Можно ли на автомате включать пониженную на ходу, или перевести рычаг из положения Д в положение Н в движении?
На этот счёт гуляют различные заблуждения. Ответ - да, можно, но только не во все положения, иначе можно серьезно повредить АКПП.
Категорически запрещается при движении вперед переводить ручку в позиции «Р» и «R».
В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля.
Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД (рычаг выбора диапазона) в положение «N», поскольку в этом случае
теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля.
А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить без отрицательных последствий.
В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально.
Так, перевод РВД из положения «D» в положение «3» или «2» увеличит эффективность торможения двигателем.
В руководствах некоторых авто прямо указано, что селектор следует переводить в "нейтраль" в случае необходимости завести двигатель уже в движении.
Неопытные автолюбители считают, что при движении под горку "накатом" на нейтрали экономится топливо.
Это ошибка! Наоборот, на самом деле топливо экономится в режиме "торможение двигателем". В этом легко убедиться на автомобилях,
оборудованных экономайзером или расходомером. Расход топлива при "накате" небольшой (равный расходу холостого хода).
Но при торможении двигателем расход будет вообще нулевой или почти нулевой (при достаточном уклоне), несмотря на повышенные
(по сравнению с холостым ходом) обороты двигла. Поэтому, под небольшой уклон нужно использовать положение ручки «D»,
на среднем уклоне - «3» или «2», на сильном уклоне - «1» либо «L».
Итак, какие плюсы движения под уклон на передаче (с ненажатой педалью газа) по сравнению с накатом на нейтралке:
* экономия топлива при торможении двигателем.
* при торможении двигателем не перегреваются тормоза, что может произойти при длительном подтормаживании и
опасно уменьшением эффективности тормозов и даже их отказом.
* при торможении двигателем ведущие колеса не могут заблокироваться, поэтому контроль движения наилучший,
что особенно ценно на скользкой дороге.
* снижение износа тормозной системы при торможении двигателем.
Торможение очень важно с точки зрения безопасности, его можно применять и на механике (МКПП), и на автомате.
Двигатель сконструирован и отрегулирован таким образом, что он всегда стремиться работать на минимальных оборотах
(холостой ход) . Нажимая на газ, водитель может заставить двигатель увеличить частоту вращения, но как только газ отпущен,
обороты двигателя опять стремятся к минимуму. В результате, если автомобиль движется с включенной передачей, при отпускании газа двигатель замедляет автомобиль. Это называется торможение двигателем. Этот процесс очень удобен, так как часто позволяет управлять автомобилем только при помощи одной педали - педали газа. Добавляем газ - разгон, отпускаем - торможение.
Интенсивность замедления на разных передачах разная. Это следствие разных передаточных чисел КПП.
На 1-й передаче достигается минимальная скорость, но зато максимальная сила, поэтому именно на первой передачи
возможно максимально быстрый разгон и максимальное эффективное замедление (двигателю легко ускорять и тозмозить автомобиль).
На 4-й передаче достигаются максимальные скорости, но минимальные ускорения (двигателю трудно воздействовать на автомобиль).
Поэтому совершенно незачем ждать полчаса, пока
двигатель будет с трудом замедлять автомобиль на 4-й передаче, если можно пораньше включить 3-ю, и процесс пойдет быстрее, а
затем 2-ю и процесс пойдет еще быстрее. То есть, при торможении двигателем имеет смысл ждать, когда обороты опустятся
до средних значений, и включать более низкую передачу. Дожидаться уменьшения оборотов до средних значений необходимо
потому что, во первых, теперь уже водитель не заставит двигатель работать с чрезмерной частотой вращения после включения более
низкой передачи и, во вторых, на малых оборотах усилие от двигателя заметно падает и соответственно, снижается эффективность торможения. При торможении двигателем с переключением передач по нисходящей водитель может каждый раз добавлять газ перед отпусканием сцепления, что позволит достичь максимальной плавности хода или отпускать сцепление без добавления газа, что даст большую интенсивность замедления.
