В 1-ю мировую войну корабли, предназначенные для постановки мин заграждения, назывались "минными транспортами",
позже название сменилось на "Минные заградители".
Минный заградитель «Марти» и линкор «Октябрьская революция» ВМФ СССР на якорной стоянке.
Фото ВОВ: зенитчики у пушки 21-К минзага «Марти».
На минах, поставленных минзагом "Марти", затонули:
1 окт 1941 у Ханко: немецкий охотник за подлодками UJ-117.
21 нояб 1941 у Таллина: немецкий буксир Fohn.
11 июня 1942 у Таллина: немецкий корабль поддержки MRS-11 Osnabruck.
Технические характеристики минного крейсера «Марти»
Водоизмещение - 6200 тонн;
Длина - 122 м; Ширина - 15,5 м; Осадка - 7 м;
Мощность механизмов - 11500 л. с.; Скорость хода - 18 узлов;
Дальность плавания - 2200 миль;
Экипаж - 20 офицеров, 361 матрос;
Вооружение: Артиллерийских орудий - 14; Якорных мин - 320 ед.;
Минзаг ЧФ «Коминтерн» ведет огонь по противнику во время обороны Одессы, 1941 г.
Минный заградитель «Урал» построен в Ленинграде в 1928 году,
в начальный период войны участвовал во многих минно-заградительных операциях, в эвакуации гарнизона Ханко.
С 1942 года «Урал» использовался как плавбаза, а после войны стал учебным судном вплоть до конца 50-х годов.
Водоизмещение полное 5560 т.
Мощность дизельной установки 2200 л.с.
Скорость хода 12 узлов.
Размеры: Длина наибольшая 104 м, ширина 14,6 м, среднее углубление 5,8 м.
Вооружение: четыре 100-мм пушки; четыре 45-мм зенитки; два 12,7-мм пулемета; 264 мины.
Проект 201: минзаги Океан, Мурманск, Охотск - относительно тяжело вооруженные ледоколы.