то не было. Советские летчики сбили двадцать один самолет.
3 окт. 1939 капитан Кулишенко Г.А. (командир авиагруппы) руководил налетом на аэродром Ханькоу.
Японцы тогда потеряли 64 самолета, 130 человек убитыми (в т.ч. 7 высших офицеров) и 300 ранеными.
Первое боевое использование Реактивных Снарядов.
Особое звено Н.И.Звонарева (сам Звонарев, С.Пименов, В.Федосов, И.Михайленко, Т.Ткаченко)
было вооружено истребителями И-16 с восемью РС-82 под крыльями каждый в дополнение к штатным пулеметам. Халкин-Гол.
20 авг. 1939: PСами сбито 2 японских истребителя "97"; 21 авг. 1939: один "97" и 2 бомбардировщика "96".
С помощью РС-82 можно было сбивать противника на дистанции более километра.
Эти атаки имели также большой моральный эффект - японцы сразу выходили из боя.
Они даже не могли понять - чем их сбивают, было лишь предположение, что "русские сумели установить на истребитель пушки калибром около 76мм".
Всего до 15 сент. сбито: 10 истребителей "97", 2 средних бомбера "96", 1 легкий бомбер "97" в 85 боевых вылетах; потерь не было. Советские обозначения для японских военных самолетов: И-95 = Ki-10 ; И-96 = A5M ; И-97 = Ki-27 ; Б-96 = G3M