Во втором случае требуется особо аккуратно обращаться со сцеплением во избежании рывковых замедлений.
Для чего еще нужно переключать коробку-автомат с «D»? При подъеме мощности двигателя может немного не хватать,
и АКПП будет менять передачи вверх-вниз неоптимально. Поэтому, лучше задать максимальную передачу «3» или «2»,
ограничив её сверху для уверенного подъёма, особенно на груженной машине или горной дороге.
Также есть ошибочное мнение, что на светофоре и прочих кратковременных остановках надо использовать положение N.
Правильно нейтраль использовать для буксировки автомобиля, которая допускается в ограниченных пределах (не дальше 30-50 км) и
на невысокой скорости (не быстрее 40-50 км/ч). При кратковременных остановках рекомендуется пользоваться педалью тормоза.
Что означают цифры, буквы и слова на АКПП
описание и назначение режимов автоматической коробки переключения передач
Необходимо сразу отметить, что в зависимости от марки авто, буквы и цифры АКПП могут отличаться.
Буква «P» — Parking (парковка, стоянка); Буква «R» — Reverse (обратный), т.е. задняя передача; Буква «N» — Neutral, означает нейтральную передачу; Буква «D» — Drive (езда) - основной режим вождения; Буква «A» — Automate, то же самое, что и «D», автоматический режим КПП; Цифра «4» — движение вперед на передаче не выше четвертой; Цифра «3» — движение вперед на передаче не выше третьей; Цифра «2» — движение вперед на передаче не выше второй; Буква «L» — Low (низкий), т.е. пониженная передача, движение вперед на передаче не выше первой; Буква «B» — Bottom, то же самое, что и «L»; Буква «M» — Manual (ручной), неавтоматизированный,
повышение и понижение передачи производится через плюс и минус, т.е. это как МКПП, только проще; Знаки «+» и «-» означают переключение передачи вверх и вниз на одну ступень Буква «S» — Sport, легко догадаться, что это спортивный режим; Две буквы «OD» — Over Drive, режим овердрайв, слово Overdrive переводится, как повышенная передача или ускоренный режим.
АКПП чаще всего имеет 4 передачи, причём 3 передача является прямой (имеет передаточное число 1, что соответствует 4-ой передаче
маханики). 4-ая передача АКПП называется овердрайвом (O/D) - она имеет передаточное число меньше единицы (соответствует 5-ой передаче МКПП) и является повышающей; Буква «W» — Winter, зимний режим, трогание автомобиля с места зимой осуществляется со второй передачи; Буква «E» — Economic, экономичный режим. Слово «HOLD» — удерживание, применяется в сочетании с «L», «D», «S». Читайте руководство. В основном на автомобилях Мазда.
ВНИМАНИЕ!
Буква «В» может означать (в зависимости от модели вашего автомобиля) «Block» — блокировка дифференциала, а следовательно во
время движения включать нельзя (обратитесь к руководству по эксплуатации). Если автомобиль полноприводный и присутствует
и «1» и «L», то буква L может означать «Lock» — блокировка дифференциала, следует также обратиться к руководству по эксплуатации.
В зависимости от автомобиля режимы могут функционально отличаться от указанных букв, поэтому стоит обратиться
непосредственно к руководству по эксплуатации вашего авто.
Kickdown - режим принудительного понижения передачи для резкого повышения крутящего момента.
Кикдаун срабатывает при полностью вжатой в пол педали газа и используется для резкого набора скорости, обычно при обгоне.
Кнопка SHIFT LOCK нужна для разблокировки рычага переключения скоростей. Например, при
заглушенном двигателе и вынутом ключе зажигания, когда требуется перевести селектор передач в из «P» в «N».
Stop&Start. Система «старт-стоп» (Stop and Start) дает экономию топлива и снижение
выбросов в атмоферу на 8-10% при городской езде. Принцип Start-stop заключается в автоматичемком выключении двигателя даже при
коротких остановках (на светофоре и т.п.) и последующем его быстром запуске.